Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:10, реферат
Целью настоящей индивидуальной работы является рассмотрение основных положений теории принятия оптимального решения и возможностей ее применения на практике.
Предметом настоящего исследования является оптимальное управленческое решение.
Объектом настоящего исследования является условия принятия оптимального управленческого решения.
В свете вышеизложенного определим круг задач:
Рассмотреть теоретическую и методологическую базу принятия управленческого решения.
Рассмотреть методы оптимизации управленческих решений
Исследовать возможность применение рассмотренных методов на практике
|
Древовидные
графы или метод «ДЕРЕВО
Метод, применяется при многоходовом процессе анализа и осуществления управленческих решений. Ограничением практического использования данного метода является исходная предпосылка о том, что проект должен иметь обозримое или разумное число вариантов развития. Метод особенно полезен в ситуациях, когда решения, принимаемые в каждый момент времени, сильно зависят от решений, принятых ранее, и в свою очередь определяют сценарии дальнейшего развития событий.4
Дерево решений является одним из наглядных приемов анализа рисков. Кроме того, этот метод используется в процессе принятия управленческих решений в ходе реализации различных проектов.
Как правило, производимые во время реализации проекта затраты требуют осуществления финансовых вложений не единовременно, а в течение определенного, достаточно длительного промежутка времени.
Такое
положение вещей дает
В реальном мире бизнеса фирмы часто прибегают к таким решениям. Издержки отказа от реализации проекта значительно сокращаются, если компания имеет альтернативу для использования активов проекта.
Наконец, отметим, что принятие решений в существующем бизнесе – это динамичный процесс. В каждой узловой точке дерева решений условия реализации проекта могут измениться, что приводит к изменению NPV. Правильно построенное дерево решений позволяет оптимизировать решение и как следствие финансовые показатели
Принцип Парето (Вильфредо Парето 15.7.1848 – 20.8.1923) в упрощенной формулировке известен с начала XX века, а его двухкритериальный вариант – с 1880-х гг. В соответствии с этим принципом во всех задачах оптимизации, содержащих несколько критериев, заданных на множестве возможных решений, выбор наилучшего решения всегда следует осуществлять среди элементов множества Парето. Нередко исследователи этот принцип трактуют как необходимость начала решения любой многокритериальной задачи с построения множества парето-оптимальных решений.
Некоторые экономисты уже давно стали высказывать сомнение в универсальности принципа Парето, т.е. его пригодности при решении любых многокритериальных задач. Кроме того, внимательный анализ сразу обнаруживает отсутствие (математической) строгости в его формулировке. Тем не менее, в указанной упрощенной, нестрогой форме он просуществовал почти до конца прошлого века.
Как известно, главная проблема принятия решений при многих критериях состоит в построении множества "наилучших" (выбираемых) решений. Положение на данный момент таково, что точное определение множества выбираемых решений сформулировать не удается, поскольку оно самым тесным образом связано с индивидом, осуществляющим выбор (т.е. с ЛПР), точное моделирование поведения которого в процессе выбора в настоящее время невозможно из-за огромного числа факторов, влияющих на этот процесс. Если рассматривать упрощенно, у каждого ЛПР свои представления о "наилучших" решениях, а значит, и о множестве выбираемых решений. Поэтому каждое ЛПР имеет право на свое собственное множество выбираемых решений, которое зависит еще и от специфики решаемой задачи и может сильно изменяться от этой специфики.
В таком положении многочисленные существующие эвристические методы не обеспечивают никаких гарантий качества принимаемых решений. Поэтому представляется целесообразным и обоснованным лишь путь построения тех или иных гарантированных оценок сверху для неизвестного множества выбираемых решений на основе той или иной информации о решаемой задаче и неполных имеющихся сведений о поведении ЛПР в процессе выбора.
Математически принцип Парето представляет собой включение множества выбираемых решений в множество Парето. Тем самым, в соответствии с этим принципом при определенных предположениях множество Парето является оценкой сверху для неизвестного множества выбираемых решений. При этом определение множества выбираемых решений не дается, поскольку в этом нет необходимости. Имеется лишь аксиома, которая требует, чтобы решение, не выбираемое в паре, не должно оказаться выбранным из всего множества возможных решений.
Принципы оптимизации, которых по Парето следует придерживаться для принятия оптимального решения выглядят следующим образом:
Практическая часть настоящей индивидуальной работы представляет собой выработку плана действий электротехнической компании, которая рассматривает программу выпуска нового осветительного оборудования, рассчитанную на пять лет.
При этом руководству необходимо принять следующие основные решения:
Предварительные условия:
По
оценке специалистов службы сбыта спрос
на новое осветительное
Специальное маркетинговое исследование будет стоить около 100 тыс. рублей. Полагают, что с вероятностью 0,6 оно может дать хороший прогноз реализации нового оборудования. В этом случае на реализацию продукции будут направлены дополнительные усилия, которые увеличат ожидаемый ежегодный доход и изменят вероятность спроса: вероятность высокого спроса повысится до 0,9, а низкого - снизится до 0,1. Однако не исключен и плохой прогноз реализации новой продукции, его вероятность - 0,4. В этом случае руководство компании не будет налаживать выпуск нового оборудования, а продолжит выпуск старых видов продукции.
Финансовая информация, необходимая для обоснования принимаемых решений, включает в себя:
Таблица 2 Ежегодный доход при введении нового оборудования, тыс. руб.
Спрос | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год |
Высокий | 200 | 400 | 500 | 300 | 100 |
Низкий | 100 | 150 | 200 | 100 | 50 |
Таблица 3 Увеличение ежегодного дохода в случае, если специальное маркетинговое исследование даст хороший прогноз, тыс. руб.
Спрос | ||
Высокий | + 100 | |
Низкий |
+ 50 |
Таблица 4. Ежегодный доход при выпуске старых видов продукции в случае отказа от выпуска нового оборудования, в тыс. руб.
доход | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год |
значение | 200 | 200 | 150 | 100 | 50 |