Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:45, курсовая работа
Цель работы - выводы по проведенному организационно-управленческому анализу организации и разработка предложений по улучшению организации управления. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - дать общую характеристику Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области
- проанализировать миссии и цели Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области
- оценить действующую организационную структуру управления Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области - провести анализ организационной культуры Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области - сделать выводы и предложения по организации управления в Государственном комитете по делам ЗАГС Челябинской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИИ 5
Понятие миссии организации 5
1.2 Цели системы управления 8
1.3 Понятие организационной структуры: ее типы и виды 13
1.4 Типология организационных культур 30
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ ЗАГС ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 37
2.1 Общая характеристика государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области 37
2.2 Анализ миссии и целей организации 40
2.3 Оценка действующей организационной структуры управления 42
2.4 Анализ организационной культуры 46
3 ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 59
ПРИЛОЖЕНИЕ В 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 62
Органический тип структур управления
Органические или адаптивные структуры управления стали развиваться примерно с конца 70-х годов, когда, с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг резко обострило конкуренцию среди предприятий и жизнь потребовала от предприятий высокой эффективности и качества работы и быстрой реакции на изменения рынка, и с другой стороны, стала очевидной неспособность структур иерархического типа этим условиям соответствовать. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые), бригадные формы структур. При внедрении этих структур необходимо одновременно изменять и взаимоотношения между подразделениями предприятия. Если же сохранять систему планирования, контроля, распределения ресурсов, стиль руководства, методы мотивации персонала, не поддерживать стремление работников к саморазвитию, результаты внедрения таких структур могут быть отрицательными.
Бригадная (кросс - функциональная) структура управления
Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам). Форма бригадной организации работ - достаточно древняя организационная форма, достаточно вспомнить рабочие артели, но только с 80-х годов началось ее активное применение как структуры управления организацией, во многом прямо противоположной иерархическому типу структур. Основными принципами такой организации управления являются:
Эти принципы разрушает
свойственное иерархическим структурам
жесткое распределение
В организации, построенной по этим принципам, могут как сохраняться функциональные подразделения (Рис.5), так отсутствовать (Рис.6). Такая форма организации называется кросс-функциональной, во многом она близка к матричной. Во втором случае функциональные подразделения как таковые отсутствуют, ее мы будем назвать собственно бригадной. Такая форма достаточно широко применяется в организации управления по проектам.
Преимущества бригадной (кросс-функциональной) структуры:
Недостатки бригадной (кросс-функциональной) структуры:
Вывод: данная форма организационной структуры наиболее эффективна в организациях с высоким уровнем квалификации специалистов при их хорошем техническом оснащении, в особенности в сочетании с управлением по проектам. Это - один из типов организационных структур, в которых наиболее эффективно воплощаются идеи современной философии качества.
Проектная структура управления
Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т. д. Деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе). По форме структура управления по проектам может соответствовать как бригадной (кросс-функциональной) структуре, так и дивизионной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а на срок выполнения проекта.
Преимущества структуры управления по проектам:
Недостатки структуры управления по проектам:
Вывод: преимущества перевешивают недостатки на предприятиях с небольшим числом одновременно выполняемых проектов. Возможности воплощения принципов современной философии качества определяются формой управления проектами.
Матричная (программно - целевая) структура управления
Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с 2-мя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируют проекты, для постоянной деятельности - целевые программы. В организации и проекты, и целевые программы могут сосуществовать. Пример матричной программно - целевой структуры управления (фирма "Тойота") приведен на Рис. 7. Эта структура была предложена Каори Ишикава в 70-х годах и с небольшими изменениями функционирует по сей день не только на фирме "Тойота", но и на многих других фирмах по всему миру.
Управление по целевым программам осуществляется на "Тойоте" через функциональные комитеты. Например, при создании функционального комитета в области обеспечения качества председателем комитета назначается уполномоченный руководства по качеству. Из практики фирмы "Тойота", количество членов комитета не должно превышать пяти. В состав комитета входят как сотрудники отдела обеспечения качества, так и 1-2 сотрудника других отделов. Каждый комитет имеет секретариат и назначает секретаря для ведения дел. Основные вопросы рассматриваются комитетом на ежемесячных заседаниях. Комитет также может создавать группы, работающие над отдельными проектами. Комитет по качеству определяет права и обязанности всех отделов, связанных с вопросами качества и устанавливает систему их взаимоотношений. Ежемесячно комитет по качеству анализирует показатели обеспечения качества и разбирается в причинах рекламаций, если таковые имеются. В то же время комитет не несет ответственности за обеспечение качества. Эта задача решается непосредственно каждым отделом в рамках вертикальной структуры. Обязанностью комитета является соединение вертикальной и горизонтальной структуры для улучшения деятельности всей организации.
Преимущества матричной структуры:
Недостатки матричных структур:
Вывод: внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организациях с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников, в противном случае возможна дезорганизация управления (на фирме "Тойота" внедрение матричной структуры заняло около 10 лет). Эффективность воплощения в жизнь идей современной философии качества в такой структуре доказана практикой фирмы "Тойота".
Показатели оценки фактических организационных
структур управления
Первичные количественные показатели
1. Общая численность работников организации, в том числе:
– число управленцев;
– доля управленцев в общей численности работников;
– число не руководящих кадров.
2. Число уволившихся работников (за какой-либо период).
3. Количество уровней управления.
4. Количество подразделений.
5. Объем реализованной продукции в денежном выражении
Вторичные количественные показатели
1. Среднее число подчиненных у одного руководителя:
Ч подч = Чн / Чу,
где Чн — число не руководящих кадров;
Чу — число управленцев.
Чем меньше величина Ч подч, тем легче происходит процесс управления. Считается нормальным 7–10 подчиненных на одного руководителя, однако введение электронной техники привело к повышению нормативного уровня примерно до 40–50 человек.
2. Коэффициент структурной напряженности:
Ксн = N / d,
где N — общее число подразделений;
d — удельный вес работников аппарата управления, % от общей численности работников.
Чем выше коэффициент Ксн (измеряется от 0 до 1), тем выше структурная напряженность. Она может быть незначительной, рациональной и значительной (когда требуется принимать определенные меры для ее снижения (выше 1)).
d = Чу / Чн · 100,
где Чн — число не руководящих кадров;
Чу — число управленцев.
Нормативная величина коэффициента структурной напряженности может быть рассчитана по специальной таблице.
3. Текучесть кадров — движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации определенным работником.
Кт = Рв / Р · 100,
где Кт — коэффициент текучести;
Рв — численность работников, уволенных по причинам текучести;
P — общая численность работников.
Нормой считается текучесть кадров до 5–8 %. Излишняя текучесть вызывает значительные экономические потери, а также создает организационные, кадровые, технологические и психологические трудности.
4. Эффективность труда аппарата управления:
Пауп = В / Чу,
где В — объем реализованной
продукции в стоимостном
Чу — число управленцев.
Чем выше значение коэффициента в динамике, тем выше эффективность труда аппарата управления.
Информация о работе Организационно-управленческий анализ организации