Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 22:44, курсовая работа
Если рассматривать организацию как некую систему, то наряду с такими ее свойствами, как открытость, реальность, сложность, целостность, полиструктурность, изменчивость, иерархичность можно выделить то, что организация — это еще и «живущая» система. Организация имеет свои входы и выходы. Внутри нее происходит трансформация входов в выходы. Организация имеет свои границы, она живет в окружающей ее среде, которая влияет на нее.
.д.
Пожарная безопасность
Информация об организации
ВВЕДЕНИЕ
1. Внешняя среда………………………………………………………………………3
2. Менеджмент и самоорганизация…………………………………………….…...8
3. Предприятие, определение……………………………………………………….11
4. Организация. Некоторые определения…………………………………………14
5. Построение организации………………………………………………………....15
6. Место и роль подразделений в организационной структуре………………...17
7. Определение обязанностей и полномочий. Схемы организаций…………….20
8. Типы организационных структур……………………………………………….23
9. Взаимоотношение членов организации………………………………………...26
10. Принципы создания хорошей организации………………………………......28
11. Полномочия, централизация и децентрализация…………………………….30
12. Масштабы управления………………………………………………………….31
13. Передача полномочий…………………………………………………………..32
14. Децентрализация………………………………………………………………..33
15. Централизация…………………………………………………………………..35
16. Координация деятельности…………………………………………………….36
17. Место и роль комиссий (комитетов) в структуре организации……..............38
18. Совет директоров (Правление)……………… ………………………………...39
19. Директора…………………………………….........................................................41
20. Контроль………………………………………………………………………...43
21.Заключение………………………………………………………………….…...44
22.Список литературы…………………………………………………………..….
В-пятых, на основе интересов потребителя. В тех отраслях, где покупатель является ключевым фактором, его интересы оказывают решающее влияние на структуру организации. Это особенно характерно для службы сервиса.
В крупных по масштабам деятельности компаниях используются все или некоторые из вышеприведенных способов.
Первичная
форма организации — когда осуществляется
прием сотрудников — может быть представлена
в следующем виде (см. рис. 1).
Примечание.
В данном случае функция сбыта
осуществляется по географическому признаку,
но может быть организована и по признаку
выпускаемой продукции или в соответствии
с запросами потребителей. Это зависит
от того, какому фактору мы отдаем предпочтение.
При формировании структур управления во внимание принимаются следующие вопросы:
Определение
обязанностей и полномочий.
Схемы организаций.
Для эффективной работы организации важно четко и ясно определить функциональные обязанности и полномочия, а также их взаимоотношение. Существуют три метода определения обязанностей и полномочий и их передачи в рамках организации. Каждый сотрудник компании должен понимать, что ожидается от него, какими полномочиями он обладает, какими должны быть его взаимоотношения с другими служащими.
Это достигается с помощью схемы организации, дополненной соответствующими справочниками (инструкциями), и распределения обязанностей.
Организационные схемы, таблицы. Слушателю рекомендуется построить схему структуры организации с системой внутренних взаимосвязей. При построении таких схем необходимо учитывать следующее: схема дает лишь общие контуры структуры организации; она должна быть доступна для понимания, содержать минимальное количество деталей; не существует стандартных построений организационной структуры, каждая фирма имеет свои особенности. Схема должна отражать реальную структуру фирмы и не являться своего рода теоретическим стандартом. Если схему структуры трудно составить, то причина может заключаться в том, что сама организация дефектна, то есть с течением времени ее структура стала неэффективной, громоздкой, а линии взаимоотношений стали искаженными.
Позитивная
сторона использования
Схема позволяет выделить линии взаимозависимости и отношений внутри организации.
Как источник получения информации схема может быть использована в рамках ознакомления с деятельностью и структурой управления предприятием (в частности, вновь принятых на работу), а также в качестве дополнительного наглядного материала при изучении должностных инструкций. Ею можно воспользоваться в качестве основы для возможной реорганизации или модификации структуры организации.
Наконец, схема используется в качестве справочного материала, позволяет служащим предприятия быстро ознакомиться с происшедшими в рамках организации изменениями. Для этой цели структурная схема организации может быть помещена на доске объявлений.
Недостатки
использования схематичных
Во-вторых, в схеме не отражаются неформальные отношения, что снижает ее практическую значимость.
Схемы могут привести к бюрократизму. Они по существу негибки и отражают устойчивые каналы взаимоотношений, но не указывают наиболее рациональных, коротких связей, которые весьма часто возникают в процессе деятельности организации.
Наконец, нередко возникают трудности в представлении об уровнях значимости. Неправильное впечатление может возникнуть в результате чтения схемы, где на одной горизонтальной линии показаны несколько менеджеров, что якобы подразумевает их одинаковый статус. Поэтому иногда, довольно сложно с требуемой точностью обозначить реальные отношения, разную значимость должностей и положений.
Руководство (справочник) по организационному построению предприятия. Такие виды документов часто называются отдельными справочниками или инструкциями. Они содержат перечень должностей с их подробным описанием (часто в форме описания производственных обязанностей, взаимоотношений, полномочий, соответствующих принципов и практики).
Распределение
обязанностей означает определение
масштаба полномочий и меры ответственности
по каждой должности, обозначенной на
схеме. Здесь же содержится описание выполняемых
функций. В документе «Распределение обязанностей»
должны содержаться следующие положения:
название должности; отдел, в котором имеется
эта должность; уровень положения; описание
выполняемых функций; обязанности и права;
взаимоотношения с руководством,
коллегами и подчиненными; число подчиненных,
их особенности; должность непосредственного
руководителя; особые полномочия
(обязанности); ограничения в полномочиях
(например, возможность действовать по
своему усмотрению, определение величины
денежных средств).
Типы
организационных
структур
До сих пор мы рассматривали организацию с функциональной точки зрения. Однако анализ взаимоотношений между различными должностями, постами показывает, что существует целый ряд типов организационных структур, среди которых построение по принципу отделов (подразделений) является наиболее простым. Сейчас же к вопросу об организации мы подойдем с точки зрения распределения полномочий, производственных обязанностей. В связи с этим организации можно классифицировать по таким типам построения управления:
Линейная организация управления. Распределение должностных обязанностей осуществлено таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации.
Все полномочия — прямые (линейные) — идут от высшего звена управления к низшему. В числе преимуществ линейной организации — ответственность, установленные обязательства, четкое распределение обязанностей и полномочий; оперативный процесс принятия решений; простота в понимании и использовании, возможность поддерживать необходимую дисциплину. Этот тип управленческой структуры обычно ведет к формированию стабильной и прочной организации.
В числе недостатков линейного построения организации — негибкость, жесткость, неприспособленность к дальнейшему росту организации. Утрата (отставка, смерть) руководителя может привести к более серьезным последствиям, чем при гибком построении организационной структуры. Метод управления может быть бюрократическим, диктаторским, что уменьшает потенциальные возможности и сдерживает инициативу молодых руководителей; руководящие лица могут быть перегружены обязанностями, ответственностью, что может привести к стрессу и плохому управлению.
Линейное и функциональное построение организации. Это наиболее распространенный подход (см. рис. 2). В данном случае линейное управление подкрепляется специальными вспомогательными службами.
Среди
недостатков линейного и
Рис. 2
Примечания:
Многие учебники называют линейно-функциональное построение функциональным. Это связано с тем, что функциональное построение организации в своем чистом виде — довольно редкое явление.
Матричная система построения организации. Такая схема распределения полномочий предназначена для объединения в группу специалистов компании с целью работы над специальным проектом (см. рис. 3).
Построение
организации с использованием
комиссий. Управленческому аппарату оказывается
поддержка со стороны постоянных комиссий,
что имеет место сегодня в системе больничного
обслуживания. Очень часто комиссия имеет
нижестоящую линейную организацию, через
которую и осуществляется управление.
Рис. 3
Взаимоотношение членов
организации
Существование столь большого разнообразия типов построения организации безусловно ведет к установлению разных видов взаимоотношений между членами организации, занимающими различные посты и должности. Виды отношений внутри организации аналогичны типу построения структуры ее управления. Они включают следующие варианты:
Линейные
отношения — это отношения
между руководителем и его
подчиненными. Например, начальник цеха
— мастер, главный бухгалтер — бухгалтер-калькулятор.
Функциональные отношения — это отношения специалиста, который уполномочен выполнять ту или иную функцию в рамках всей организации, с другими членами организации. Обычно такая производственная миссия имеет рекомендательный характер. Например, начальник отдела кадров поддерживает функциональные отношения с начальником цеха в вопросах приема на работу, обучения и социального обеспечения работников. Бухгалтер может иметь функциональные отношения с заведующим отделом сбыта по вопросам финансирования продаж, рекламы и т.п. Причем и сам функциональный руководитель находится в рамках своей линейной организации, например начальник отдела кадров по отношению к сотрудникам своего отдела.
Отношения управленческого аппарата. Данный тип отношений имеет место в случае представления чьих-либо прав и полномочий. Должностные обязанности при этом состоят в предоставлении рекомендаций, советов. Например, помощник начальника управления вступает в отношения с линейными руководителями как бы от имени и по поручению начальника управления, выражая волю и желание последнего. В этом случае помощник осуществляет полномочия, которыми обладает начальник управления. Не располагая лично полномочиями, помощник не принимает решения, но его обязанность состоит в предоставлении рекомендаций своему непосредственному руководителю по тем или иным производственным, коммерческим и другим вопросам, связанным с предпринимательством.