Организация и менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание

Если рассматривать организацию как некую систему, то наряду с такими ее свойствами, как открытость, реальность, сложность, целостность, полиструктурность, изменчивость, иерархичность можно выделить то, что организация — это еще и «живущая» система. Организация имеет свои входы и выходы. Внутри нее происходит трансформация входов в выходы. Организация имеет свои границы, она живет в окружающей ее среде, которая влияет на нее.

.д.

Содержание

Пожарная безопасность

Информация об организации

ВВЕДЕНИЕ

1. Внешняя среда………………………………………………………………………3

2. Менеджмент и самоорганизация…………………………………………….…...8

3. Предприятие, определение……………………………………………………….11

4. Организация. Некоторые определения…………………………………………14

5. Построение организации………………………………………………………....15

6. Место и роль подразделений в организационной структуре………………...17

7. Определение обязанностей и полномочий. Схемы организаций…………….20

8. Типы организационных структур……………………………………………….23

9. Взаимоотношение членов организации………………………………………...26

10. Принципы создания хорошей организации………………………………......28

11. Полномочия, централизация и децентрализация…………………………….30

12. Масштабы управления………………………………………………………….31

13. Передача полномочий…………………………………………………………..32

14. Децентрализация………………………………………………………………..33

15. Централизация…………………………………………………………………..35

16. Координация деятельности…………………………………………………….36

17. Место и роль комиссий (комитетов) в структуре организации……..............38

18. Совет директоров (Правление)……………… ………………………………...39

19. Директора…………………………………….........................................................41

20. Контроль………………………………………………………………………...43

21.Заключение………………………………………………………………….…...44

22.Список литературы…………………………………………………………..….

Работа состоит из  1 файл

Организация и менеджмент.doc

— 854.00 Кб (Скачать документ)

       В-пятых, на основе интересов потребителя. В  тех отраслях, где покупатель является ключевым фактором, его интересы оказывают решающее влияние на структуру организации. Это особенно характерно для службы сервиса.

       В крупных по масштабам деятельности компаниях используются все или  некоторые из вышеприведенных способов.

       Первичная форма организации — когда осуществляется прием сотрудников — может быть представлена в следующем виде (см. рис. 1). 
 

         

Примечание. В данном случае функция сбыта осуществляется по географическому признаку, но может быть организована и по признаку выпускаемой продукции или в соответствии с запросами потребителей. Это зависит от того, какому фактору мы отдаем предпочтение. 

       При формировании структур управления во внимание принимаются следующие вопросы:

  • стратификация, то есть сколько может потребоваться уровней управления;
  • формализация, то есть насколько формальным должно быть взаимодействие. Чем более бюрократичен стиль, тем более формальной и системной должна быть внутренняя структура;
  • централизация, то есть иерархия доведения принятых решений, все ли вопросы должно решать высшее руководство;
  • сложность организационной структуры, то есть насколько сложным должно быть управление с организационной точки зрения. Простая иерархия с четким распределением прав и обязанностей легка для понимания, в отличие от матричного типа построения структуры управления, что будет рассмотрено ниже.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Определение обязанностей и полномочий. Схемы организаций. 
 

       Для эффективной работы организации  важно четко и ясно определить функциональные обязанности и полномочия, а также их взаимоотношение. Существуют три метода определения обязанностей и полномочий и их передачи в рамках организации. Каждый сотрудник компании должен понимать, что ожидается от него, какими полномочиями он обладает, какими должны быть его взаимоотношения с другими служащими.

       Это достигается с помощью схемы  организации, дополненной соответствующими справочниками (инструкциями), и распределения обязанностей.

       Организационные схемы, таблицы. Слушателю рекомендуется построить схему структуры организации с системой внутренних взаимосвязей. При построении таких схем необходимо учитывать следующее: схема дает лишь общие контуры структуры организации; она должна быть доступна для понимания, содержать минимальное количество деталей; не существует стандартных построений организационной структуры, каждая фирма имеет свои особенности. Схема должна отражать реальную структуру фирмы и не являться своего рода теоретическим стандартом. Если схему структуры трудно составить, то причина может заключаться в том, что сама организация дефектна, то есть с течением времени ее структура стала неэффективной, громоздкой, а линии взаимоотношений стали искаженными.

       Позитивная  сторона использования схематичных  построений. На подготовительном этапе построения схемы организации последняя должна быть подвергнута тщательному анализу. Такое исследование само по себе принесет большую пользу, поскольку оно обнаруживает «слабые места», накладки полномочий, недостаточно управляемые звенья производственного процесса и т.п.

       Схема позволяет выделить линии взаимозависимости и отношений внутри организации.

       Как источник получения информации схема  может быть использована в рамках ознакомления с деятельностью и структурой управления предприятием (в частности, вновь принятых на работу), а также в качестве дополнительного наглядного материала при изучении должностных инструкций. Ею можно воспользоваться в качестве основы для возможной реорганизации или модификации структуры организации.

       Наконец, схема используется в качестве справочного  материала, позволяет служащим предприятия быстро ознакомиться с происшедшими в рамках организации изменениями. Для этой цели структурная схема организации может быть помещена на доске объявлений.

       Недостатки  использования схематичных построений. Это, во-первых, статичность. Схема строения организации быстро устаревает. Она отражает организацию в определенный момент времени, в этом смысле она статична. Но так как бизнес динамичен, то, несмотря на то что основная структура организации остается неизменной в течение длительного времени, в рамках этой структуры возникает много изменений (например, кадровых), что, естественно, требует внесения определенных замен и дополнений.

       Во-вторых, в схеме не отражаются неформальные отношения, что снижает ее практическую значимость.

       Схемы могут привести к бюрократизму. Они  по существу негибки и отражают устойчивые каналы взаимоотношений, но не указывают наиболее рациональных, коротких связей, которые весьма часто возникают в процессе деятельности организации.

       Наконец, нередко возникают трудности в представлении об уровнях значимости. Неправильное впечатление может возникнуть в результате чтения схемы, где на одной горизонтальной линии показаны несколько менеджеров, что якобы подразумевает их одинаковый статус. Поэтому иногда, довольно сложно с требуемой точностью обозначить реальные отношения, разную значимость должностей и положений.

       Руководство (справочник) по организационному построению предприятия. Такие виды документов часто называются отдельными справочниками  или инструкциями. Они содержат перечень должностей с их подробным описанием (часто в форме описания производственных обязанностей, взаимоотношений, полномочий, соответствующих принципов и практики).

       Распределение обязанностей означает определение  масштаба полномочий и меры ответственности по каждой должности, обозначенной на схеме. Здесь же содержится описание выполняемых функций. В документе «Распределение обязанностей» должны содержаться следующие положения: название должности; отдел, в котором имеется эта должность; уровень положения; описание выполняемых функций; обязанности и права; взаимоотношения с руководством, коллегами и подчиненными; число подчиненных, их особенности; должность непосредственного руководителя; особые полномочия (обязанности); ограничения в полномочиях (например, возможность действовать по своему усмотрению, определение величины денежных средств). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Типы  организационных  структур 

       До  сих пор мы рассматривали организацию  с функциональной точки зрения. Однако анализ взаимоотношений между различными должностями, постами показывает, что существует целый ряд типов организационных структур, среди которых построение по принципу отделов (подразделений) является наиболее простым. Сейчас же к вопросу об организации мы подойдем с точки зрения распределения полномочий, производственных обязанностей. В связи с этим организации можно классифицировать по таким типам построения управления:

  • с линейной организацией управления;
  • с линейным и функциональным управлением;
  • с матричной системой управления;
  • с использованием комитетов (комиссий).

       Линейная  организация управления. Распределение  должностных обязанностей осуществлено таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации.

       Все полномочия — прямые (линейные) — идут от высшего звена управления к низшему. В числе преимуществ линейной организации — ответственность, установленные обязательства, четкое распределение обязанностей и полномочий; оперативный процесс принятия решений; простота в понимании и использовании, возможность поддерживать необходимую дисциплину. Этот тип управленческой структуры обычно ведет к формированию стабильной и прочной организации.

       В числе недостатков линейного  построения организации — негибкость, жесткость, неприспособленность к  дальнейшему росту организации. Утрата (отставка, смерть) руководителя может привести к более серьезным последствиям, чем при гибком построении организационной структуры. Метод управления может быть бюрократическим, диктаторским, что уменьшает потенциальные возможности и сдерживает инициативу молодых руководителей; руководящие лица могут быть перегружены обязанностями, ответственностью, что может привести к стрессу и плохому управлению.

       Линейное  и функциональное построение организации. Это наиболее распространенный подход (см. рис. 2). В данном случае линейное управление подкрепляется специальными вспомогательными службами.

       Среди недостатков линейного и функционального  построения — разногласия между линейными и функциональными служащими. Линейные служащие часто противодействуют работе функциональных экспертов; возникающие разногласия могут выразиться в неправильном толковании полученной от экспертов информации, которая передается линейными служащими непосредственным исполнителям.  
 
 
 

        Рис. 2 
 

       Примечания:

    1. Производство продукции Б включает в себя четыре технологических процесса (например, сварку, окраску, сборку и т.д.). Информация о каждом процессе поступает управляющему производством Б.
    2. Руководитель отдела планирования корпорации, менеджер по вопросам компьютеризации, начальник службы рационализации управления являются сотрудниками, занимающими должности руководящего аппарата, оказывают помощь или дают свои рекомендации линейным руководителям.
 

       Многие  учебники называют линейно-функциональное построение функциональным. Это связано с тем, что функциональное построение организации в своем чистом виде — довольно редкое явление.

       Матричная система построения организации. Такая  схема распределения полномочий предназначена для объединения в группу специалистов компании с целью работы над специальным проектом (см. рис. 3).

       Построение  организации с использованием комиссий. Управленческому аппарату оказывается поддержка со стороны постоянных комиссий, что имеет место сегодня в системе больничного обслуживания. Очень часто комиссия имеет нижестоящую линейную организацию, через которую и осуществляется управление. 
 
 
 
 

Рис. 3

             Взаимоотношение членов организации 

       Существование столь большого разнообразия типов построения организации безусловно ведет к установлению разных видов взаимоотношений между членами организации, занимающими различные посты и должности. Виды отношений внутри организации аналогичны типу построения структуры ее управления. Они включают следующие варианты:

  • линейные отношения;
  • функциональные отношения;
  • отношения управленческого аппарата;
  • латеральные отношения.

Линейные  отношения — это отношения  между руководителем и его  подчиненными. Например, начальник цеха — мастер, главный бухгалтер — бухгалтер-калькулятор. 

       Функциональные  отношения — это отношения  специалиста, который уполномочен  выполнять ту или иную функцию  в рамках всей организации, с другими членами организации. Обычно такая производственная миссия имеет рекомендательный характер. Например, начальник отдела кадров поддерживает функциональные отношения с начальником цеха в вопросах приема на работу, обучения и социального обеспечения работников. Бухгалтер может иметь функциональные отношения с заведующим отделом сбыта по вопросам финансирования продаж, рекламы и т.п. Причем и сам функциональный руководитель находится в рамках своей линейной организации, например начальник отдела кадров по отношению к сотрудникам своего отдела.

       Отношения управленческого аппарата. Данный тип отношений имеет место в случае представления чьих-либо прав и полномочий. Должностные обязанности при этом состоят в предоставлении рекомендаций, советов. Например, помощник начальника управления вступает в отношения с линейными руководителями как бы от имени и по поручению начальника управления, выражая волю и желание последнего. В этом случае помощник осуществляет полномочия, которыми обладает начальник управления. Не располагая лично полномочиями, помощник не принимает решения, но его обязанность состоит в предоставлении рекомендаций своему непосредственному руководителю по тем или иным производственным, коммерческим и другим вопросам, связанным с предпринимательством.

Информация о работе Организация и менеджмент