Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 22:13, курсовая работа
На рубеже 60-70 годов XX века в развитых странах становится очевидным, что информационные технологии и процессы начинают оказывать существенное влияние на развитие общества. Попытки осмыслить это влияние приводят к зарождению концепции информационного общества – общества, в котором главной ценностью и структурообразующей основой является информация, и в котором все процессы тесно связаны с информацией и информационными технологиями (прежде всего, электронными).
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО» 4
1.1.Понятие, сущность информационного общества 4
1.2.Причины и последствия информационных революций 6
2. ИСТОКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 8
2.1. Информационное общество как развитие идей постиндустриализма 8
2.2. Сетевое общество и информационализм 12
2.3. Идеи «электронного общества» и «общества знания» 16
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 20
4. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 25
4.1 Проблема «цифрового неравенства» 25
4.2. Правовое регулирование 25
4.3 Личность в условиях информатизации 26
5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
-
увеличивается воздействие
Так,
например, философ и социолог М. Маклюэн
рассматривал технологии коммуникации
в качестве решающего фактора
процесса формирования той или иной
социально-экономической
-
«мозаичность» построения
-
«резонанс» этих сообщений в
воспринимающем их сознании, который
преодолевает мозаичную
При
этом наиболее подходящим средством
удержания сознанием цельности
восприятия бурно обновляющейся
мозаично-резонансной
К теме информационного общества обращались и отечественные ученые, в частности, А.И. Ракитов в конце 1980-х годов писал, что переход к информационному обществу означает, что важнейшим продуктом социальной деятельности становятся производство, эксплуатация и использование услуг и знаний, причем удельный вес знаний в этом сочетании возрастает. Подлинное информационное общество должно обеспечить правовые и социальные гарантии того, что каждый гражданин общества, находящийся в любом пункте и в любое время, сможет получить всю необходимую для его жизнедеятельности и решения стоящих перед ним проблем информацию. Информационное общество – это общество, где все средства информационной технологии, т.е. компьютеры, интегрированные системы, кабельная, спутниковая и другая связь, видеоустройства, программное обеспечение, научные исследования нацелены на то, чтобы сделать информацию общедоступной и активно внедряемой в производство и жизнь.
Ракитов основным критерием информационного общества считает количество и качество имеющейся в обращении информации, ее эффективную передачу и переработку. Дополнительным критерием является доступность информации для каждого благодаря относительной ее дешевизне. Это означает, что огромная масса людей переключается из сферы производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в сферу производства и распространения информации. Соответственно возникает особая информационная экономика, играющая все более важную роль во всех промышленно развитых странах. В ней выделяются два сектора. Первый производит информационные продукты и услуги для непосредственного потребления, второй – для производства других продуктов. Информационное общество демонстрирует такой уровень развития экономики, когда информационный сектор экономики выходит на первое место по числу занятых в нем трудящихся.
О.А. Финько и Ю.М. Нестеров акцентируют внимание на том, что в условиях информационного общества компьютеры, подключенные к информационным сетям, появляются в каждом доме и любой человек может любую полную и достоверную информацию независимо от своего географического местоположения. При этом предоставляется возможность оперативной коммуникации как каждого члена общества с каждым, так и с государственными и общественными структурами. Трансформируется деятельность СМИ, с тем, чтобы более полно использовать возможности информационных сетей. Теряют значение географические и геополитические границы государств, в рамках информационных сетей происходит «столкновение» информационных законодательств стран, возникает необходимость гармонизации законодательств. Также появляются новые формы деятельности с использованием информационных сетей: работа, творчество, воспитание и образование, медицина.
Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. При этом можно обобщить ранее изложенные тезисы и сформулировать основные его характеристики. Определяющим фактором общественной жизни в целом является научное знание, которое вытесняет труд в его роли фактора стоимости товаров и услуг. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и как следствие, ядром социальной организации, главным социальным институтом становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Уровень знаний, а не собственность, становится определяющим фактором социальной дифференциации, что требует развития новых социальных институтов. Инфраструктурой информационного общества является новая «интеллектуальная», а не «механическая» техника. Социальная организация и информационные технологии образуют единство, и социальные процессы становятся программируемыми.
Особо
подчеркивается то, что в «обществе
знания» приоритетами должны являться
качество образования, свобода выражения
мнений, универсальный доступ к информации
для всех, уважение культурного и языкового
разнообразия.
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
В
теоретических работах, посвященных
проблемам информационного
Несмотря на существенно
Следует отметить, что важнейшей современной тенденцией является развитие глобальных телекоммуникационных сетей и конвергенция на их основе самых разных телекоммуникационных услуг, в том числе и традиционных – телефонной связи, телевидения и т.д. Если в 1970 - 1980 годах компьютерные сети существовали в основном рамках отдельных корпораций, ведомств и государственных структур, то с начала 1990-х годов, наблюдается развитие сетей на новом глобальном уровне. Важнейшим катализатором этого процесса стало мировое признание компьютерной сети Интернет. Именно она смогла объединить миллионы людей и сотни стран, сократить географические расстояния и ликвидировать преграды для общения в различных областях науки, культуры и образования. Многократно испытанные преимущества Интернета практически во всем мире привели к постепенному переходу от развития собственных корпоративных или ведомственных сетей к построению открытых стандартизованных систем и их интеграции в Интернет.
В настоящее время можно с полной уверенностью говорить о становлении всеохватывающей электронной среды для экономической деятельности, которая получила название «глобальная сетевая экономика». Компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут с меньшими затратами контактировать с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для осуществления торговли или обмена идеями. Разворачивающийся прогресс в формировании и расширении масштабов сетевой экономики обусловлен, во-первых, непрекращающимся развитием и быстрым распространением информационно-коммуникационных технологий, а также постоянным снижением цен на их приобретение и использование, что повышает их доступность. Во-вторых, наблюдается значительное перемещение различных видов социально-экономической деятельности в электронную среду, которая уже сегодня представляет тысячи видов бизнеса. Унификация правил электронной торговли в мировом масштабе пока представляется отдаленной перспективой, но в этом направлении ведется сотрудничество по линии ряда международных организаций.
Существенные трансформации происходят в массовом сознании. Наибольшее воздействие на этот процесс оказывают электронные СМИ и, прежде всего, Интернет. Выбор информационных продуктов и услуг сегодня богат как никогда, и за счет интерактивности каждый может формировать собственное информационное «окружение» по своему вкусу и запросам.. Происходит конвергенция информационных и телекоммуникационных технологий на базе Интернета. В Интернете СМИ обретают совершенно новые формы (например, блоги), позволяющие обычным людям (очевидцам) доносить неискаженные сведения о событиях напрямую другим людям.
Происходит значительная активизация использования информационно-коммуникационных технологий в государственных органах, которая преследует две основные задачи. Во-первых, сделать государство более демократичным, информационно открытым, «прозрачным» для населения. С этой целью развивается область предоставления с помощью информационно-коммуникационных технологий ряда государственных услуг населению и бизнесу, создание массивов с государственной информацией, такой как статистика, своды законов, открытие государственными ведомствами своих сайтов в Интернете, призванных наладить более продуктивный диалог с общественностью. Во-вторых, за счет использования новых технологий повысить эффективность деятельности самих государственных органов. Однако, следует, признать, что зачастую реализация подобных услуг находится на низком уровне, а повышения эффективности деятельности не происходит, так как значительные ресурсы тратятся на поддержание информационной инфраструктуры.
Наряду с конвергенцией компьютерных и телекоммуникационных технологий вторая половина 90-х годов ознаменовалась массовым слиянием компаний, которое проходило, главным образом, в двух направлениях. Во-первых, начался процесс объединения фирм, занятых производством содержания (контента) и телекоммуникационных операторов, обладающих средствами его доставки населению. Яркий пример – операторы мобильной связи, зарабатывающие на продаже развлекательного и делового контента суммы, сопоставимые с оплатой непосредственно самих услуг связи. Во-вторых, происходит слияние компаний, владеющих различными частями информационной индустрии: производителей компьютерной техники, программного обеспечения, систем кабельного вещания, спутниковой и мобильной связи. Главной целью подобных объединений является увеличение капитала и повышение за счет этого конкурентоспособности. Как пример можно рассматривать такие компании, как «Microsoft» и «IBM», интегрирующие в себе множество подразделений, занимающихся разработкой аппаратных и программных средств, различного контента и т.д.
Информационное
общество предъявляет повышенный спрос
на множество информационно-
Информация о работе Понятие и сущность информационного общества