Понятие и сущность информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 22:13, курсовая работа

Описание

На рубеже 60-70 годов XX века в развитых странах становится очевидным, что информационные технологии и процессы начинают оказывать существенное влияние на развитие общества. Попытки осмыслить это влияние приводят к зарождению концепции информационного общества – общества, в котором главной ценностью и структурообразующей основой является информация, и в котором все процессы тесно связаны с информацией и информационными технологиями (прежде всего, электронными).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО» 4
1.1.Понятие, сущность информационного общества 4
1.2.Причины и последствия информационных революций 6

2. ИСТОКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 8
2.1. Информационное общество как развитие идей постиндустриализма 8
2.2. Сетевое общество и информационализм 12
2.3. Идеи «электронного общества» и «общества знания» 16

3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 20

4. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 25
4.1 Проблема «цифрового неравенства» 25
4.2. Правовое регулирование 25
4.3 Личность в условиях информатизации 26

5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

работа по теор организ про инновационное общество.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

      - увеличивается воздействие информации  на развитие различных сфер  человеческой деятельности; углубляется  процесс децентрализации общества; происходит переход к новым  формам занятости; идет процесс  формирования новых трудовых  ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии. 

      Так,  например, философ и социолог М. Маклюэн  рассматривал технологии коммуникации в качестве решающего фактора  процесса формирования той или иной социально-экономической системы. Еще  в 1962 г. М. Маклюэн вводит, в качестве основного, понятие «электронное общество», подчеркивая стремление изучать развитие современной культуры, прежде всего, исходя из места в ней электрических, или электронных средств общения, а также процессов коммуникации. Основной тезис Маклюэна - «сообщением, передаваемым средством коммуникации, является само это средство» («The Medium is the Message»). Внимание Маклюэна было сконцентрировано, прежде всего, на телевидении, однако оно выступало как бы представителем всей глобальной электронной реальности - говоря о воздействии телевидения, он стремился выявлять тенденции характерные для всех СМИ. В качестве эстетико-психологического и социального объекта телевидение привлекает внимание, поскольку оно «вбирает» в себя другие масс-медиа (радио, кино, прессу), и тем самым является определяющим элементом информационных технологий и информационных сетей — т.е. «электронного общества». Маклюэн указывает на два основных аспекта телевидения:

      - «мозаичность» построения телевизионного  изображения, представляющего весь мир в качестве набора несвязанных однозначной логической связью сообщений;

      - «резонанс» этих сообщений в  воспринимающем их сознании, который  преодолевает мозаичную раздробленность,  объединяет их в устанавливаемое  восприятием целостное смысловое единство.

      При этом наиболее подходящим средством  удержания сознанием цельности  восприятия бурно обновляющейся  мозаично-резонансной реальности оказывается  миф. Маклюэн обнаруживает, что в  современную эпоху не только телевизионное  восприятие, но и вся жизнедеятельность современного общества стала все больше осуществляться в соответствии с «принципом мозаичного резонанса»: посредством телекоммуникаций, массмедиа и компьютеров электричество как бы продолжает центральную нервную систему человека, формируя с ней определенное единство.

      К теме информационного общества обращались и отечественные ученые, в частности, А.И. Ракитов в конце 1980-х годов  писал, что переход к информационному  обществу означает, что важнейшим  продуктом социальной деятельности становятся производство, эксплуатация и использование услуг и знаний, причем удельный вес знаний в этом сочетании возрастает. Подлинное информационное общество должно обеспечить правовые и социальные гарантии того, что каждый гражданин общества, находящийся в любом пункте и в любое время, сможет получить всю необходимую для его жизнедеятельности и решения стоящих перед ним проблем информацию. Информационное общество – это общество, где все средства информационной технологии, т.е. компьютеры, интегрированные системы, кабельная, спутниковая и другая связь, видеоустройства, программное обеспечение, научные исследования нацелены на то, чтобы сделать информацию общедоступной и активно внедряемой в производство и жизнь.

      Ракитов основным критерием информационного общества считает количество и качество имеющейся в обращении информации, ее эффективную передачу и переработку. Дополнительным критерием является доступность информации для каждого благодаря относительной ее дешевизне. Это означает, что огромная масса  людей переключается из сферы производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в сферу производства и распространения информации. Соответственно возникает особая информационная экономика, играющая все более важную роль во всех промышленно развитых странах. В ней выделяются два сектора. Первый производит информационные продукты и услуги для непосредственного потребления, второй – для производства других продуктов. Информационное общество демонстрирует такой уровень развития экономики, когда информационный сектор экономики выходит на первое место по числу занятых в нем трудящихся.

      О.А. Финько и Ю.М. Нестеров акцентируют  внимание на том, что в условиях информационного  общества компьютеры, подключенные к  информационным сетям, появляются в  каждом доме и любой человек может любую  полную и достоверную информацию независимо от своего географического местоположения. При этом предоставляется возможность оперативной коммуникации как каждого члена общества с каждым, так и с государственными и общественными структурами.  Трансформируется деятельность СМИ, с тем, чтобы более полно использовать возможности информационных  сетей.  Теряют значение географические и геополитические границы государств, в рамках информационных сетей происходит «столкновение» информационных законодательств стран, возникает необходимость гармонизации законодательств. Также появляются новые формы деятельности с использованием информационных сетей: работа, творчество, воспитание и образование, медицина.

      Развитием идей информационного общества можно  считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию  «общества знания», в которой  делается акцент на гуманистические принципы. При этом можно обобщить ранее изложенные тезисы и сформулировать основные его характеристики. Определяющим фактором общественной жизни  в целом является научное знание, которое вытесняет труд  в его роли фактора стоимости товаров и услуг. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и как следствие, ядром социальной организации, главным социальным институтом становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Уровень знаний, а не собственность, становится определяющим фактором социальной дифференциации, что требует развития новых социальных институтов. Инфраструктурой информационного общества является новая «интеллектуальная», а не «механическая» техника. Социальная организация и информационные технологии образуют  единство, и социальные процессы становятся программируемыми.

      Особо подчеркивается то, что в «обществе  знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения  мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия. 
 
 
 
 
 
 
 

 

      3. СОВРЕМЕННЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО  ОБЩЕСТВА

     В теоретических работах, посвященных  проблемам информационного общества, зачастую доминируют футуристические  идеи, основанные на утопическом понимании воздействия технологий на общество. Между тем, формирование основ нового типа общества лишь до определенной степени определяется технологическими факторами. Важное воздействие на этот процесс оказывают преобразования в экономике, социальной структуре общества, политическом процессе, общественном сознании и т.п. Можно констатировать, что  в сегодняшнем массовом понимании информационное общество все-таки связывается, прежде всего, с техническими аспектами развития. Поэтому достаточно распространено мнение, что человечество уже  вступило в эпоху, которую можно считать  информационным обществом. Существуют иные мнения, согласно которым говорить о формировании информационного общества в настоящее время рано, несмотря на наличие технических предпосылок. Более того, есть вероятность, что такое общество вообще может не состояться без целенаправленного коллективного вмешательства.

       Несмотря на существенно разные  представления о том, что такое  информационное общество, и в  чем оно должно заключаться,  обсуждение проблем информатизации жизнедеятельности людей и ее связи с общественной эволюцией представляется одной из важнейших проблем современности, поскольку важно оценить альтернативы будущего развития и возможности влияния на ход событий.

     Следует отметить, что важнейшей современной тенденцией является развитие глобальных телекоммуникационных сетей и конвергенция на их основе самых разных телекоммуникационных услуг, в том числе и традиционных – телефонной связи, телевидения  и т.д.  Если в 1970 - 1980 годах   компьютерные сети существовали в основном рамках отдельных корпораций, ведомств и государственных структур, то с начала 1990-х годов, наблюдается развитие  сетей на новом глобальном уровне. Важнейшим катализатором этого процесса стало мировое признание компьютерной сети Интернет. Именно она смогла объединить миллионы людей и сотни стран, сократить географические расстояния и ликвидировать преграды для общения в различных областях науки, культуры и образования. Многократно испытанные преимущества Интернета практически во всем мире привели к постепенному переходу от развития собственных корпоративных или ведомственных сетей к построению открытых стандартизованных систем и их интеграции в Интернет.

     В настоящее время можно с полной уверенностью говорить о становлении всеохватывающей электронной среды для экономической деятельности, которая получила название «глобальная сетевая экономика». Компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут с меньшими затратами контактировать с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для осуществления торговли или обмена идеями. Разворачивающийся прогресс в формировании и расширении масштабов сетевой экономики обусловлен, во-первых, непрекращающимся развитием и быстрым распространением  информационно-коммуникационных технологий, а также постоянным снижением цен на их приобретение и использование, что повышает их доступность. Во-вторых, наблюдается значительное перемещение различных видов социально-экономической деятельности в электронную среду, которая уже сегодня представляет тысячи видов бизнеса. Унификация правил электронной торговли в мировом масштабе пока представляется отдаленной перспективой, но в этом направлении ведется сотрудничество по линии ряда международных организаций.

     Существенные  трансформации происходят в массовом сознании. Наибольшее воздействие на этот процесс оказывают электронные  СМИ и, прежде всего, Интернет. Выбор  информационных продуктов и услуг  сегодня богат как никогда, и  за счет интерактивности  каждый может формировать собственное информационное «окружение» по своему вкусу и запросам..  Происходит конвергенция информационных и телекоммуникационных технологий на базе Интернета. В Интернете СМИ обретают совершенно новые формы (например, блоги), позволяющие обычным людям (очевидцам)  доносить неискаженные сведения  о событиях напрямую другим людям. 

     Происходит  значительная активизация использования  информационно-коммуникационных технологий в государственных органах, которая  преследует две основные задачи. Во-первых, сделать государство более демократичным, информационно открытым, «прозрачным» для населения. С этой целью развивается область предоставления с помощью информационно-коммуникационных технологий ряда государственных услуг населению и бизнесу, создание массивов с государственной информацией, такой как статистика, своды законов, открытие государственными ведомствами своих сайтов в Интернете, призванных наладить более продуктивный диалог с общественностью. Во-вторых, за счет использования новых технологий повысить эффективность деятельности самих государственных органов. Однако, следует, признать, что зачастую реализация подобных услуг находится на низком уровне, а повышения эффективности деятельности не происходит, так как значительные ресурсы тратятся на поддержание информационной  инфраструктуры.

      Наряду  с конвергенцией компьютерных и  телекоммуникационных технологий вторая половина 90-х годов ознаменовалась массовым слиянием компаний, которое  проходило, главным образом, в двух направлениях. Во-первых, начался процесс объединения фирм, занятых производством содержания (контента) и телекоммуникационных операторов, обладающих средствами  его доставки населению. Яркий пример – операторы мобильной связи, зарабатывающие на продаже развлекательного и делового контента суммы, сопоставимые с оплатой непосредственно самих услуг связи.  Во-вторых, происходит слияние компаний, владеющих различными частями информационной индустрии: производителей компьютерной техники, программного обеспечения, систем кабельного вещания, спутниковой и мобильной связи. Главной целью подобных объединений является увеличение капитала и повышение за счет этого конкурентоспособности. Как пример можно рассматривать такие компании, как «Microsoft» и «IBM», интегрирующие в себе множество подразделений, занимающихся разработкой аппаратных  и программных средств, различного контента и т.д.

     Информационное  общество предъявляет повышенный спрос  на множество информационно-насыщенных продуктов и услуг, передачу которых  стало возможным осуществлять через электронные сети. Это создает основу развития дистанционных трудовых отношений, иначе называемых удаленной работой. Согласно некоторым оценкам, численность удаленно работающих сотрудников в США составляет порядка 20-25 процентов от общего числа. Удаленная работа имеет массу преимуществ, прежде всего, социально-экономических – отсутствие транспортных издержек, возможность получить работу в любом районе мира, расширение возможностей трудоустройства людей с ограниченными физическими возможностями.  Все более популярным становится дистанционное обучение.

Информация о работе Понятие и сущность информационного общества