Понятие и сущность информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 22:13, курсовая работа

Описание

На рубеже 60-70 годов XX века в развитых странах становится очевидным, что информационные технологии и процессы начинают оказывать существенное влияние на развитие общества. Попытки осмыслить это влияние приводят к зарождению концепции информационного общества – общества, в котором главной ценностью и структурообразующей основой является информация, и в котором все процессы тесно связаны с информацией и информационными технологиями (прежде всего, электронными).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО» 4
1.1.Понятие, сущность информационного общества 4
1.2.Причины и последствия информационных революций 6

2. ИСТОКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 8
2.1. Информационное общество как развитие идей постиндустриализма 8
2.2. Сетевое общество и информационализм 12
2.3. Идеи «электронного общества» и «общества знания» 16

3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 20

4. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 25
4.1 Проблема «цифрового неравенства» 25
4.2. Правовое регулирование 25
4.3 Личность в условиях информатизации 26

5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

работа по теор организ про инновационное общество.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

      Новые технологии общения  посредством  Интернета играют большую роль в  современном мире. Различные сервисы  и программное обеспечение предлагают возможности текстового и голосового общения, видеоконференций  и т.д. Электронная почта повсеместно используется для личной и деловой переписки.  В последние 5 лет  наблюдается бурный рост социальных сетей, предоставляющих возможности поиска людей, общения, обмена информацией,  создания различных виртуальных сообществ и т.д.  

     Информатизация  и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям  компьютеризированного общества и  обеспечить ему достойное место  в этом обществе. Поэтому нельзя не согласиться с У. Мартином в том, что информатизация оказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества как на индивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем месте и в быту.

     Важную  роль играет развитие современных наукоемких технологий, которые тесно связаны с информационной индустрией. Возрастающие объемы информации требуют более производительных вычислительных устройств, что в свою очередь тянет за собой развитие технологий производства микропроцессоров и других электронных компонентов. Для обеспечения более совершенного технологического процесса производства  создаются новые системы автоматического управления, искусственного интеллекта и т.д. Автоматизируются также процессы разработки и проектирования новых изделий, которые уже сейчас во многом выполняются с минимальным участием человека.  При этом коренным отличием информационного общества от индустриального является то, что автоматы самостоятельно начинают добывать и использовать знания (информацию) без участия человека. При индустриализации идет автоматизация ручного труда и, как следствие повышается уровень жизни людей. Информационное общество предполагает автоматизацию умственного труда, который ранее мог выполнять только человек.

     Можно долго перечислять современные  достижения в области информационных технологий, используемые в различных областях, однако, более важной задачей является оценка влияния этих достижений на современной общество и личность, а также анализ проблем, связанных с этими процессами.  
 
 
 
 
 

  4. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

4.1 Проблема «цифрового  неравенства»

      Существенным  явлением в рамках мирового информационного  пространства является непропорциональное использование возможностей Интернета и информационно-телекоммуникационных технологий в целом.  Происходит своеобразное разделение общества на тех, кто имеет возможность активно пользоваться компьютером, Интернетом и другими ресурсами и тех, кто не обладает ни техникой, ни соответствующими навыками. При этом разделение стран по этому признаку довольно точно коррелирует с общими экономическими показателями. В развитых странах Европы, Азии, США  доля активных пользователей компьютеров и Интернета значительно выше, чем в остальных. В странах Африки (за исключением ЮАР), доля активных пользователей не превышает нескольких процентов. Таким образом, доступ к информации и знаниям в настоящее время  определяется общим экономическим развитием стран, что не стыкуется с идеями теоретиков информационного общества.

4.2. Правовое регулирование

      Еще одной значимой проблемой является правовое регулирование в информационном пространстве и, прежде всего, в Интернете. Современные технологии предоставляют людям различные услуги в режиме «он-лайн», такие как  поиск информации, электронная торговля, дистанционное образование, взаимодействие с государственными структурами и т.д.  Однако при этом неизбежно возникают проблемы правового характера, связанные, например, распространением непристойных или запрещенных материалов, авторскими правами, мошенничеством, несанкционированным доступом к конфиденциальной информации.   Решение таки проблем требует государственного вмешательства в виде принятия соответствующих законов, регулирующих связанную с ним деятельность. Более того, учитывая глобальный характер Интернета, справиться с этой проблемой возможно лишь в рамках международного сотрудничества.  Существуют различные мнения относительно государственного регулирования Интернета, и в некоторых странах (мусульманские страны, Китай) вмешательство со стороны спецслужб и государства весьма существенно. Вместе с тем необходимо отметить, что активное вмешательство государства может приводить к ограничению различных свобод и не всегда использоваться  оправданно. Так, например, государство часто вмешивается в деятельность  СМИ и других органов, ограничивая доступ людей к информации или распространяя информацию, которую хочет навязать. В то же  время  государственные служащие вместо реальной деятельности на благо общества, зачастую занимаются деятельностью по формированию собственных имиджей и благоприятного общественного мнения.

      Следует отметить, что во многих странах  по ряду причин вообще нет специальных  законов о регулировании содержания Интернета, и в частности законов об электронной торговле. При возникновении конфликтных ситуаций, как правило, используются традиционные законодательства тех стран, закон которых в данном случае нарушается. Однако в этом случае могут возникать конфликты законодательств – действия законные в одной стране, могут быть запрещены в другой. Решением этих проблем, по-видимому, должна стать разработка единого законодательства, регулирующего деятельность в Интернете вне зависимости от географии. В любом случае, решение проблем правового регулирования  новых видов деятельности в условиях развития информационных технологий является крайне важным для поддержания  порядка  и устойчивого  развития общества. 

4.3 Личность в условиях  информатизации

     Влияние информатизации на формирование личности  становится все более актуально  темой  различных исследований. Проблемы, связанные с этим, можно подразделить на  психологические, социальные, этические, ценностные и другие.

        Происходит заметная унификация  массового сознания, поскольку люди  «потребляют» одни и те же  информационные продукты глобального  характера (новости, реклама, художественные  произведения и т.д.), идет массированная  пропаганда образа жизни, присущего западной, техногенной цивилизации. Особенно сильно этот механизм «глобализации массового сознания» воздействует на молодежь. Теряется национальная идентичность, происходит деградация языка, нивелируются морально-этические принципы. За счет  информационно-психологического воздействия на индивидуальное и общественное сознание, происходит  политическая, экономическая и культурная экспансия развитых стран.

      По  мере нарастания объема информации людям  становится труднее ориентироваться  в ее содержании, ограждать себя от ее избытка, выбирать именно то, что нужно.  Воздействие информации открывает большие возможности манипулирования  сознанием и общественным мнением. Таким образом, можно говорить о таком неприятном аспекте, как утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние на всех остальных. Попытки контроля со стороны государственных служб ставят под угрозу личностные свободы граждан.

      В условиях существования открытых, легкодоступных и легко наполняемых информационных сетей возникает проблема ограничения информации, считающейся социально и экономически опасной, проблема безопасности персональных и других видов данных, проблема соблюдения авторских прав и прав производителей электронной информации.

      Изменяется  система образования. Мультимедийные  и дистанционные технологии обучения с одной стороны способствуют раскрытию индивидуальных склонностей  ребенка, а с другой приводят к  уменьшению важной с точки зрения морально-этического воспитания роли учителя-наставника в образовательном процессе. Наконец, говоря о воздействии на личность, можно упомянуть и физический аспект. Малоподвижный образ жизни, не способствует физическому и духовному здоровью, а, в конечном счете, сказывается и на производительности умственного труда.

 

5. ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО  ОБЩЕСТВА

      Информационная  революция, основу которой составляет бурное развитие вычислительной техники  и новых информационно-коммуникационных технологий, все больше становится причиной перемен в политической, экономической, социально-культурной сферах. Появление глобальных информационных сетей существенно меняет традиционные модели экономики и бизнеса; процесс конвергенции стирает технологические, экономические и правовые границы. Происходит становление «новой экономики», которое характеризуется значительным увеличением производительности труда инноваций. Все большее значение для успешного экономического развития приобретает «электронная готовность» государства к участию в глобальных информационных сетях. При этом страны, соответствующий показатель которых является относительно низким, оказываются в заведомо проигрышной ситуации.

      Подобное  положение дел привело к вынужденному изменению направления политической мысли. Возникает необходимость планирования предстоящего развития новых информационно-телекоммуникационных технологий, которые в силу своих особенностей могут оказывать и позитивное, и негативное влияние на общество как в рамках той или иной страны, так и в рамках международной системы. В частности, важно не допустить расширения в информационной среде конфронтации и противоборства, а также дальнейшего обострения «цифрового неравенства» между развитыми странами и остальным миром. А такие угрозы, надо признать, реальны.

     По  мнению, например,  А. А. Чернова,  именно государство в процессе становления  информационного общества должно играть роль координатора деятельности различных  субъектов общества и целенаправленной политикой способствовать интеграции граждан в глобальное информационное общество, отстаивая при этом свои интересы в мировом информационном пространстве. В последние годы многие страны, а также международные организации в качестве приоритетной задачи выделили реализацию концепций и программ по переходу к информационному обществу. При этом преследуются как государственные интересы  (лидерство в мировом сообществе), так и повышение качества жизни людей [10]. 

     Условно выделяют две основные модели развития информационного общества: западную и восточную. Причем в рамках западной модели следует отделить путь, выбранный Европой, от американского пути, а в рамках восточной особое место в этом плане занимает Китай (КНР).

      Основной  чертой политики европейских стран  служит поиск определенного баланса между полным контролем со стороны государства и законами рынка, другими словами, сочетание правительственных и рыночных сил с учетом того, что роль каждой из них может меняться в зависимости от сложившейся ситуации. При этом в целом в Европе превалирует мнение, что в первую очередь необходимо развивать сферу услуг. Однако существуют и  альтернативные мнения, согласно которым строительство информационной инфраструктуры (сетей) является движущим фактором развития сферы услуг. Серьезную озабоченность стран Евросоюза вызывает проблема неравенства в информационном обществе, когда значительная  часть населения может просто оказаться за его бортом. Учет национальных и культурных особенностей также играет значимую роль.

      Американский путь формирования информационного общества определяется общей моделью социально-экономического развития, в которой функции государства сводятся к минимуму, а деятельность частных лиц - к максимуму. Главное в этом подходе - оставить все в руках частного сектора и сил рынка, полная либерализация рынка информационно-телекоммуникационных технологий. В США основной упор делается на дальнейшее развитие с помощью новых информационных технологий «домашних развлечений», в Великобритании же спрос на  подобную продукцию не является определяющим.

      В основе восточной (Япония, Китай и  др. страны) модели развития информационного  общества лежат сотрудничество государства  и рынка, попытка установить связь  между культурными ценностями и  происходящими социальными изменениями. Философские постулаты сосуществования и сопроцветания, а также содействие государства в реализации этих принципов на уровне отдельной организации является, по мнению азиатских политиков, залогом успеха.

      Профессором      Ф.Й. Радермахером были сформулированы некоторые  принципы, которые лежат в основе европейского понимания перспектив развития информационного общества:

  • активная роль правительств в корректировке рыночных процессов развития информационного общества, в том числе – политика либерализации рынка телекоммуникационных услуг;
  • обеспечение для каждого гражданина Европы дешевого доступа к универсальному телекоммуникационному обеспечению на основе открытой системы услуг, сочетающейся со строгим соблюдением стандартов;
  • постоянное внимание к таким социальным аспектам устойчивости, как:
  • справедливость,
  • всеобщая включенность в информационное общество,
  • сопротивление социальной разобщенности,
  • избежание разделения на имущих и неимущих в сфере компетенции и доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ),
  • партнерские отношения между государственными и частными организациями,
  • инвестиции в крупные международные проекты развития ИКТ,
  • создание новых рабочих мест,
  • доступ к образованию, профессиональной подготовке и обучению в любом возрасте,
  • политика социального согласия между всеми регионами;
  • культурное и лингвистическое разнообразие;
  • большое внимание экологическим аспектам устойчивости: инвестиции в развитие ИКТ, снижающих нагрузку на окружающую среду;
  • соблюдение гражданских прав: защита потребителя, охрана интеллектуальной собственности, защита персональных данных, безопасность и интегрированность в электронной коммерции;
  • развитие международных механизмов координации в технической, коммерческой и правовой сферах;
  • развитие систем обучения на распределенной мультимедийной основе;
  • развитие систем профессиональной подготовки для новых сфер деятельности.

Информация о работе Понятие и сущность информационного общества