Понятие и сущность информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 22:13, курсовая работа

Описание

На рубеже 60-70 годов XX века в развитых странах становится очевидным, что информационные технологии и процессы начинают оказывать существенное влияние на развитие общества. Попытки осмыслить это влияние приводят к зарождению концепции информационного общества – общества, в котором главной ценностью и структурообразующей основой является информация, и в котором все процессы тесно связаны с информацией и информационными технологиями (прежде всего, электронными).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО» 4
1.1.Понятие, сущность информационного общества 4
1.2.Причины и последствия информационных революций 6

2. ИСТОКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 8
2.1. Информационное общество как развитие идей постиндустриализма 8
2.2. Сетевое общество и информационализм 12
2.3. Идеи «электронного общества» и «общества знания» 16

3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 20

4. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 25
4.1 Проблема «цифрового неравенства» 25
4.2. Правовое регулирование 25
4.3 Личность в условиях информатизации 26

5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

работа по теор организ про инновационное общество.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

      Среди прочих международных документов можно  документ «Окинавская Хартия Глобального  информационного общества», определяющий цели и перспективы развития глобального информационного общества.

      Другими важными перспективными направлениями  развития информационного общества обычно называют интеллектуализацию, создание и внедрение новых социальных технологий, основанных на эффективном  использовании главного стратегического ресурса общества – знаний; создание единых универсальных программно-инструментальных средств для упрощения описания, интегрирования, идентифицирования знаний в различных предметных областях; формирование новой системы образования и воспитания будущих поколений людей, учитывающей и использующей особенности и новые возможности информационного общества для формирования творческой, гармонично развитой и гуманистически ориентированной личности; разработка новых методов, которые должны позволить человеку не только правильно понять и исследовать открывающуюся перед ним новую высокодинамичную информационную картину мира, но и, постигнув единство законов информационного обмена в природе и обществе, научится целенаправленно формировать эту картину во имя своего будущего.

      Несмотря  на все вышесказанное, приходится признать, что перспективы развития информационного  общества весьма неоднозначны. Можно  говорить о том, что теоретические  концепции  и планы в части  гуманистических идей в некоторой  степени утопичны. В реальности технические и экономические аспекты информатизации выходят на первый план, в то время как социальные и политические изменения общественных институтов пока либо не происходят, либо происходят не в том направлении, как изначально предполагалось. Роль информации в обществе, новые механизмы коммуникации, превращение информации в коммерческий продукт, сетевые принципы организации, повсеместное внедрение информационных технологий в экономику, политику, культуру, социальные отношения  и другие описанные теоретиками элементы информационного общества в настоящее время присутствуют и постоянно развиваются. Однако, то вышеописанное информационное общество, которое позиционировалось как высокоинтеллектуальное  демократическое общество с  равными возможностями  доступа к знаниям, образования, сохранения культуры и т.п. в настоящее время не состоялось, и вызывает сомнение возможность скорого появления его в будущем. Прогнозы теоретиков оказались несостоятельны в первую очередь потому, что их авторы отождествляют информацию и знание. Информации в современном обществе много, она играет колоссальную роль, но отсюда вовсе следует, что в современном обществе знание – сила. Тиражирование интеллектуального продукта, передача сведений о нем посредством различных коммуникаций – вот что коренным образом отличает современное общество как информационное. За словом «информация» кроется именно коммуникация, а не знание [6]. Кроме того, воплощение вышеописанных идей зачастую идет вразрез с интересами бизнеса и невозможно при существующих капиталистических отношениях.

      Более того, оказывается, что информатизация помимо очевидной пользы приносит и  вред, порождая  проблемы,  перспективы  разрешения которых достаточно туманны. Так, например, информационное воздействие со стороны определенных заинтересованных групп лиц ведет к дестабилизации общества, а, попытки, поддержания порядка и стабильности зачастую означают  деградацию демократических принципов и свобод. Капиталистические отношения накладывают ограничения на идею равного доступа к информационным ресурсам, а неконтролируемые потоки информации вызывают проблемы психологического и морально-этического характера. Таким образом информатизация порождает совокупность взаимосвязанных проблем, для решения которых приходится чем-то жертвовать.

      Безусловно, правительствами государств и различными общественными организациями прилагаются  определенные усилия по развитию информационного  общества, реформированию социальных, политических и экономических  институтов, сглаживанию возникающих проблем,  однако, на мой взгляд, в обозримом будущем  не следует связывать слишком больших надежд на улучшение качества жизни людей  с развитием информационного общества в том виде, в котором это предсказывали и предсказывают авторы теоретических концепций. 
 
 
 

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В данной работе рассмотрены  основные аспекты идей информационного  общества. Раскрыта суть понятия, проанализированы исторические предпосылки его зарождения. На основе изучения работ Э. Тоффлера, М. Кастельса, М. Маклюэна и других исследователей показаны основные теоретические концепции. Рассмотрены некоторые современные тенденции, проблемы и перспективы развития информационного общества.

      Из  результатов исследования можно  сделать противоречивые выводы. Если рассматривать процесс становления информационного общества с технократической точки зрения, то можно говорить  о том, что оно сейчас  активно формируется и в некоторой степени уже существует в отдельных  развитых странах. Однако, если брать за основу предложенные теоретиками  гуманистические идеи, то такое общество, несмотря на все постиндустриальные предпосылки,  в настоящее время не состоялось и, по-видимому, не состоится в ближайшем будущем. Повсеместная информатизация  приносит значительную пользу, расширяет и открывает новые возможности развития,  однако, в то же время ставит ряд проблем, которые могут свести на нет многие  ее преимущества. 

      Несмотря  на усилия государственных органов  и различных организаций по развитию идей информационного общества и  реформированию общественных институтов, говорить о каких-либо значительных сдвигах в этом вопросе с точки зрения повышения качества жизни всего населения  пока преждевременно. 
 

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      1. Хромов Л.И. Теория информации и теория познания. - Спб, Изд. Русского философского общества, 2006. – 200с

     2. Чугунов А.В. Развитие информационного общества: теории, концепции и программы: Учебное пособие. — СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. — 98 с

      3. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 1999.

     4. Кастельс М. Становление общества сетевых структур //Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. - М., 1999.

      5. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М., Издательство МГУ, 1999.

      6. Лактионов А.  Информационное  общество: Сб. - М.: ООО Издательство  И74 АСТ, 2004.

      7. Абдеев Р.Ф. Философия информационной  цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994.

      8. Варакин Л. Е. Глобальное информационное  общество: Критерии развития и  социально-экономические аспекты. - М.: Междунар. акад. связи, 2001. — 43 с

      9. Землянова Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная  культура // Вестник Московского  университета, Серия 10, "Журналистика" - N 2, 1999, с. 58-69.

      10. Чернов А. А. Становление глобального  информационного общества: проблемы и перспективы. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.

      11. Крысько В.   Словарь-справочник  по социальной психологии. - Спб.  Питер 2003. – 416с

      12. Кравченко А. И., Социология в  вопросах и ответах. - М., «Проспект», 2006 г.,

      13. Мелюхин И.С.  Концепция «Информационного общества» и кризис // Информационное общество, 1998, вып. 6, с. 20 - 22.

      14. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное  общество: природа, противоречия, перспективы.  – М.: Логос, 2000.

     15. Уэбстер Ф. Теории информационного общества Перевод с английского М.В. Арапова и Н.В. Малыхиной под редакцией доктора филологических наук, проф. Е. Л. Вартановой  - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2004.

      16. Воронина Т. П. Информационное  общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995. — 111 с.

      17. Черри К. Человек и информация. - М., Связь, 1972

      18. Янков М. Материя и информация. - М.,1979

      19.Терроризм  и ответные действия: анализ и  мониторинг [Электронный ресурс]  -  Режим доступа  http://www.agentura.ru/equipment/psih/info

      20. Информационные войны [Электронный  ресурс] - Режим доступа:     http://infwar.ru/

      21. Вестник РФФИ [Электронный ресурс]: Социальная роль научного знания в контексте постиндустриальной идеологии.-  Режим доступа:

http://www.rffi.ru/default.asp?section_id=80  
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие и сущность информационного общества