Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение развития поведенческих концепций в управлении. Рассмотрение их основных характеристик и методов применения.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: рассмотреть школу человеческих отношений, показать содержательную и процессуальную теории мотивации, рассмотреть современные концепции управления человеческими ресурсами, сделать выводы по работе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ………………………………..5
1.1. Возникновение неоклассической школы менеджмента…………………...5
1.2. Человеческий фактор в менеджменте ………………………………………6
1.3. Бихевиористское направление………………………………………………7
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ……………………………13
2.1. Теория Абрахама Маслоу…………………………………………………..13
2.2. Теория Дэвида МакКлелланда ……………………………………………20
2.3. Двухфакторная Фредерика Герцберга……………………………………..22
3. ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ……………………………25
3.1. Теория ожиданий Виктора Врума………………………………………….25
3.2.Теория справедливости……………………………………………………...26
4. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ…………………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………
где ЗТ – ожидания того, что усилия дадут желаемые результаты;
РТ - ожидания того, что результаты повлекут за собой вознаграждение;
Валентность – ожидаемая ценность вознаграждения.
Если
значение одного из этих факторов будет
мало, то и мотивация будут низкой.
3.2.
Теория справедливости
Теория
справедливости постулирует, что люди
субъективно оценивают
Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера. Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.
Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот.
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Однако их работы не получили развития, поскольку они исследовали проблемы психологии только на примере педагогической деятельности.
Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.
Например,
если в определенный момент времени
человеку требуется удовлетворение
в первую очередь низших потребностей,
срабатывает материальное стимулирование.
В таком случае реализовать высшие
потребности человека можно только
нематериальным путем. Л.С. Выгодский сделал
вывод о том, что высшие и низшие потребности,
развиваясь параллельно и самостоятельно,
совокупно управляют поведением человека
и его деятельностью.
4. СОВРЕМЕННЫЕ
КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
Участие
людей в общественном производстве
рассматривалось и может
Л.И. Евенко считает, что произошла смена четырех концепций роли кадров в производстве:
1. Концепция использования трудовых ресурсов (labour resources use). Время: конец 19 века – середина 20 в. Суть: вместо человека в производстве рассматривалась лишь его функция – труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой. На Западе эта концепция нашла свое отражение в марксистских и тейлористских теориях, в СССР – в эксплуатации труда государством.
2. Концепция управления
3. Концепция управления
4. Концепция управления
Английский профессор С.Лиз с позиций теории человеческих отношений выделил семь стратегических направлений в работе с персоналом:
1.
Снижение удельного веса
2.
Работники – это ресурс, который
необходимо максимизировать.
3.
Неразрывная связь стратегии
предприятия и стратегии
4.
Развитие организационной
5. «Японизация» методов управления персоналом, широко распространившаяся после успеха крупнейших японских компаний. Достигается за счет минимизации числа уровней управления, высокой организационной культуры, гибких форм организации труда, высокого качества продукции, преданности рабочих фирме и т.п.
6. Управление персоналом – стратегическая функция. Это направление предполагает разработку кадровой стратегии, подбор персонала исходя из философии фирмы, вознаграждения с учетом качества индивидуальной деятельности, минимизацию трудовых споров и создание гармонии на рабочем месте, поощрение коллективных усилий, направленных на выживание компании.
7.
Использование моделей
Модель успешно позволяет решить проблему выбора политики для максимизации вклада человека в успех фирмы.
Предложенные
направления в работе с персоналом
концентрируют опыт успешных компаний
и современные концепции
Наши условия несколько отличны. Г.М. Озеров, известный специалист в области работы с персоналом, полагает, что управление персоналом в России должно базироваться на следующих принципах:
1. Человек – основа корпоративной культуры. Успешные предприятия уделяют большое внимание персоналу; когда людей ставят во главу перемен, они становятся движущей силой перемен.
2.
Менеджмент для всех. Управление
должно осуществляться на трех
уровнях: высшее руководство,
среднее руководство («команда»
3.
Эффективность как критерий
4.
Взаимоотношения как критерий
успеха организации.
5.
Качество как критерий
6.
Команды как критерий успеха
организации. Все работающие в
организации являются
7.
Обучение – ключ к развитию
и переменам и неотъемлемая
часть жизненно важного
-
человек как ресурс
-
человек как личность с
Другая часть исследователей
рассматривает персонал с
• экономические, в которых главенствуют проблемы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, а исходя из этого персонал рассматривается как трудовой ресурс или организация людей (коллектив);
•
социальные, в которых главенствуют вопросы
отношений людей, социальные группы, духовные
ценности и аспекты всестороннего развития
личности, а персонал рассматривается
как главная система, состоящая из неповторимых
личностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поведенческий подход основывается на необходимости развивать более реалистическую картину мотивации рабочего и его повеления. Двух ученых - Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений (впоследствии, поведенческой) в управлении.
М. Фоллетт определила менеджмент как обеспечение выполнения работы посредством других лиц. Э. Мэйо обнаружил, что силы взаимодействия между людьми в коллективе превосходят усилия руководителя и материальную мотивацию труда. Оливер Шелдон делал упор на социальное обязательство бизнеса относиться к рабочим уважительно. Честер И. Барнард поднимал вопрос о том, что потребности и цели организации бизнеса должны быть сбалансированы с потребностями и целями его отдельных членов. Сосредоточение внимания непосредственно на самих рабочей совпало с рождением промышленной психологии. Выдающейся фигурой на ранней стадии этого движения был Хьюго Мюнстерберг.
Главная цель школ человеческих отношений и науки о поведении в управлении заключалась в вытеснении жестких, обезличенных отношений на производстве, вполне обнаруживших к этому времени свою неэффективность. В данном смысле трактовка промышленных организаций как целостных систем показала силу собственно социальных факторов в производственном процессе. Впервые признание получил и личностный фактор организации, а также было уделено внимание и вопросам косвенного влияния неформальных отношений на экономические показатели фирм и предприятий. Наряду с этим указанным теориям были свойственны и некоторые недостатки. Так, они сосредоточили фокус своего внимания на проблемах кооперации, обойдя сложные вопросы социальных конфликтов. В них явно завышен уровень, до которого рабочими можно манипулировать при помощи социально-психологических методов. Признание работника «фактором», самостоятельно воздействующим на производственный процесс, разумеется, шаг вперед, однако его не хватило на признание необходимости самоорганизации и самоуправления рабочих в производстве. Вопрос о «соучастии» работников в процессах принятия решений хотя и был поставлен, но не нашел сколько-нибудь положительного разрешения.
Информация о работе Развития поведенческих концепций в управлении