Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:51, реферат
Социальный портрет. особенности российского менталитета
Настоящее исследование выявило основные социальные характеристики исследуемой группы, определив ее как гетерогенную (разнородную) совокупность, включающую в себя как управленцев старой формации, полностью или частично адаптировавшихся к современной российской ситуации, так и поколение менеджеров новой эпохи, поддерживающих рыночные ценности и видящих в них ориентиры для развития предприятий и экономики в целом.
Гетерогенность социальных позиций определила внутреннюю противоречивость группового сознания, пытающегося совместить опыт ранних этапов жизни с периодом самоутверждения в новой роли.
Из результатов исследования вытекает, что современные российские менеджеры - это группа, динамично меняющая свой социальный профиль, включающая в себя все больше молодых людей, не отягощенных воспоминаниями о советском прошлом. Эти изменения будут способствовать ее гомогенизации, которая, в свою очередь, создаст предпосылки для ее более активного участия в управлении государством и обществом.
Настоящее исследование выявило основные социальные характеристики исследуемой группы, определив ее как гетерогенную (разнородную) совокупность, включающую в себя как управленцев старой формации, полностью или частично адаптировавшихся к современной российской ситуации, так и поколение менеджеров новой эпохи, поддерживающих рыночные ценности и видящих в них ориентиры для развития предприятий и экономики в целом.
Гетерогенность социальных позиций определила внутреннюю противоречивость группового сознания, пытающегося совместить опыт ранних этапов жизни с периодом самоутверждения в новой роли.
Из
результатов исследования вытекает,
что современные российские менеджеры -
это группа, динамично меняющая свой социальный
профиль, включающая в себя все больше
молодых людей, не отягощенных воспоминаниями
о советском прошлом. Эти изменения будут
способствовать ее гомогенизации, которая,
в свою очередь, создаст предпосылки для
ее более активного участия в управлении
государством и обществом.
1. Российские менеджеры
В России имеются попытки отыскать основу для создания среднего класса среди обломков советской классовой системы и стремление актуализировать риторику среднего класса. Одним из путей формирования среднего класса является открытие возможностей для появления «новых профессионалов», которые с одной стороны будут восприимчивы к прагматическим ценностям рыночного хозяйства, с другой стороны смогут создать и поддерживать собственную политическую и хозяйственную идеологию, а также стать силой, которая де-факто аккумулирует в своих руках властные ресурсы во всех сферах общественной и частной деятельности.
Успешность
в индивидуальной карьере становится
синонимом успешности в профессии.
Данный тезис особенно хорошо «работает»
применительно к
Исходя из этого можно утверждать, что внутренняя альтруистическая мотивация менеджеров относительно слаба, еще слабее она из-за того, что специфика управленческой карьеры нацеливает индивида на личный успех.
Мы видим и еще один путь. Это псевдоменеджеры. Это уникальные люди. Я недавно обсуждал этот вопрос с одним известным специалистом в области психологии и управления. У нас с ним был очень интересный профессиональный разговор. И он мне говорит: «Ты знаешь, я сейчас работаю с одной крупной компанией. Я вот не понимаю одного. Вот передо мной молодые менеджеры по поведенческим установкам упакованы вдоль и поперек. Но ведь они профанаторы и манипуляторы. Они ведь на самом деле имитируют работу». Это называется псевдоменеджерами. Они умеют работать только в стандартной среде. Хорошо известно, что менеджер должен уметь хорошо работать в трех типах сред: в стандартной, в среде риска, в среде неопределенности. Вот они хороши в стандартной среде. Где все по правилам. Хорошо известно, что когда вы говорите об управлении компанией, речь идет об управлении системой, процессами, людьми. Вот они с процессами и управляются. Они ничего не понимают в управлении системой. Они понимают, что их процесс тронут системой. И другое дело, что выше они поднимаются редко. Я знаю несколько компаний, которые брали вот таких людей. Они производят очень хорошее впечатление на первых порах, а потом от них не получается результата, потому что они просто не работают.
Сфера
практической деятельности менеджеров
формирует философию бизнес-
У работодателей есть ощущение, что у выпускников МВА отчасти завышенные запросы. Еще они в целом согласны с тем, что идеология по выращиванию своих сотрудников является более правильной. Обладатели МВА стали жертвой политики продвижения в России западной системы MBA-образования, которая была построена на создании касты "исключительных людей". Выпускники бизнес-школ полагают, что уровень их знаний и навыков превосходит образовательный уровень остальных претендентов, а рассмотренные на занятиях "кейсы" покрывают весь спектр бизнес-ситуаций».
Блок «самомотивации профессии» у менеджеров представлен наиболее слабо, что объясняется внешними социальными условиями российского общества и внутренней спецификой профессии менеджера.
Тенденция
к профессионализации менеджеров объясняется
необходимостью управления профессионалами
в сложных бюрократизированных
организациях. В Советском Союзе
существовал ряд отраслей, где
необходимо было управлять профессионалами.
Многочисленные закрытые НИИ и КБ,
партийный аппарат требовали
управленцев, которые имели в
своих руках достаточно власти для
того, чтобы заставить подчиняться
профессионалов. Источником такой власти
могло стать специальное
Специфика деятельности менеджеров заключается в том, что они начинают приобретать власть за счет экспансии в область автономии других профессий.
Менеджеры постулируют свою власть тем, что они способны принимать решения за других профессионалов и могут взять на себя ответственность за эти решения. В России отсутствует основа для профессиональной автономии во многих профессиях: внутрипрофессиональные ассоциации неразвиты и не имеют влияния, выполняя роль временных площадок коммуникации — «тусовок», а деятельность профессионалов по-прежнему жестко регламентируется государственными органами (это утверждение, прежде всего, относится к адвокатам и врачам).
Менеджеры
в деловых организациях вообще часто
не имеют поля для создания собственной
профессиональной корпорации — в
отсутствии профессионалов вокруг себя
нет необходимости строить
Российские
менеджеры стремятся найти
Каким образом строится критика предпринимателя с позиций менеджериальной идеологии? Во-первых, заявляется о том, что «предприниматель не справился со своей исторической миссией и тем самым дискредитировал себя в глазах российского общества». Менеджеры объясняют, почему российское предпринимательство не стало движущей силой экономического развития. Причины неуспеха предпринимательства можно классифицировать следующим образом:
Таковы
основные причины неудач российского
предпринимательства, согласно высказываниям
менеджеров. Конечно, менеджеры не заявляют
о том, что предпринимателя необходимо
удалить с экономического поля, они
декларируют расширение собственной
автономии в принятии решений
и претендуют на то, чтобы быть лидирующими
игроками. Таким образом, свой властный
ресурс российские менеджеры собираются
пополнить за счет экспроприации
власти собственников-
Идеология,
среди прочего, формирует представления
о том, что является позитивным, что
негативным, какие герои представляют
нужды общества. Идеология может
использовать и приемы социальной мифологии.
Элементом социальной мифологии
выступает представление о
Прежде всего констатируется, что в России формируется новый класс профессиональных управленцев. Каков собирательный образ представителя этого класса? Менеджер — преемник предпринимателя начала реформ и «традиционного советского хозяйственника», он сочетает в себе лучшие черты и того и другого: «организован, работоспособен, мобилен», «социально ответственен», «по-хорошему честолюбивый, в меру рискованный, требовательный к себе и подчиненным руководитель», ему свойственна «известная доля консерватизма».
Менеджер компетентен, «эффективен», «высокопрофессионален». Менеджер, безусловно, выступает «агентом порядка», он «оформляет, организует, дисциплинирует рыночную стихию». В целом российский менеджер — это «особо ценная фигура постсоветской экономики», «правильный человек» переходной экономики, и, конечно, «один из самых важных ресурсов, имеющихся у нового президента». Таким образом, современные российские менеджеры «как правило, имеют более длительные горизонты интересов, они больше заинтересованы в упорядочении внешней среды».
Так же, как российские менеджеры дистанцируются от фигуры предпринимателя, так же они стремятся уйти от идентификации с управленцем советского типа. Менеджеры заявляют о неспособности «советского директора» эффективно действовать в изменившихся экономических условиях. Менеджеры полагают, что советский директор, с одной стороны был слишком патерналистичен: «Его отличал глубоко укоренившийся патернализм: предприятие для него было чем-то вроде макро-семьи или микро-государства», а с другой — действовал в условиях затратной экономики, без учета фактора ограниченности ресурсов.
Чем
же сегодня опасен «советский директор»
для «нового менеджера»? Во-первых,
«новый менеджер» опасается, что
общество его начнет воспринимать как
прямого преемника «советского
директора», а «новому менеджеру»,
получившему блестящее
Стало
общепринято относить менеджеров к
среднему классу. Эта традиция берет
начало в западных исследованиях, а
сейчас подхвачена и активно обыгрывается
в России. При этом менеджеров скорее
можно отнести к «новому