Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:51, реферат
Социальный портрет. особенности российского менталитета
Настоящее исследование выявило основные социальные характеристики исследуемой группы, определив ее как гетерогенную (разнородную) совокупность, включающую в себя как управленцев старой формации, полностью или частично адаптировавшихся к современной российской ситуации, так и поколение менеджеров новой эпохи, поддерживающих рыночные ценности и видящих в них ориентиры для развития предприятий и экономики в целом.
Гетерогенность социальных позиций определила внутреннюю противоречивость группового сознания, пытающегося совместить опыт ранних этапов жизни с периодом самоутверждения в новой роли.
Из результатов исследования вытекает, что современные российские менеджеры - это группа, динамично меняющая свой социальный профиль, включающая в себя все больше молодых людей, не отягощенных воспоминаниями о советском прошлом. Эти изменения будут способствовать ее гомогенизации, которая, в свою очередь, создаст предпосылки для ее более активного участия в управлении государством и обществом.
Тренинг-центры, как правило, отличаются от неспециализированных компаний большей доступностью — для привлечения потенциальных заказчиков они значительно шире применяют Интернет и другие современные коммуникационные средства. Однако даже у "продвинутых" компаний (их доля в общем объеме специализированных тренинговых центров составляет около 30%) не прослеживается механизм полноценной обратной связи с рынком: как правило, в перечне предоставляемых сведений отсутствует информация о независимой гарантии качества услуг — в формализованном виде — через сертификаты качества профессиональных ассоциаций пользователей, путем предоставления достоверной и объективной информации о пост-программной работе с выпускниками. Недостаточно прозрачная среда лидеров рынка формирует соответствующее предложение на всем рынке: по результатам исследования AM, только 35°/о компаний, предлагающих тренинговые программы, предоставляет отчеты, содержащие прямые или косвенные сведения об эффективности предлагаемых программ. Таким образом, существующий механизм пока не удовлетворяет основному требованию рынка — возможности рационального выбора продукта на основе сравнения его качества с независимыми консолидированными стандартами.
В этой связи сегодня на первый план выходит задача создания инструмента, дающего менеджмент-сообществу, с одной стороны, возможность обоснованного выбора услуг на рынке бизнес-образования, с другой — механизм коррекции этого рынка в соответствии с текущими потребностями. Роль такого инструмента могла бы сыграть площадка, объединяющая поставщиков и потребителей описанных услуг, экспертов и авторов программ, на основе общей цели - создания механизма саморегулирования рынка образовательных продуктов.
С
целью создания такого механизма
Ассоциация менеджеров инициирует серию
публично-экспертных мероприятий и
Программу профессионального
3. Особенности Российского менталитета
Российский менталитет приобрел статус универсальной оправдательной причины неудач внедрения «правильных» теорий. Ему действительно нельзя отказать в праве считаться важнейшим фактором бизнеса. Однако это не такой изменчивый фактор, как, например, потребительский рынок или налогооблагаемая база. Менталитет формируется годами, ошибиться в его учете возможно, но для этого его надо просто игнорировать.
Какие же особенности российского менталитета можно считать существенными для бизнеса?
В
одном вопросе мы, вероятно, ближе
к азиатам, чем к европейцам. Клановость
и родственные связи у нас превалируют
в делах над соображениями эффективности
и целесообразности. Большинство руководителей
скорее готовы взять на работу, например,
менеджером по рекламе, брата жены шофера,
обслуживающего фирму, чем человека с
улицы, который «ничем себя не зарекомендовал
и неизвестно, что собой представляет».
Логичное обоснование, разумеется, есть:
за вновь принятого человека в каком-то
смысле отвечает работающий в фирме родственник.
Тот момент, что профессиональные качества
кандидата тоже могут быть важны для планируемой
работы, отходит на второй план.
Другая особенность – повальная тенденция
считать прибыль сначала в чужом кармане,
а потом в своем. Трудно сказать, сколько
обоюдовыгодных сделок расстраивается
по этой причине. Даже если других вариантов
нет и не будет, одна договаривающаяся
сторона может, например, не продать, только
потому, что другая на этом «слишком много
заработает». Есть довольно злая иллюстрация
из категории «народной мудрости», гротескно
отражающая ту же особенность: говорят,
что если у европейца сосед построил дачу
– он будет работать больше, чтобы построить
такую же; если у нашего человека – он
ее спалит.
Менталитет
формируется годами, и у нас
эти годы пришлись на эпоху двойных
стандартов российского социализма.
Громкие декларации и «правильные»
заявленные цели благополучно сочетались
с вполне жизненной практикой, делалось,
в сущности, то, что можно было делать,
а оформлялось, как того требовала общественная
мораль. За эти годы мы потеряли (если она
когда нибудь была) свободную инициативу
и ориентацию на собственные силы. Гениальный
политолог 15 века Никколо Макиавелли писал,
что для государств, порабощенных с самого
начала, свобода почти невозможна, т.к.
они просто не умеют быть свободными. Применительно
к нашей ситуации можно сказать, что внутренняя
свобода для нас труднодостижима, т.к.
почти всю сознательную жизнь «среднего»
поколения она подавлялась жизненными
обстоятельствами.
В бизнесе этот фактор находит прямое
отражение: в большинстве фирм, где владельцы
управляют через исполнительных директоров,
первые не готовы дать, а вторые не могут
взять на себя ответственность даже за
оперативные решения.
Иначе
обстоит дело с молодым поколением.
Его сознательная жизнь пришлась
на эпоху переосмысления ценностей
и ломки старых поведенческих
алгоритмов. С одной стороны, основные
императивы уже заданы родителями,
с другой – ситуация открывает
массу возможностей, для которых
нет аппарата оценки. В поисках
новых ориентиров происходит обращение
к западной культуре, благо, Голливуд
всегда рад предоставить «наглядные
пособия». Как всегда в таких случаях,
первой усваивается атрибутика, а
не суть. Легко принимается, что быть
богатым – хорошо, но остается за
кадром, что для этого надо работать.
Формируется стереотип, как должен
выглядеть и вести себя богатый
человек, но упускается из виду, что
демонстративное поведение
В
результате мы имеем молодежь, ориентированную
на быстрый успех, который измеряется
в затратах на предметы роскоши. Если
это владельцы предприятий, то первые
свободные суммы они
Отдельного рассмотрения заслуживает
социальная этика бизнеса, которая определяется
как ценностями и мировоззрением высшего
руководства, так и современной экономической
ситуацией. На западе относительно распространены
идеи социально ответственного предпринимательства
и социально этичного маркетинга. Считается,
что организация должна достигать своих
целей таким образом, чтобы это шло на
пользу обществу. В российском бизнесе
высокие идеи не получили заметного распространения.
С одной стороны, основная масса предприятий
еще не может позволить себе роскошь отвлечься
от собственного выживания. С другой, -
из полутора десятков категорий ценностей
у нас доминируют накопление богатства,
власть, признание. Однако привычка к двойной
морали в данном случае явно служит общественной
пользе: успех и достаток требуют демонстрации
определенного стиля поведения, и то, что
предприниматели не сделали бы из убеждения,
они делают ради имиджа. Благотворительностью
мы обязаны скорее PR-кампаниям, чем высокой
морали, и это явно видно по результатам:
детскому дому в Москве гораздо проще
получить в подарок компьютеры, чем в Великих
Луках хотя бы продукты. Последний вариант
«тянет» на заметку в местной газете, тогда
как первый можно «обставить» центральным
телевидением.
Перспективы
развития социально этичной практики
можно оценить как
Заключение
Практикующие менеджеры
Список используемых источников
1. Граждан В.Д. Теория управления: учеб.пособие / В.Д. Граждан. – М.: Гардарики, 2007. – 416с.
2.
Зайцева О.А. Основы
3. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: учебник / А.М. Смолкин. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 248с.
4.
[Электронный ресурс]. – режим доступа:
http://www.iteam.ru/
5.
[Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.stplan.ru/articles/