Содержание и технология процесса управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание

Все компании, фирмы и предприятия на определенном этапе сталкиваются с имеющей большое значение проблемой эффективного управления. Так что данная тема очень актуальна в настоящее время. Повышение интереса к управлению говорит о значительных социальных и экономических переменах, произошедших в обществе.

Цель работы: рассмотреть основные функции, технологию и методы процесса управления организацией, и выяснить какие из методов являются наиболее эффективными

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Процесс управления организацией и его функции…...…………………......4

2. Характеристика основных функций управления………………………….10

3. Место решения в процессе управления …………………………………...23

4. Технология процесса управления……………….………………...27

Заключение……………………………………………………………………...32

Список использованной литературы………………………………………….33

Приложения…………………………………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

Содержание и технология процесса управления.doc

— 252.00 Кб (Скачать документ)

   Наиболее  типичные решения, принимаемые менеджерами  фирм, можно классифицировать следующим  образом (исследования в Германии в 1983 г.):

   -ситуационные, рутинные, ведомственные решения; 
- решения средней сложности (текущие уточнения области деятельности, решения под стрессом и при давлении сроков, решения в исключительных случаях); 
- инновационные и определяющие решения.

   3.1. Структура и процесс принятия решения

   Процесс принятия решения определяется в  значительной мере четкостью его  структуры. Решение с четко выраженной структурой может быть представлено так, как это показано на рис. 1.2.

   По  прогнозируемым пакетам данных D могут быть рассчитаны для альтернативных решений А прогнозируемые результаты К. Далее с учетом возможности риска выбирается альтернатива Aopt, которая наилучшим образом соответствует цели А.

   Слабо структурированное решение представлено на рис. 1.3. Принятое решение оказывает воздействие и на ЛПР (ответственность, углубление интуиции, приобретение опыта). Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения. В каждом конкретном случае этот процесс будет естественно уточнен и индивидуализирован (табл. 1.1).

   На  практике, разумеется, все проходит не так гладко:

  • подэтапы могут проходить не в такой очередности, они могут срываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению;
  • процесс принятия решения тем более индивидуален, чем решение сложнее;
  • ограниченный объем информации ограничивает рациональность решения, растет роль интуиции;
  • предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения;
  • нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее;
  • участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок прохождения подэтапов.
  • менеджеры различным образом вмешиваются в структуру и процесс принятия решений, влияя, таким образом, на их качество.

   Наиболее часто встречаются следующие случаи: 
- априорное определение лица, принимающего решение к исполнению; 
- определение круга лиц, участвующих в решении; 
- участие ЛПР в его исполнении; 
- определение момента решения и его места; 
- определение методики и калькуляции решения; 
- задание целей и их относительной важности; 
- ограничение числа альтернатив; 
- привлечение лиц определенной компетентности; 
- контроль хода решения; 
- предоставление или ограничение информации; 
- ссылки на аналогичные решения; 
- моральное и материальное воздействие; 
- расширение свободы в решениях; 
- возложение ответственности за решения.

   3.2. Риск при принятии решений

   Под риском понимается опасность ошибочного решения. Поскольку риск — опасность  потерь, он означает негативное отклонение от цели. Так как будущее никогда не известно, все решения связаны с риском.

   Риск  может заключаться во влиянии  на рентабельность, доходы, затраты, оборот и ликвидность (возможность всегда оплачивать свои счета).

   Можно различать риск:

  • общий (угрожает предприятию как целому);
  • специальный по фактору (сырьевой, по оборудованию, энергии, персоналу, капиталу);
  • специальный при изготовлении продукции (брак, в хранении);
  • специальный при оценке продукции (при сбыте, в цехах, в гарантиях, в оплате);

   Риск  можно подразделить на калькулируемый и не калькулируемый, страхуемый и нет. Для влияния на все виды риска у менеджера имеется определенный инструментарий (рис. 1.4).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   4. Технология процесса управления

   Технологией называется любое средство преобразования исходных материалов для получения желаемых результатов. Поскольку предметом и соответственно исходным материалом управленческого труда выступает информация, то технологию менеджмента, например, можно определить как комплекс методов по обработке управленческой информации с целью выработки, принятия и реализации управленческих решений.

   Технология  управления отражает содержание управления, характеризуется процессами движения и обработки информации и определяется составом и порядком выполнения управленческих работ, в ходе которых эта информация преобразуется и оказывает воздействие на управляемый объект. Отсюда вытекает основное назначение технологии управления — установление рациональной схемы взаимодействия структурных подразделений и отдельных исполнителей в процессе управления.

   Технологию управления определяют как систему операций и процедур, выполняемых руководителями, специалистами и техническими исполнителями в определенной последовательности с использованием необходимых для этого методов и технических средств.

   Целью технологии управления является оптимизация управленческого процесса, рационализация его путем исключения таких видов деятельности и операций, которые не являются необходимыми для достижения результата.

   Основная функция технологии управления состоит в обеспечении научной и функциональной взаимосвязи процессов управления с конкретными управленческими технологиями, способствующими реализации функций управления. В связи с этим важно формировать мышление нового типа менеджеров, ориентация его на упреждающую аналитическую и инновационную деятельность.

   Разработка  технологии управления предполагает определение  количества, последовательности и характера  операций, составляющих процесс управления, разработку или подбор для каждой операции соответствующих способов, приемов и технических средств, выявление оптимальных условий протекания процесса перевода объекта системы из исходного состояния в желаемое.

   Четкое  функционирование органа управления требует  расчленения процесса управления на операции, а эффективная организация управления - надлежащего комбинирования операций. Каждую операцию необходимо увязать с предыдущими операциями данного цикла процесса управления. Выполнение операции должно быть увязано с выполнением других операций. Понятие «технология управления» тесно связано с процессом алгоритмизации операций в рамках тех или иных функций управляющей системы.

   В роли алгоритма (процедуры) процесса управления выступает предписание, определяющее содержание и последовательность действий в каком-либо информационном или организационном процессе. Его алгоритм представляет собой правила последовательного осуществления определенных, связанных друг с другом операций, на которые этот процесс может быть разложен, и которые должны быть реализованы для достижения желаемой цели. Процедуру можно определить как систему последовательно реализуемых предписаний о выполнении в определенном порядке операций, приводящих к решению управленческих задач.

   Схематически  технология управления может быть представлена в виде информационного и организационного взаимодействия трех основных циклов или процессов, в рамках которых выполняются различные операции и процедуры.

  1. Информационный процесс: поиск, сбор, передача, обработка и хранение различных видов информации. Здесь заняты преимущественно творческие исполнители и специалисты.
  2. Логико-мыслительный, или процесс выработки и принятия управленческих решений: исследование, обработка, расчеты, прогнозы, выработка решений. Здесь заняты, в основном, специалисты и руководящие работники организации.
  3. Организационный процесс или организационное воздействие на объект управления для реализации управленческих решений: подбор и расстановка кадров, доведение заданий до исполнителей, оперативное планирование, организация труда, координация, контроль за исполнением и пр.

   Существенными моментами в управленческой технологии являются исследования и описание рациональных путей реализации процессов управления при помощи соответствующих операций и процедур. Тем не менее, описать  алгоритмы функционирования систем управления и определить всю совокупность методов выполнения и упорядочения информационных преобразований и организационных взаимодействий, составляющих процесс управления, весьма сложно, и  сформулировать однозначно не удается.

   В настоящее время существует несколько подходов к формированию управленческой технологии. Так как технология управления определяется составом управленческих работ, то соответственно ее построение может осуществляться в зависимости от того, какой подход к пониманию управления взят за основу, или каким стилем управления характеризуется деятельность руководящих работников предприятия.

   Классический  функциональный подход. Является наиболее разработанным и простым, в основе лежит понимание управления как процесса по выполнению определенных функций. Здесь технологию управления можно определить как регламентацию рациональных процедур и способов работы с информацией в процессе реализации функций управления. Суть функционального подхода заключается в том, что на каждом иерархическом уровне систем управления выделяются относительно обособленные участки управленческих работ или функций, для каждого из которых строится определенный набор процедур. В дальнейшем выделяются подфункции и соответствующие им блоки процедур, детализируемые до уровня операции; определяются виды документов, необходимые технические средства и пр.

   Такой подход к технологизации процессов  управления применим для предприятий, работающих стабильно, в мало меняющейся среде. Так, в организации может  существовать технология планирования, технология контроля или (с учетом специальных функций управления) технология управления разработкой нового изделия, технология маркетинговых исследований и т.д.

   Ситуационный  подход. Является наиболее подходящим в условиях меняющейся внешней среды. Суть данного подхода заключается в обосновании алгоритма выбора процедуры на основе учета признаков той или иной ситуации или проблемы. При ситуационном подходе технологию управления определяют как последовательность действий по выбору целесообразных процедур и выполнению входящих в них информационных преобразований и организационных воздействий. Схема управленческой технологии включает:

  • диагноз проблемы и определение путей ее разрешения;
  • выявление факторов, влияющих на решение;
  • выработку и оценку альтернатив;
  • разработку тактики реализации намеченных путей развития.

   Подход к управлению с точки зрения принятия решений. Позволяет рассматривать технологию управления как определенную последовательность действий, используемых при постановке целей предприятия и разработке механизмов их достижения. При этом выделяют два этапа:

  1. выработка целей и стратегии развития предприятия;
  2. формирование технологии принятия и реализации управленческих решений.
 

   Эффективность технологии управления – это конечный результат, выражающийся не только в экономии времени и затрат, но и в обеспечении устойчивости и выживаемости организации в изменяющейся внешней среде.

   К критериям эффективности технологии управления относятся:

  • простота (технология управления не должна быть излишне усложненной, содержать промежуточные этапы или операции);
  • гибкость (адаптация к изменяющимся условиям);
  • надежность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма);
  • экономичность (технология может быть эффективной, но не экономичной);
  • удобство эксплуатации (прекрасно разработанная технология окажется бесполезной, если она неудобна для людей, которым придется работать).

   Особое  место в технологии управления сегодня  занимают техника управления.

   Техника управления  это совокупность материальных средств(оргтехника, средства связи, вычислительная техника и т.д.), позволяющих снизить трудоемкость управленческих работ, сроки их выполнения, а также повысит качество принимаемых решений.

   Умственные  возможности отдельного индивидуума  имеют предел, использование оперативной и долговременной памяти вычислительных машин позволяет расширить интеллектуальные возможности специалистов для решения управленческих проблем. Развитие средств автоматизации способствует углублению информационного характера управленческого труда, а неотъемлемой частью технологии управления сегодня становятся компьютеризированные системные технологии. 
 
 
 

Информация о работе Содержание и технология процесса управления