Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:32, реферат
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с
управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».
Введение 3
1 Понятие лидерства. 4
2 Стили лидерства 6
3 Ситуационное лидерство……………………………………………………….8
Заключение 11
Список литературы 12
Распределитель средств
Решает, кто должен получить ресурсы.
Посредник
Участвует
в переговорах с другими
Далее в порядке значимости выделяются:
· приобретение опыта руководящей работы в относительно молодом возрасте (до 3-35 лет), когда формируются основные стереотипы поведения;
· способность генерировать и воспринимать новые идеи, обеспечивающие повышение эффективности работы коллектива;
· гибкость поведения, умение отказываться от ошибочных стратегий и принимать новые решения;
· хорошая
техническая и коммерческая подготовка,
соответствующая специфике
В приведенном
перечне на первом плане стоят
личные особенности человека, значительно
опережая те, которые даются образованием
или опытом работы. Это говорит
о преобладающей роли психологических
факторов в управленческой деятельности.
Если бы главным были знания, то лучшими
менеджерами становились бы преподаватели
соответствующих
Успешные
руководители характеризуются “деловыми”
чертами: уверенность в своих
силах; способность принимать решение
в неопределенной ситуации; инстинктивное
ощущение наиболее важного в каждом
деле; умение завязывать нужные знакомства;
эффективная
Руководители
- неудачники характеризуются излишней
мягкостью в обращении с
Т. Питерс и Р. Уотермен выделили 8 общих характеристик по материалам обследования 62 крупных успешных корпораций в поисках эффективного управления. Например, 8 общих характеристики:
· ориентация на энергичное быстрое действие;
· постоянный контакт с потребителем; автономность исполнителей, поощрение их предприимчивости;
· рассмотрение людей как главного источника роста производительности труда и эффективности производства;
· усиленный акцент на одно (или несколько) ключевых направлений бизнеса;
· ограничение деятельности тем, что знаешь и умеешь лучше всего; верность своему долгу;
· простота форм управления, небольшая численность управленческого персонала;
· сочетание в управлении свободы в одном (автономность и предприимчивость исполнителей и структурных подразделений) и жесткости в другом (немногие коренные ценности;
· корпоративные правила и традиции, надежность продукции и т.п.).
К числу основных функций руководителя обычно относят:
1. “Постановка
целей. Цели, ставящиеся руководителем,
должны быть реально
2. Распределение
задач, организация общей
3. Контролирование
совместных работ всех членов
коллектива и индивидуальной
деятельности подчиненных
4. Планирование
и координация совместной
5. мотивация
подчиненных, поощрение и
6. поддержание внешних связей и коммуникаций внутри подразделения.
7. представительские функции” [1, с. 72]
Основные трудности в работе руководителей вызывает выполнение функций, связанных с психологической нагрузкой:
· руководство подчиненными,
· их мотивация, выбор наилучшего применения каждого человека,
· прем на работу и увольнение сотрудников,
· улаживание конфликтов в коллективе.
Руководитель не всегда может позволить себе быть мягким и добрым. В интересах коллектива он обязан проявить твердость, а иногда и бесчувственность. Самое главное в его работе - вызывать энтузиазм у подчиненных, иначе трудно добиться высоких результатов работы коллектива.
Можно даже сказать, что продуктом деятельности лидера является особая атмосфера в коллективе, заставляющая всех работать более эффективно. Настоящий лидер умеет сделать интересной и важной любую работу, поможет сотрудникам реализовать свои таланты при ее выполнении.
Лидерство в менеджменте слагается из трех компонентов: личностные качества; социально-профессиональный инструментарий; технология лидерства. Лидер не может быть альтруистом. Эгоизм лидера проявляется и в том, что достижение общественно значимых целей для него - только фон для решения собственных задач. Чаще он агрессивен, ему свойственно особое ресурсное мышление, когда окружающий мир воспринимается в первую очередь как ресурс для достижения цели.
К социально-профессиональному инструментарию относят, прежде всего, власть, ментальность (социальные и национальные особенности характера и мировосприятия), образовательная и специальная подготовка. Различают два направления использования власти лидером: для самоутверждения и для самореализации. Конструктивным является второй вариант.
Технология
лидерства подразумевает
1) “агрессивный;
2) информативно-технологический;
3) креативный” [5, с. 45].
При первом стиле формируются отношения превосходства лидера над окружением. Это эффективный стиль, но очень энергозатратный.
Второй стиль лидерства подразумевает создание команды лидера, его ближайших помощников.
Третий
стиль лидерства требует
В 80-е годы предметом особого интереса в теории менеджмента стало изучение механизма “привлекательности” лидера, так называемой харизмы. “Этот феномен связан с наделением личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и боговорочную веру в ее возможности” [6, с. 214].
Ряд специалистов считают, что некоторые лидеры, такие, как президент США Рейган и знаменитый менеджер, президент компании “Крайслер” Ли Якокка, завоевали успех в большей степени за счет трудноопределяемых личностных качеств, личного обаяния, притяжения, даже магнетизма. Исследования американских ученых позволили выделить пять основных факторов поведения, характерных для харизматических лидеров:
· концентрация внимания на главных вопросах с целью привлечения других людей к анализу, решению проблем и планированию действий;
· способность идти на риск, но только основанный на тщательных расчетах шансов на успех;
· искусное двухстороннее взаимодействие с людьми с помощью механизмов взаимопонимания, сопереживания, активного слушания и обратной связи;
· демонстрация последовательности и надежности в своем поведении, открытое выражение своих взглядов и следование им в практических целях;
· выражение активной заботы о людях и усиление у них чувства собственного достоинства через механизм вовлечения в процессы принятия и реализация важных решений, формирования высокого самоуважения и адекватной самооценки.
Талант
руководства людьми основывается на
целом комплексе социально-
2.1. Решетка менеджмента
По мнению Роберта Блэйка и Джейн Мутон, результаты производственной деятельности достигаются в “силовом поле” между производством и интересами человека.
Цепями первой “силовой линии” является максимальный объем прибыли, рост объемов производства, снижение издержек. Целью второй “силовой линии” является достижение соответствия условий труда потребностям и желаниям человека, его хорошему самочувствию и удовлетворенности работой.
Внимание к производству
Рис. 1 “Решетка менеджмента” Р.Блейка и Д.Мутон
Разбив
обе координаты “внимание к производству”
и “внимание к человеку” на
9 градаций, получаем пять характерных
типов управленческого
“1.1. минимальное внимание к результатам производства и к человеку (сотрудники видят в своей работе только источник существования);
1.9. заинтересованное
внимание к человеческим
9.1. полная
ориентация на производство
5.5. компромиссный стиль руководства, позволяет получить, 50% возможного производственного результата (баланс между качеством работы и удовлетворенностью работников);
9.9. наивысшие результаты при максимальному учете потребностей людей. Этот стиль управления основывается на том, что успех, признание, оптимальная организация труда и перспективы роста - основанные из возможных мотивов. Цели фирмы разделяются ее сотрудниками.” [2, с. 90]
Р. Блейк и Д. Мутон назвали предложенную ими в 1964 г. классификацию стилем управления “решеткой менеджмента”. В соответствии с “решеткой” руководство фирмы должно одновременно заниматься производственной деятельностью (ставить цели предприятия, составлять планы их достижения, организует работу персонала фирмы) и обращать внимание на подчиненных (организовывать двустороннее общение, стимулировать их участие в принятии решений, проявлять уважение и способствовать решению их проблем).
Выбор
стиля управления зависит от уровня
самостоятельности, опыта и квалификации
подчиненного, от степени понимания
им задач, ставящихся руководителем, и
желание реализовать свои способности
и возможности как можно
Например, при возникновении каких-либо проблем в отдаленном филиале в зависимости от степени подготовки менеджера генеральный директор может:
“а) поручить ему выехать в филиал, взять объяснения с должностных лиц и представить генеральному директору;
б) поручить
изучить вопрос на месте и составить
проект мероприятий по решению проблемы
для последующего рассмотрения; в) поручить
выехать и реализовать в
г) поручить выехать в филиал и самостоятельно принять все необходимые меры для исправления положения.” [2, c. 145]
Такие
же вариации стилей взаимоотношений
между руководителем и
3. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ
Традиционными является предложенное Куртом Левиным выделение трех стилей управления:
“1. авторитарный - принятие решения без участия подчиненных; подчиненные получают отдельные задания без связи с проблемой в целом;
2. демократический
- подчиненные участвуют в