Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 17:16, курсовая работа
Цель курсовой работы является рассмотрение стратегического управления и планирования на теории и на практике.
Задачами данной работы являются:
На основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить понятия стратегического управления, стратегии организации, изучить типы стратегий, а также сущность и формы планирования.
показать на примере Общества с ограниченной ответственностью «Баск - Элит» применение основных положений стратегического планирования.
Введение 3
Теоретическая часть:
Глава 1 Стратегическое управление. 5
1.1. Общая характеристика стратегического управления. 5
Понятие стратегии организации. 7
Глава 2 Планирование. 10
Сущность планирования. 10
Формы планирования. 11
Глава 3 Стратегия организации. 14
Анализ альтернатив и выбор стратегии. 14
Виды анализа среды организации. 16
Процесс планирования стратегии. 22
Выработка стратегии организации. 24
Практическая часть: 26
Характеристика фирмы “Баск Элит”. 26
Миссия и цели фирмы. 26
Стратегия управления «Баск Элит». 27
Заключение. 29
Список используемой литературы.
—общий
комплексный план, обеспечивающий осуществление
миссии и достижение хозяйственных целей
организации;
—генеральное
направление действия организации, следование
которому в долгосрочной перспективе
должно привести ее к поставленной цели;
—определитель
целей и основных путей их достижения
так, что
организация получает единое направление
действий, и проч.
Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений.
Стратегия организации — это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.
Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое будущее состояние путем достижения целей ее развития с максимальной эффективностью. Стратегия разрабатывается не только для всей организации но и для ее функциональных служб (например управления персоналом, маркетинг и т.д.)
Методика разработки функциональных стратегий представлена на схеме №1:
Цели организации
Внутренний ситуационный анализ | SWOT-анализ | Внешний ситуационный анализ |
Функциональные цели организации
Стратегии отдельных подразделений
Планы и программы
Фактически можно сказать, что, сколько существует организации, столько же существует конкретных стратегий. Однако это никак не означает, что невозможно провести некую типологизацию стратегий управления.
На разработку стратегии помимо потенциала организации влияет ряд факторов, среди которых важнейшими являются миссии и цели организации, состояние рынка, конкурентные преимущества, организационная культура, продукция, компетентность высшего менеджмента и уровень его притязаний.
Главными вопросами разработки стратегий являются:
• какие произошли и в чем состоят изменения во внешней среде
• в каком направлении должно идти развитие организации (какие виды деятельности развивать, какие цели определены на перспективу, какие необходимы ресурсы, каковы источники ресурсов и др.);
• как сделать реальным новое состояние организации (как осуществить намеченное цели, какие изменения в организации необходимо провести, какие методы при этом использовать и др.).
Все стратегии, реализуемые в организации, должны быть согласованы между собой и с глобальной целью (миссией) предприятия, перспективным состоянием внешней среды, конкурентным статусом предприятия.
Глава 2 Планирование.
Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания того, что же нужно делать для ее эффективного развития и функционирования.
Планирование начинается с постановки общих целей, что дает возможность выбрать ориентиры в направлении работы всей организации. Как уже было сказано, стратегические цели относятся к категории долгосрочного планирования, которые получают свою конкретизацию в постановке краткосрочных задач.
Успех любого плана зависит от :
Основное содержание внутрифирменного планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и ее дальнейшего развития с учетом материальных источников.
Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого ее подразделения а отдельности на установленный период времени, определении финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития всей организации в целом.
Планирование деятельности организации предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждого отдела и всей организации в целом.
Планирование — это начальный этап управления деятельностью организации для достижения поставленных целей, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до получения планируемого результата. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями организации, между разными целями, стоящими перед ними.
Развитие планирования деятельности в организации непосредственно связано с усилением тенденций к централизации в управлении и призвано увязать деятельность всех подразделений (служб), подчинив ее единой стратегии развития.
Уровень и качество планирования деятельности определяются следующими важнейшими условиями:
2.2. Формы планирования
В зависимости от содержания целей и задач и длительности планового периода можно выделить следующие формы планирования:
Внутрифирменное планирование деятельности организации охватывает как среднесрочное и текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования.
Стратегическое планирование в основном ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. Стратегическое планирование охватывает период в 10—15 лет, влияет на функционирование всей системы управления организацией и основывается на значительных ее ресурсах. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться организация в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития организации на плановый период. При долгосрочном планировании чаще всего используется метод экстраполяции, т. е. использование результатов показателей прошлого периода.
В стратегическом плане содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В нем могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звена управления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.
Развитие перспективного планирования предусматривает разработку общих принципов ориентации организации на перспективу (концепцию развития), определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития организации, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей, исходя из конкретных условий на каждом данном этапе развития.
Текущее (чаще всего совпадающее со среднесрочным) планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития деятельности организации с учетом конкретной обстановки.
При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов.
Глава 3 Стратегия организации.
Альтернативность — важнейшая отличительная черта процесса планирования стратегии, связанная с необходимостью вести постоянный стратегический выбор. Основными элементами этого выбора являются миссия и цели, стратегии, стратегические задачи, программы, ресурсы и способы их распределения.
Понимание
взаимосвязи элементов
Стратегии разрабатываются с целью реализации миссии и целей организации.
Стратегические задачи связаны с проблемами, которые возникают как во внешней сфере организации, так и внутри нее при реализации выбранной организацией стратегии.
Выбор миссии и целей организации является первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании. Миссия и цели служат ориентирами для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе альтернатив развития.
Формальных процедур выбора целей немного, и они меняются гораздо реже, чем стратегии. Опыт позволяет рекомендовать следующий алгоритм формирования целей организации, состоящий из шести шагов, которые представлены на схеме №2:
1.Осознание
важности формулирования и
Основное правило при выборе целей, особенно генеральных, - привлечение к их разработке сотрудников и открытое обсуждение альтернатив. Это создает условия для сплочения основной массы сотрудников вокруг общей цели
2.Формулирование целей.
Для формулирования генеральной цели организации основополагающим является наличие у руководства видения – идеального представления, желаемого образа организации, комплексного осмысления событий и стратегической ситуации будущего
3.Логическое построение целей.
Все цели
организации логически
4.Привлечение сотрудников к формированию целей.
Участие
сотрудников организации
5.Наглядное представление целей.
Четко сформулированные и наглядно представленные цели способствуют сплочению сотрудников, повышению репутации, созданию положительного образа компании
6.Составление
“целевого портрета
На выбор
целей огромное влияние оказывают
индивидуальные ценности и цели высшего
руководства и сотрудников