Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 17:16, курсовая работа
Цель курсовой работы является рассмотрение стратегического управления и планирования на теории и на практике.
Задачами данной работы являются:
На основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить понятия стратегического управления, стратегии организации, изучить типы стратегий, а также сущность и формы планирования.
показать на примере Общества с ограниченной ответственностью «Баск - Элит» применение основных положений стратегического планирования.
Введение 3
Теоретическая часть:
Глава 1 Стратегическое управление. 5
1.1. Общая характеристика стратегического управления. 5
Понятие стратегии организации. 7
Глава 2 Планирование. 10
Сущность планирования. 10
Формы планирования. 11
Глава 3 Стратегия организации. 14
Анализ альтернатив и выбор стратегии. 14
Виды анализа среды организации. 16
Процесс планирования стратегии. 22
Выработка стратегии организации. 24
Практическая часть: 26
Характеристика фирмы “Баск Элит”. 26
Миссия и цели фирмы. 26
Стратегия управления «Баск Элит». 27
Заключение. 29
Список используемой литературы.
Цели должны быть такими, чтобы стоило стремиться к ним, для чего они должны обладать рядом характеристик:
На каждом этапе развития организации приоритет может быть отдан любой из функциональных зон. Это зависит от индивидуальных характеристик руководителей организации и конкретной стратегической ситуации в данный момент.
3.2. Виды анализа среды организации
Наиболее известными методами анализа стратегических возможностей организации являются:
Сущность методики ситуационного анализа состоит в последовательном рассмотрении элементов внешней и внутренней среды и оценке их влияния на возможности организации.
Внешний ситуационный анализ — это рассмотрение информации о состоянии экономики в целом (факторы макросреды) и об экономическом положении данной конкретной организации, политической и экологической обстановке в стране, законодательном и правовом пространстве и т. д.
Внутренний ситуационный анализ — это оценка ресурсов организации по отношению к внешней среде (факторы микросреды).
Step-анализ (от англ. step — шаг) представляет собой методику анализа ключевых элементов макросреды организации:
— социально-демографических факторов (например, возраст и образованность населения и проч.);
— экономических факторов;
Анализ направлен на оценку существенных изменений и новых тенденций в макросреде организации, а также на определение их значимости для организации.
Наибольший интерес для анализа стратегических возможностей организации представляет использование методики SWOT-анализа.
Суть методики состоит в том, чтобы определить и оценить сильные и слабые стороны организации и соотнести их с возможностями и опасностями (угрозами) рынка. При этом сильные и слабые стороны относятся к внутренним характеристикам организации, а возможности и угрозы — к внешним факторам, которые организация не может контролировать.
При анализе сильных и слабых сторон организации определяются и оцениваются факторы, нуждающиеся в улучшении и изменении, — слабые стороны деятельности и факторы, которые представляют выигрышные позиции организации, — сильные стороны. Выводы делаются на основе изучения прошлого и настоящего опыта работы организации.
Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации,
субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.
Анализ
внешней среды позволяет
Угрозы
и возможности могут
При проведении SWOT-анализа используются различные методики, например:
Пример упрощенного SWOT-анализа по оценке новых стратегических возможностей гостиницы «Петр Великий » в г. Москве, представлен на схеме №3:
Возможности | Сила (преимущества) |
1.
Потенциальные возможности достаточно
велики, так как гостиница может обеспечить
себе 100-процентный уровень постоянной
загрузки (учитывая внутриотраслевую
специфику назначения).
2. Удачное географическое положение (исторический центр Москвы) и художественно-архитектурное оформление гостиницы и номеров. |
1. Эффект «цена-качество».
Услуги гостиницы - это эксклюзивный
товар. Имеет место «эффект разделения
затрат» - пребывание многих клиентов
оплачивается организациями-представителями.
2. Финансовая поддержка «ЛУКойл». |
Опасности (угрозы) | Слабость (недостатки) |
1.
Угроза жесткой конкуренции 2. Слишком высокий
барьер при входе на |
1.
Большое количество конкурентов. Наличие
более дешевых гостиничных услуг в районе.
2. Непродуманная политика продвижения ее гостиничных услуг на рынке. |
Gap-анализ (от лат. gap — щель) — это анализ стратегического разрыва, позволяющий определить расхождение между желаемым и реальным в деятельности организации.
По данной методике оценивается желаемое состояние организации (уровень ее стратегических притязаний) и реальное (что может фактически добиться организация, не меняя свою нынешнюю политику). При этом разрабатывается стратегия организации, направленная на ликвидацию данного разрыва.
Под стратегическими разрывами понимают разницу между выбранным (запланированным) курсом развития организации и курсом развития в новой изменяющейся среде. Стратегические разрывы могут возникать между различными элементами стратегического управления: целями и стратегией, стратегией и организационной структурой, стратегией и механизмами ее реализации, стратегическим и текущим планированием и т. д. Они в большой степени определяются интуитивно, на основе опыта и знаний ведущих плановиков и руководителей организации.
Процесс оценки стратегической ситуации включает три стадии (этапа):
На первой стадии производится сбор информации о профиле организации с учетом состояния внешней среды.
Профиль — это комплексная оценка организации, характеризующая ее специализацию, организационно-технический уровень, систему управления и организационную культуру.
При сравнении
профиля организации с
Центральное место на второй стадии процесса анализа стратегической ситуации отводится анализу ее сильных и слабых сторон.
На третьей стадии разрабатывается сценарий будущего образа организации и путей его достижения с учетом вновь открывающихся возможностей и угроз.
Такой сценарий позволит выявить организационные, технологические и маркетинговые качества организации, которые обеспечат использование возможностей и дадут ей шанс избежать потенциальных угроз.
Проанализировав внешние опасности и новые возможности, приведя в соответствие с ними внутреннюю структуру, руководство организации может приступить к выбору стратегии.
3.3. Процесс планирования стратегии
Стратегическое планирование — это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.
Планирование стратегии организации, с одной стороны, является подсистемой стратегического управления, с другой — оно представляет сущностную основу процесса стратегического планирования, которое отличается от него лишь этапами реализации и последующей оценки стратегии.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Планирование стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно оно заканчивается установлением общих направлений, следование которым обеспечивает рост и укрепление позиций организации.
Процесс стратегического планирования требует как формальных, так и неформальных процедур его реализации. Чтобы разобраться и правильно оценить взаимосвязи, взаимодействие и взаимообусловленность всех подразделений организации, видов ее деятельности и достаточно сложную систему планов, процесс планирования нужно организовать и формализовать.
Формализация процесса планирования и включение в функциональные обязанности руководителей среднего звена подготовки информации стратегического характера гарантирует, что многие перспективные предложения не пройдут мимо внимания плановиков, занимающихся разработкой стратегии организации.
В принципе, процесс стратегического планирования мало отличается от процесса принятия решений. Здесь также нужно не только принимать решения, но и постоянно решать задачи, связанные с выбором альтернативных действий. Это относится к выбору миссии и целей организации, самой стратегии, распределению ресурсов, выбору стратегических задач. Поиск альтернативных решений во многом обусловлен адаптивным характером стратегического планирования.
Адаптируемость — непременное условие стратегического плана — реализуется через ситуационный подход к планированию и предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые может переходить организация. Это реакция на перемены, происходящие в ее внешнем окружении.
Сущность процесса планирования стратегии сводится к поиску ответов на вопросы: