Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 09:44, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность франчайзинга.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Что же представляет из себя франчайзинг
2. Перспективен ли франчайзинг в России
3. Важную ли роль играет франчайзинг в экономике и может ли он вскоре стать преобладающей формой розничной торговли
4. Дает ли франчайзинг возможность быстрого роста и расширения
5. Показать все преимущества и недостатки франчайзинга
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня
в России уже никого не удивить
товарами и услугами, обозначенными
известнейшими товарными
Одним
из эффективных каналов
Несмотря на то, что для многих российских предпринимателей понятие “франчайзинг” все еще остается малознакомым, сегодня мы наблюдаем практически повсеместное использование его элементов в различных сферах деятельности. Как уже отмечалось, прежде всего, это проявляется в активном распространении известных торговых марок. Однако, наименований для обозначения сотрудничества подобного типа в российской бизнес-практике применяется множество: региональный центр, дилерская организация, региональное представительство и т. д. Такое разнообразие говорит о том, что даже в сфере предпринимателей нет четкого понимания специфики нового механизма хозяйствования.
Актуальность темы исследования определяется также необходимостью формирования теоретических и методологических основ использования франчайзинга в сфере малого предпринимательства.
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность франчайзинга.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Что же представляет из себя франчайзинг
2. Перспективен ли франчайзинг в России
3. Важную ли роль играет франчайзинг в экономике и может ли он вскоре стать преобладающей формой розничной торговли
4. Дает ли франчайзинг возможность быстрого роста и расширения
5. Показать все преимущества и недостатки франчайзинга
Научная новизна курсовой работы состоит в комплексном исследовании вопросов, связанных с развитием франчайзинга, а также в разработке механизма формирования системы франчайзинга в преприятии.
Работа
состоит из двух глав, в каждой из которых
раскрыты определенные вопросы. В первой
главе раскрывается сущность франчайзинга,
приводятся его виды. Выявляются недостатки
и преимущества франчайзинга. Во второй
главе анализируется ЗАО «Русское бистро».
В первой подглаве приводится общая характеристика
предприятия. В этой главе также дается
анализ показателей отчета о прибылях
и убытках предриятия и говорится о развитии
системы предприятия быстрого обслуживания
«Русское бистро». В первой главе представлена
одна таблица и два рисунка, а во второй
– семь таблиц. А также есть приложение,
в котором представлена примерная форма
договора коммерческой концессии (франчайзинга).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1.Сущность франчайзинга
Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.1
Рис.1 Сравнительные данные выживаемости фирм с франчайзингом и без него
Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый «брэнднэйм»). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.2
Франчайзи
- это человек или компания, которая
покупает возможность обучения и
помощь при создании бизнеса у
франчайзора и выплачивает
Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору.
Любой
вид бизнеса можно превратить
во франшизу. Международная Ассоциация
Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства,
в которых можно использовать
методы франчайзинга.3
Таблица 1
Компании, развивающие франчайзинг в нашей стране
Компания | Происхождение, регион | Направление | |||
Benetton | Италия | Сеть бутиков | |||
Coca-cola | США | Предприяти питания | |||
Ecco | Дания | Обувные магазины | |||
English First | Великобритания | Школы иностранных языков | |||
Formoza | Россия, Москва | Сеть компьютерных магазинов | |||
Grillmaster | Германия | Предприятия питания | |||
Ives Rocher | Франция | Салоны парфюмерии | |||
KodakExpress | США | Фотолаборатории | |||
Naf-Naf | Франция | Сеть бутиков | |||
Pizza Hut | США | Предприятия питания | |||
SPAR | Нидерланды | Сеть супермаркетов | |||
Subway | США | Предприятия питания | |||
«Ароматный мир» | Россия, Москва | Торговля, алкоголь | |||
«Баскин Роббинс» | США | Предприятия питания | |||
«Диана» | Россия, Москва | Сеть химчисток | |||
«Копейка» | Россия,Москва | Сеть универмагов | |||
«Красный куб» | Россия,Москва | Магазины посуды и подарков | |||
«Крошка-картошка» | Россия, Москва | Предприяти питания | |||
«Куда.ru» | Россия, Москва | Сеть турагенств | |||
«Обувь XXI века» | Россия, Москва | Обувные магазины | |||
«Очаково» | Россия, Москва | Реализация пива | |||
«Сибнефть» | Россия, Омск | АЗС | |||
«ТЕХНОСИЛА» | Россия, Москва | Сеть магазинов электроники и бытовой техники | |||
ТНК | Россия, Тюмень | АЗС | |||
ЮКОС | Россия, Москва | АЗС |
Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзором. Франчайзор сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзор предоставляет необходимую поддержку с тем, чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.
Любой
заинтересованный в покупке франшизы
должен решить, являются ли для него
приемлемыми такие
В американской доктрине франчайзинга, франшиза определяется как “преимущественное право на использование торгового знака и прочих эмблем и символов, включая дизайн, логотипы (от англ. logo -- эмблема организации, используемая на выставляемых ею материалах) и прочие материалы идентификации, методов рекламы и завоевания общественной известности, патентов и ноу-хау, методов ведения бизнеса, являющихся коммерческой тайной, стилем и способом оформления интерьера, оборудования и приспособлений, а также изложенных стандартными хозяйственными процедурами, защищенных законом об авторском праве или регистрацией торговой марки, дизайна, патентом или иным способом”.4 В данном случае франшиза представляет собой комплекс исключительных прав, состоящий из:
права
действовать под фирменным
права на товарные знаки, торговые марки и т.д.;
права пользоваться коммерческой информацией, принадлежащей франчайзору.
Французская ассоциация франчайзинга рассматривает франшизу как “сотрудничество между предприятием - франчайзором и одним или несколькими предприятиями-франчайзи, в результате которого предприятие-франчайзор распоряжается товарным знаком, знаком обслуживания, вывеской, и особенно ноу-хау, которым франчайзи должен пользоваться путем единообразной эксплуатации, контролируемой франчайзором”. Французская Ассоциация Франчайзинга: «Здесь характерным элементом франшизы является предоставление франчайзором ноу-хау, которое в соответствии с решением судов должно быть "специфическим, испытанным и передаваемым».
Таким образом, франшиза - это прежде всего контракт, в котором выражены условия ведения бизнеса с правом возмездного использования торгового имени и фирменных технологий франчайзора.
1.2.Виды
франчайзинга
Существуют три основных вида франчайзинга:
1.
Товарный франчайзинг иногда
называют «франчайзинг продукта
(торгового имени)». Это
Этот вид деятельности, подразумевает приобретение у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой. В этом случае франчайзи покупает у франчайзора товары и после этого их перепродает от имени франчайзора. В отдельных случаях ведущая компания имеет отношение и к оплате гарантийных услуг, и возмещению расходов на совместную рекламу. Как правило, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг.
2.
Производственный франчайзинг -
это франчайзинг на
Мелкая фирма здесь не просто выступает под торговой маркой франчайзора и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзора и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия.5
Этот
вид франчайзинга наиболее широко представлен
в производстве безалкогольных напитков.
Каждый из местных или региональных
разливочных и упаковочных