Сущность, предмет и задачи организационного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:47, курсовая работа

Описание

Цель курса – формирование высококвалифицированных менеджеров, способных принимать эффективные решения в области управления человеческими ресурсами с учетом закономерностей и особенностей поведения человека в организации.

Главная задача курса – усвоение теоретических знаний и выработка практических навыков по формированию и управлению поведением персонала и организации в целом.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Сущность организационного поведения 6

1.Организационное поведение как наука и практика 6
2.Понятие и направления развития организационного
Поведения 8

3.История становления организационного поведения 11
Глава 2. Предмет и задачи организационного поведения 16

2.1 Предмет организационного поведения 16

2.2 Цели и задачи курса 17

Глава 3. Организационное поведение в системе менеджмента 18

Заключение 21

Список использованной литературы 22

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 114.50 Кб (Скачать документ)

       Наличие устойчивых знаний и навыков в  этой области дает возможность руководителю значительно повысить эффективность работы персонала, создать положительный социально-психологический климат в рабочих группах и, в конечном итоге, повысить конкурентоспособность объекта управления. 
 
 
 
 

Глава 3. Организационное  поведение в системе  менеджмента 

     Развитие  теорий организационного поведения в системе менеджмента началось в США с 1930-х гг. в рамках школы человеческих отношений (Э. Мэйо, Ф Ротлисбергер, М. П. Фоллет и др.).

     Основные  положения школы человеческих отношений  состоят в следующем:

  • сама работа имеет меньшее значение, чем социальное и психологическое положение человека в организации;
  • все проблемы управления должны рассматриваться через призму человеческих отношений с учетом социально-психологических факторов;
  • воздействие на работника с целью повышения производительности труда должно быть направлено на удовлетворение его социальных и психологических потребностей, а не создание физиологических условий труда;
  • деятельность работника мотивируется преимущественно сложившимися групповыми нормами поведения, а также чувствами и настроениями индивида;
  • жесткая иерархичность организации несовместима с природой человека и его свободой.

     Важнейшими  элементами теории человеческих отношений  является: система взаимных связей и информации, система бесед-исповедей  с рабочими, участие в принятии решений, организация неформальных групп и управление ими.

     Главный вывод школы человеческих отношений  состоял в следующем: предприятие  представляет собой социальную систему, состоящую из неформальных групп, регулирующих человеческое повеление.

     Представители данного направления выявили, что мотивации поступков людей служат не только и не столько экономические факторы, сколько различные потребности, которые могут быть лишь частично удовлетворены с помощью денег. В результате на смену модели «экономического человека», основанной на концепции механистического рационализма (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, Г. Гантт и др.), пришла модель «социального человека», в которой во главу угла были поставлены интересы, потребности и ожидания индивида, групповые нормы и ценности. Таким образом, сформировался принципиально новый взгляд на человеческие ресурсы, рассматривающий личность работника как ценность организации, что позволило разработать вопросы мотивации, удовлетворенности, групповой динамики в процессе трудовой деятельности персонала.

     Эти положения были углублены в школе  поведенческих наук в 1950-е гг. (К. Арджирис, А. Маслоу, Д. МакГрегор, Ф.Герцберг, Р. Лайкерт, В.Врум и др.). В рамках данного подхода разрабатывались  не только вопросы налаживания межличностных  отношений, но и оказания помощи работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепции поведенческих наук к построению и управлению организацией. Были исследованы аспекты социального взаимодействия работников и руководителя, проблемы индивидуальной и групповой мотивации и мотивированного поведения, власти, лидерства, авторитета. Межгрупповых отношений, коммуникаций, социально-психологического климата и качества трудовой жизни.

     Достижения  школы поведенческих наук способствовали росту эффективности организации за счет эффективного использования ее человеческих ресурсов.

     В целом положения этого этапа  развития науки послужили основой  бихевиорального подхода к управлению человеческими ресурсами, который  актуален и в настоящее время. 
 
 
 

Заключение  

     Таким образом, сущность организационного поведения  состоит в систематизированном  научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать  индивидуальное исполнение и функционирование организации с учетом воздействия внешней среды.

     Организационное поведение проявляет себя в следующих формах, аспектах, явлениях:

  • установки, ценности, предпочтения, наклонности индивидуумов, формирующиеся в сознании;
  • поведение индивидуумов в отношении физических объектов в случае неожиданных информационных и социальных контактов;
  • поведение групп, команд и других группировок, характеризующихся общением «лицом к лицу»;
  • поведение организационных единиц, таких как отделы, филиалы или крупные государственные структуры;
  • поведение взаимосвязанной группы организаций;
  • поведение внутренней и внешней среды организации, например эволюция технологии, рынков, конкуренции, государственного регулирования.

     В современных условиях знание основ  организационного поведения позволяет решать следующие задачи: полнее раскрыть потенциал персонала организации и осуществить выбор направлений совершенствования ее деятельности, используя для этих целей современные технологии; разработать такие проекты организационных мер, которые соответствуют критериям, ставящим в центр человека и его потребности; определить стратегии профессионального вмешательства, позволяющие повысить эффективность организации труда. 

Список  использованной литературы      

                                                       

     1. Артамонова, Н.В. Организационное поведение: учеб. пособие / Н.В. Артамонова, Л.П. Фрумкин, И.Г. Головцова. – СПб.: СПбГУАП, 2001. – 52 с.

     2. Аширов, Д.А. Организационное поведение:  учеб. пособие / Д.А. Аширов - М.: Проспект, 2006. - 360 с.

     3. Дорофеев, В.Д. Организационное поведение: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Ю.Ю. Частухина. – Пенза: Изд-во ун-та, 2004. – 142 с.

     4. Карякин, А.М. Организационное  поведение: учеб. пособие / А.М.  Карякин. – Иваново: РИО ГОУ  ВПО ИГЭУ, 2001. – 218 с. 

     5. Кочеткова, А.И. Психологические основы современного управления персоналом / А.И. Кочеткова - М.: ЗЕРЦАЛО, 1999. - 384 с.

     6. Глумаков В.Н.Организационное поведение., - М.: ФинстатинфорМ.: 2002

     7. Карташова Л.В. и др. Организационное поведение.– М.: Инфра-М.: 2002

     8. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение.– М.: Интел-Синтез, 2001

     9. Спивак В.А. Организационное поведение.– СПБ, Питер, 2000

     10. Орчаков О.А. Организационное поведение. – М.: МНЭПУ, 2001

     11. Организационное поведение [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / ФГОУ ВПО «Северо-Западная академия госу-дарственной службы»; Е. И. Кудрявцева. — Электронные текстовые данные (1 файл: 499 Кб = 1,41 уч.-изд. л.). — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2008.

     12. Резник С.Д. Организационное поведение:  Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.

     13. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное  поведение: учебник.- М.: Экономистъ, 2005.

     14. Хохлова Т.П., Организационное поведение: учеб.пособие/ М.: Экономистъ, 2005.

     15. Тейлор, Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор - http://rusneb.ru/download/orel/nettext/economic/taylor/terewenko.htm 

Информация о работе Сущность, предмет и задачи организационного поведения