Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 20:55, курсовая работа
Разработка этих программ базируется на комплексном, взаимоувязанном изучении личных характеристик работников, внешних и внутренних условий работы фирмы и необходимых организационных действий, нацеленных, в конечном счете, на эффективную деятельность фирмы в целом. Разнообразные внешние факторы (объединения работников в профсоюзы, правительственные предписания и действия конкурентов) оказывают весьма сильное воздействие на кадровую работу руководства фирм. Большое значение для эффективной кадровой политики имеет анализ характеристик рынка рабочей силы. Внутрипроизводственные особенности предприятия, организации либо фирмы, такие, как поставленные цели развития фирмы, тенденции ее управленческого стиля, конкретный характер решаемых ею задач, специфика рабочих коллективов и др. также должны приниматься в расчет для обеспечения эффективности кадровой политики.
План социального развития трудового коллектив включает: социальный паспорт (характеристику исходного уровня), социальный прогноз и перечень социальных программ с указанием размера и источников финансирования, сроков и ответственных за выполнение. Об уровне и проблемах социального развития коллектива можно судить по составу работников (по полу, возрасту, уровню образования, трудовому стажу на предприятии и по профессии, квалификации, размерам заработной платы и дохода на одного члена семьи, жилищным условиям), текучести кадров, охвату системой обучения и повышения квалификации, числу и характеру конфликтов и нарушений дисциплины, а главное – по участию в рационализации производства, соблюдению требований к качеству работы и экономному расходованию ресурсов. По этим показателям можно судить об эффективности социальных программ фирмы.
Необходимо освоить несложные,
но эффективные инструменты
1. Разработка, внедрение,
поддержание и постоянное
2. Разработка, внедрение,
поддержание и постоянное
3. Разработка, внедрение,
поддержание и постоянное
4. Создание, поддержание
и развитие такой
5. Разработка, внедрение,
поддержание и постоянное
6. Разработка, внедрение,
поддержание и постоянное
Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в коллективе. К ним относят :
- Уровень текучести кадров
- Производительность труда
- Качество продукции
- Количество прогулов и опозданий
- Количество претензий, жалоб , поступающих от сотрудников и клиентов
- Выполнение работы в срок или с опозданием
- Аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием
- Частота перерывов в работе
1.2Профессиональная ориентация и социальная адаптация нанятых работников как средство формирования социально-психологического климата в коллективе
Благоприятный социально
психологический климат характеризует
оптимизм, радость общения, доверие,
чувство защищённости, безопасности
и комфорта, взаимная поддержка, теплота
и внимание в отношениях, межличностные
симпатии, открытость коммуникации, уверенность,
бодрость, возможность свободно мыслить,
творить, интеллектуально и
Тяжелый (напряженный) социально- психологический климат может вызвать у работников неудовлетворенность, что всегда влечет снижение производительности труда. С другой стороны, благоприятный климат и отношения в коллективе стимулирует производительность персонала, повышает эффективность человеческих ресурсов, обеспечивает достижение всего комплекса целей системы.
В коллективе социально-психологический климат (СПК) можно определить как устойчивый настрой его работников, проявляющийся в многообразных формах их деятельности. СПК определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к своему труду, ко всем формам жизнедеятельности на основании индивидуальных ценностных ориентации.
Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Так, по мнению Травина, если руководство заинтересованно в успехе работника на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация – это общественная система, а каждый работник – это личность. Когда новый человек приходит в организации, он приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые вписаться или не вписаться в новые рамки. Если, например, последний босс нового работника был человеком властным и предпочитал общаться только путем переписки, работник будет считать, что ему лучше послать бумагу, чем просто поднять телефонную трубку, хотя его новый босс в действительности предпочитает устное общение. [39]
Организации
используют целый ряд способов, как
официальных, так и неофициальных,
для того, чтобы ввести человека
в свое общество. Формально, во время
найма на работу организация дает
человеку информацию о себе с тем,
чтобы ожидания кандидата были бы
реалистичны. За этим обычно идет обучение
специальным трудовым навыкам и
собеседование на тему, что считается
эффективной работой. Правила, процедуры
и наставления со стороны старших
по должности представляют собой
дополнительные методы адаптации работников
в коллективе организации. Некоторые
организации разработали
В ходе неофициального общения новые работники узнают неписаные правила организации, кто обладает реальной властью, каковы реальные шансы на продвижение по службе и рост вознаграждения, какой уровень производительности считают достаточным коллеги по работе. Нормы, отношения к работе и ценности, принятые в неформальных группах, могут работать либо в поддержку, либо против официальных целей.
Если
руководитель не прилагает активных
усилий для организации адаптации
новых подчиненных, последние могут
разочароваться из-за несбыточности
своих надежд, могут посчитать, что
в поведении следует
Важнейшим
фактором эффективной работы предприятия
является своевременная и
Изучая удовлетворенность рабочих и возможные пути повышения стабилизации трудового коллектива, выявляют преимущественные направления этой работы. На первом месте стоит содержание труда и уровень его оплаты. Существенное значение имеют социальный климат в коллективе, важность которого отмечают около половины опрошенных рабочих предприятий.
Влияние различных видов и форм подготовки и повышения квалификации рабочих на результаты хозяйственной деятельности предприятие определяется рядом показателей, которые можно объединить в две группы: экономические и социальные.
В
число экономических
Подготовка кадров ведется на основе расчетов потребности в кадрах определенной профессии и квалификации. Подготовка персонала представляет процесс приобретения теоретических знаний, практических умений и навыков в объеме требований квалификационной характеристики начального уровня квалификации. Переподготовка персонала означает обучение квалифицированных работников с целью изменения их профессионального профиля для достижения соответствия квалификации кадров требованиям производства.
Проблема переподготовки кадров и повышение их квалификации выдвигается на первый план ввиду постоянного устаревания общего объема знаний и обесценивания прежних специальных знаний, что вызвано НТП, равно как естественной потерей знаний. Исходя из этого, повышение квалификации кадров можно определить как процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоение передовой техники, технологии, организации труда, производства и управления.
Повышение квалификации состоит в углублении профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе подготовки.
Система управления повышением квалификации, по мнению группы авторов пор руководством Генкина, базируется на следующих принципах [27]:
планомерности,
систематичности и
периодичности и обязательности обучения;
дифференциации учебных планов и программ по категориям работников;
обеспечением учебного процесса.
Основные требования, обеспечивающие эффективность освоения программ обучения, сводится к следующему:
для обучения нужна мотивация. Люди должны понимать цели обучения;
для работающих руководителей предприятия должны создать условия, благоприятные для обучения;