Управление стрессами в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в разработке рекомендаций по стимулированию персонала ЗАО «Мирный».
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:
– рассмотреть основы организации управления персоналом предприятия;
– определить сущность мотивации труда на предприятии;
– рассмотреть существующие методы мотивации труда на российских
предприятиях;
– рассмотреть вопрос организации управления системой стимулирования труда на предприятии;
– провести анализ существующей системы стимулирования труда на примере ЗАО «Мирный;
– разработать рекомендации по стимулированию различных категорий персонала предприятия на основе полученных результатов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1 Управление стрессами в организации……………………………………..5
1.1 Понятие стресса и его особенности…………………………….………..5
1.2 Физиологические механизмы стресса и его последствия для
работника……………………………………………………………………….9
1.3 Причины возникновения стресса на рабочем месте и его
при-знаки………………………………………………………………………...14
2 Организационно-экономическая характеристика ЗАО "Мирный"………..20
2.1 Организационно-правовое положение ЗАО "Мирный"………………….20
2.2 Общая характеристика деятельности ЗАО "Мирный"………………...22
2.3 SWOT–анализ………………………………………………………………26
3 Уровень стресса в ЗАО «Мирный»………………………………………....29
3.1 Анализ существующего уровня стресса в ЗАО «Мирный»……………..29
3.2 Рекомендации по снижению уровня стресса в ЗАО «Мирный»………….33
Выводы и предложения………………………………………………………....37
Список использованной литературы…………………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

Теория организации курсовая.doc

— 287.50 Кб (Скачать документ)


 

 

ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И  ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

 

по дисциплине  Теория организации

 

на тему  Управление стрессами в организации

 

Выполнил(а) студент(ка)              очной                     формы обучения

 

Специальности 080505.65 Управление персоналом  3 курса 113 группы

 

 

Блинова Ирина Андреевна

 

 

Руководитель работы

 

 

К.э.н., доцент  Гайнуллина Гузалия Анваровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………3

1 Управление стрессами в организации……………………………………..5

1.1 Понятие стресса и его особенности…………………………….………..5

1.2 Физиологические механизмы стресса и его последствия для

работника……………………………………………………………………….9

1.3 Причины  возникновения стресса на рабочем  месте и его

 признаки………………………………………………………………………...14

2 Организационно-экономическая характеристика ЗАО "Мирный"………..20

2.1 Организационно-правовое  положение ЗАО "Мирный"………………….20

2.2  Общая характеристика деятельности ЗАО "Мирный"………………...22

2.3 SWOT–анализ………………………………………………………………26

3  Уровень стресса в ЗАО «Мирный»………………………………………....29

3.1 Анализ  существующего  уровня стресса в ЗАО «Мирный»……………..29

3.2 Рекомендации по снижению уровня стресса в ЗАО «Мирный»………….33

Выводы и предложения………………………………………………………....37

Список использованной литературы…………………………………………...39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня у многих россиян, учитывая прямую связь между продолжительностью рабочего дня, интенсивностью труда и уровнем его оплаты, которая является часто единственным источником существования, работа занимает, пожалуй, большую часть жизни. Предприниматели, бизнесмены в целях увеличения прибылей и вовсе пропадают на работе от рассвета до заката, что влечет физические и умственные перегрузки, психическое напряжение. Если учесть, что ни одна работа не обходится без конфликтов и психологического напряжения разной степени интенсивности внутри коллектива, даже если этот коллектив минимален, то можно говорить о том, что ни одному работнику, на каком бы уровне служебной иерархии он ни находился, стрессов избежать не удается. Распространенность стрессов в трудовых отношениях сегодня очень велика, однако, преодоление стрессовых состояний, умение корректировать свое психическое и физическое состояние, управлять им, а также предотвращать наступление стрессовых ситуаций дело далеко не из легких. Эта проблематика значима практически для любых организаций и трудовых коллективов, для каждого работника.

Стресс есть везде - и  в частной жизни, и в каждой профессии. Но он проистекает не столько от труда как такового, сколько из условий или обстоятельств, при которых выполняется та или иная работа, от ощущения безвыходности в стрессовой ситуации. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимость решения проблемы постоянного нахождения сотрудников в состоянии нервного напряжения, что разрушающе действует на его здоровье. Согласно исследованиям психологов частота возникновения стрессовых ситуаций в его деятельности составляет примерно 6-7 баллов по десятибалльной шкале. О том, что стрессы стали бедой очень и очень многих, говорят исследования, проведенные недавно в странах Общего рынка. Результаты этих исследований свидетельствуют, что причиной стресса в 61% случаев являются служебные проблемы, семейные переживания и финансовые трудности, 22% случаев вызваны причинами "психологического характера", а 7% - серьезными заболеваниями. При этом скрыть свое стрессовое состояние практически невозможно. Исследования показывают, что стресс вызывает в организме нежелательные сдвиги, которые ведут к изменениям в психике: люди отказываются от активной деятельности, уходят в себя. Такое поведение усугубляет их физиологическое состояние. В связи с выше сказанным актуальность темы не вызывает сомнения.

Цель данной работы состоит  в разработке рекомендаций по стимулированию персонала ЗАО «Мирный».

Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:

– рассмотреть основы организации управления персоналом предприятия;

– определить сущность мотивации труда на предприятии;

– рассмотреть существующие методы мотивации труда на российских

предприятиях;

– рассмотреть вопрос организации управления системой стимулирования труда на предприятии;

– провести анализ существующей системы стимулирования труда на примере ЗАО «Мирный;

– разработать рекомендации по стимулированию различных категорий персонала  предприятия на основе полученных результатов.

Объекты исследования: ЗАО «Мирный».

Предмет: процесс стимулирования труда персонала.

Методы исследования: монографический и графический.

 

 

 

 

 

 

 

1 Управление стрессами в организации

    1. Понятие стресса и его особенности

 

В переводе с английского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: “состояние психического напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий” [2, с. 530].

Стресс обычно воспринимается как отрицательное  явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность (например, автомобильная авария).  Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.). Его еще называют эустресс – от греческого «еи», что означает «хороший». Небольшие стрессы даже полезны организму – они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки. Такие стрессы Ганс Селье – первооткрыватель стресса – называл «острой приправой к повседневной пищи жизни». И в своей книге «Стресс без дистресса» ученый пишет об этом так: «Вопреки ходячему мнению мы не должны – да и не в состоянии избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если Лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующую философию жизни. Этому и посвящена моя книга.» [10, с. 31]  Но дистрессы – тяжелые, затяжные стрессы – являются губительными для человека, персонала организации в целом и самой организации.

Что же такое  стресс? Впервые данное явление исследовал и описал Г. Селье в работе «Стресс без дистресса». Ученый дал этому явлению следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [10, с. 27] .

Есть и  другое определение, подчеркивающее необходимость  стресса для организма: Стресс –  это одновременно и особое нервное  состояние, и приспособительная реакция организма, направленная на обеспечение самосохранения.

Наиболее общая и  полная схема жизненного стресса, который влияет на личность в её повседневной жизни [7, с.14], представлена на рисунке 1.

 

Межличностный

стресс


    

 

Рисунок 1 – Области стресса в повседневной жизни.

 

Во внутреннем квадрате обозначена самая суть нашего существования, которую называют "Я сила", "умственная сила", психическая энергия, или  внутренние ресурсы. Это то, что позволяет  индивиду преодолевать кризисы жизни, что определяет интенсивность сопротивления стрессу. Снижение ресурса способствует повышению уязвимости к разным, связанным со стрессом, расстройствам, таким как тревога, страх, отчаяние, депрессия.

Следующая область –  внутриличностный стресс. Большинство  наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область является как бы центробежной силой, которая оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.

Область межличностного стресса взаимодействует с определенными  областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.

Личностный стресс имеет  отношение к тому, что делает индивид  и что происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего и т. п. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.

Семейный стресс включает все трудности по поддержанию  семьи и отношений в ней – работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с молодежью болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т. п.

Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, - например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.

Экологический стресс обусловливается  воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий – загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.

Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность  оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.

Внутриличностный стресс заслуживает детального рассмотрения не только потому, что на него обращалось недостаточно внимания, но и в связи с тем, что он может проецироваться на различные жизненные события и влиять на особенности отношения к ним и поведение индивида.

Следует отметить, что  экстремальное воздействие далеко  не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации  внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. У каждого человека есть свой индивидуальный временной предел стресса. Различают три типа личностей по устойчивости к стрессу [4, с. 358] :

  1. «Волы» - лица, способные выдерживать большие длительные перегрузки, адаптируясь к стрессу.
  2. «Кролики» - лица, которых даже небольшая дополнительная нагрузка может выбить из колеи, они избегают стресса.
  3. «Львы» - лица, которых стресс мобилизует и они могут долго с полной отдачей работать на пределе своих возможностей.

В серии исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана проведен анализ поведения обширного контингента  лиц умственного труда (научные  работники, инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. [11, с.86]. Ими выделены два основных типа:

  1. Тип А – лица с повышенной агрессивностью, вовлеченностью в постоянную борьбу с целью достижения значительных успехов.
  2. Тип В – лица, сосредоточенные на саморазвитии и самосовершенствовании, не склонные к бурным проявлениям успеха.

Таким образом, в контексте данной работы, стресс можно определить как адаптивную реакцию на внешнюю ситуацию, которая  приводит к физическим, психологическим  и / или поведенческим изменениям у работников организации.

 

1.2   Физиологические механизмы стресса и его последствия для

работника

 

В настоящее время  ни у кого не вызывает сомнения, что  при стрессе (будь то болезнь, боль, физическое страдание или эмоциональное  потрясение – сильное, слабое, длительное, кратковременное) включаются сложнейшие нервные механизмы.

Допустим, произошла ссора  или какое-то неприятное событие: человек  возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно  повести, не нашел слов. Он и рад  бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования.

Можно выделить три физиологических  механизма подобного стресса [12, с. 103]:

Во-первых, в коре головного  мозга сформировался интенсивный  стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не мешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция – возбуждается одна из глубинных структур мозга – гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу – гипофиз – выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (оно «выскакивает» из груди при страхе, волнении, гневе), кровяное давление повышается (вследствии чего может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ, становиться чаще дыхание). В эту фазу подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современный человек, в отличие от первобытного, вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь – физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.

Информация о работе Управление стрессами в организации