Внутренняя и внешняя среда предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:09, курсовая работа

Описание

Доказать, что внутренняя и внешняя среда организации оказывают огромное влияние на эффективность работы организации.

Содержание

Введение
1. Теоретические подходы к изучению организаций. Содержание понятий «внутренняя» и «внешняя» среда предприятия………………………………….5
2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия (магазин музыкальных товаров «Музыкальный мир» г.Твери )………………………………………….18
2.1.Краткая характеристика организации…………………………………….18
2.2. Анализ внутренней среды предприятия «Музыкальный мир»
2.3. Анализ внешней среды
3. Выводы по результатам анализа организационной среды предприятия: возможные пути совершенствования стратегического управления 25
Заключение…………………………………………………………………………27
Список источников и литературы………………………………………………..29
Приложение 1. Анализ формирования результатов хозяйственной деятельности предприятия за 2009 г.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по Т.О..doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)


30

 

Оглавление

Введение

1. Теоретические подходы к изучению организаций. Содержание понятий «внутренняя» и «внешняя» среда предприятия………………………………….5

2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия (магазин музыкальных товаров «Музыкальный мир» г.Твери )………………………………………….18

2.1.Краткая характеристика организации…………………………………….18

2.2. Анализ внутренней среды предприятия «Музыкальный мир»

2.3. Анализ внешней среды

3. Выводы по результатам анализа организационной среды предприятия: возможные пути совершенствования стратегического управления              25

Заключение…………………………………………………………………………27

Список источников и литературы………………………………………………..29

Приложение 1. Анализ формирования результатов хозяйственной деятельности предприятия за 2009 г.

 


Введение

Значение анализа организационной среды предприятия резко возросло в последнее время,  особенно в условиях нестабильности сегодняшней экономической ситуации под воздействием мирового финансового кризиса, что подтверждает необходимость постоянного мониторинга организационной среды и оперативных мероприятий по реагированию на изменения.

В курсовой работе мы хотели бы изучить взаимодействие внешней и внутренней среды организации на примере предприятия ООО «Музыкальный мир».

Актуальность темы обусловлена тем, что современная среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Организация представляет по своей сути сложную систему, причем систему открытую, испытывающую на себе влияние как внутренней, так и  внешней среды, что и обусловливает главную цель настоящей работы – доказать, что внутренняя и внешняя среда организации оказывают огромное влияние на эффективность работы организации.

Поскольку цель работы подразумевает под собой как теоретический, так и практический, прикладной аспект, то для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

       охарактеризовать содержание понятия организации и организационной среды, рассмотреть теоретические подходы к содержанию понятий «внешняя среда организации» и «внутренняя среда организации»;

       выявить особенности внешней и внутренней организационной среды,

       определить возможные резервы и пути совершенствования управленческой деятельности для конкретного предприятия ООО «Музыкальный мир», на основе проведенного практического исследования организационной среды данного предприятия с выводами в виде практических рекомендаций по разработке стратегий взаимодействия данного предприятия с основными участниками рынка.

Таким образом, предметом настоящего исследования является внутренняя и внешняя среда организации, объектом наблюдения - магазин «Музыкальный мир».

Объект исследования – стратегическое управление организацией.

Источниками информации для написания работы послужили фундаментальные теоретические труды крупнейших исследователей в рассматриваемой области, результаты практических изысканий видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике организационной среды, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Впервые понятие «внешней среды» было дано в «Тектологии» - всеобщей организационной науке А.А.Богданова[1]. В этой работе среда рассматривается как сумма внешних отношений, разделяется она на консервативную и изменчивую.

М. Портер в работе “Международная конкуренция” в качестве внешней среды выделяет так называемые “конкурентные силы”, в состав которых он включает непосредственных конкурентов, покупателей, поставщиков, фирмы, предлагающие товары – заменители. Он считает, что задача управленца – не оставлять попыток воздействия на эти силы[2].

Ф.Котлер в работе “Основы маркетинга” внешнюю среду рассматривает как двухуровневую, состоящую из макросреды и микросреды[3]. Внешняя макросреда организации – это совокупность факторов, воздействующих на организацию, на которые организация воздействовать не может (законодательство, демография, состояние экономики, технологии и др.) Внешняя микросреда организации – это совокупность факторов, воздействующих на организацию, на которые она также может воздействовать (конкуренты, потребители, поставщики, контактные организации и др.).

Вопросам исследования на данную тему посвящено множество работ, однако, материал, изложенный в учебной литературе, носит, в основном, общетеоретический характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике затрагиваются более узкие аспекты проблемы организационной среды и межорганизационных отношений.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Внешняя и внутренняя среда организации» определяют научную новизну данной работы.

Прак­ти­чес­кая зна­чи­мость курсовой ра­бо­ты оп­ре­де­ляет­ся её научной но­виз­ной, дан­ная ра­бо­та мо­жет быть ис­пользо­ва­на для дальнейшей раз­ра­бот­ки воп­ро­са о взаимосвязи внутренней и внешней организационной среды в практическом применении к конкретному предприятию.

1. Теоретические подходы к изучению организаций. Содержание понятий «внутренняя» и «внешняя» среда предприятия.

Понятие организации весьма многозначно. С точки зрения теории менеджмента: «организация составляет одну из важнейших функций современного менеджмента, осуществление которой — наиболее существенная часть деятельности руководителей всех уровней»[4].

Согласно теории систем, все организации являются открытыми системами, выживание которых зависит от внешнего мира.[5] Такая система не является самообеспечивающейся, - через  проницаемые границы она обменивается с внешней средой энергией, информацией, материалами. Открытая система, которую представляет организация, имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Практика менеджмента в безусловном порядке предусматривает анализ внутренней и внешней среды предприятия.

Внутренняя среда оказывает воздействие на функционирование организации, представляя собой часть общей среды, находящейся в непосредственных пределах организации. Анализ внутренней среды предусматривает рассмотрение нескольких её срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Посредством изучения внутренней среды можно выявить, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны используют как базу, на которую организации следует опираться в конкурентной борьбе и которую организация должна стремиться расширять и укреплять. Слабые же стороны - предмет пристального внимания со стороны руководства предприятия с целью устранения или снижения роли последних.

Анализ внутренней среды организации проводится, главным образом, для оценки конкурентной стратегической позиции организации, т.е. сравнения положения компании с положением ближайших конкурентов.

Согласно теории ресурсной базы, конкуренция рассматривается как внутренний ресурс и, соответственно, определяются принципы устойчивости конкурентных преимуществ. Подход, базирующийся на теории ресурсной базы, выделяет пять компонентов[6].

1. Определение и классификация ресурсов компании в соответствии с сильными и слабыми сторонами.

2. Объединение ресурсов компании в стержневые компетенции, собирающие воедино уникальные черты организации, технологические навыки, коллективный опыт взаимодействия с потребителями продукции и понимание особенностей рынка, на основе чего формируются отличительные черты организации, трудно поддающиеся копированию.

3. Оценивание указанных ресурсов и стержневых компетенций организации относительно устойчивых конкурентоспособных преимуществ и возможности их возмещения. Грант выделяет четыре характеристики устойчивости конкурентных преимуществ: долговечность, прозрачность, переносимость и копируемость.

4. Выбор стратегии, которая наилучшим образом использует ресурсы и возможности организации относительно внешних возможностей.

5. Определение дефицитов ресурсов и инвестирование в совершенствование слабых сторон (с конечной целью превратить их в сильные).

Планирование ресурсной базы выступает важным фактором для поддержании устойчивого роста организации. В неустойчивых, постоянно меняющихся условиях окружающей среды организация должна произвести и усовершенствовать свои ресурсы для поддержания конкурентоспособного преимущества и роста.

Согласно теории ресурсной базы, организации являют собой совокупность неиспользуемых производственных услуг, являющихся избыточной производственной мощностью. Именно это излишество производственной мощности представляет внутренний механизм роста для обслуживания существующего рынка и для перемещения деятельности из регулируемой среды в нерегулируемую.

Главная идея теории ресурсной базы – организация должна непрерывно улучшать свои ресурсы и способности для использования преимуществ в изменяющихся условиях.

Под внутренней организационной структурой подразумеваются состав и формы взаимосвязи элементов предприятия. Организационная структура формируется из двух взаимосвязанных составных частей: структуры управления и производственной структуры предприятия. Элементами структуры выступают отдельные руководители и работники, службы и подразделения предприятия.

Структура управления определяется как форма распределения и координации управленческой деятельности на предприятии. Она включает состав органов управления и устанавливает характер отношений между ними. При формировании структуры управления выбирается тип структуры (линейная, линейно-штабная, матричная и др.), определяются состав и функции органов управления, распределяются полномочия между руководителями разного уровня, устанавливаются процедуры и методы обоснования управленческих решений, порядок их согласования и организации исполнения, информационное обеспечение органов управления. Большинство структур управления на предприятиях носит иерархический характер и основывается на делегировании полномочий и ответственности руководителей различного уровня.

Производственная структура предприятия определяется составом основных производственных подразделений предприятия и характером их взаимосвязи. Состав подразделений зависит от специфики осуществляемых производственных процессов и масштабов деятельности предприятия. Характер взаимосвязи подразделений определяется, исходя из принятого принципа их специализации, понимаемой как целенаправленное закрепление за определенными подразделениями и службами предприятия ограниченного перечня работ или выполняемых функций. В практике используются такие типы специализации подразделений, как[7]:

1. целевая, когда за подразделениями закрепляются целевые задания, связанные с производством конечного продукта (предметная либо подетальная специализация), выполнением отдельных проектов или развитием определенного направления (тематическая специализация).

2. функциональная специализация подразделения предприятия подразумевает выполнение ими определенных функций, частей производственного процесса или видов технологических операций (технологическая специализация).

В процессе формирования организационной среды менеджмента, как правило, в первую очередь формируется производственная структура предприятия, а потом, как производная от неё, строится организационная структура управления предприятием. Организационные структуры предприятий отличаются значительным разнообразием, определяемым в зависимости от объективных факторов: масштабы деятельности предприятия, широта производственного профиля фирмы, специфика выпускаемой продукции или оказываемых услуг, уровень кооперации и полнота производственного цикла осуществляемых работ.

Внутренняя организационная среда предприятий - это динамичный, гибко реагирующий на изменения внешних и внутренних условий элемент современного менеджмента. Именно поэтому в рамках одного предприятия нередко применяются различные типы организационных структур управления: для традиционных видов продукции используется устойчивая линейная структура, а для быстро развивающихся направлений техники и технологии создаются программные комплексы.

Сочетание различных типов структур в рамках одной фирмы создает условия для наиболее рациональной пространственной организации осуществляемых процессов.

Внутренняя организационная среда представляет собой своеобразную цепочку ценностей[8]. Рассмотрим основные виды деятельности в рамках внутренней организации функционирования предприятия.

Материально-техническое обеспечение (то есть деятельность, относящаяся к получению, складированию и управлению запасами) определяется такими факторами, как:

Информация о работе Внутренняя и внешняя среда предприятия