Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:09, курсовая работа
Доказать, что внутренняя и внешняя среда организации оказывают огромное влияние на эффективность работы организации.
Введение
1. Теоретические подходы к изучению организаций. Содержание понятий «внутренняя» и «внешняя» среда предприятия………………………………….5
2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия (магазин музыкальных товаров «Музыкальный мир» г.Твери )………………………………………….18
2.1.Краткая характеристика организации…………………………………….18
2.2. Анализ внутренней среды предприятия «Музыкальный мир»
2.3. Анализ внешней среды
3. Выводы по результатам анализа организационной среды предприятия: возможные пути совершенствования стратегического управления 25
Заключение…………………………………………………………………………27
Список источников и литературы………………………………………………..29
Приложение 1. Анализ формирования результатов хозяйственной деятельности предприятия за 2009 г.
прочность материальной системы и системы управления запасами;
продуктивность складско-сырьевых действий.
Улучшение состояния материально-технического обеспечения отражается в снижении цен и, соответственно, увеличении продуктивности предприятия.
При анализе материально-технического обеспечения необходимо учитывать соответствие производственных мощностей существующим конкурентным требованиям, эффективность использования производственных мощностей (недозагрузка, возможность расширения производственной базы).
Снабжение относится к функциям приобретения вложений, каковыми может быть сырье, поставщики, вложения в производительный процесс, оборудование (также машинное), здания. Факторы, определяющие эффективность снабжения:
развитие альтернативных источников вклада для минимизирования зависимости от отдельного поставщика;
снабжение сырьем (своевременно, по оптимальной цене, на допустимом уровне качества);
налаженные отношения с надежными поставщиками.
Производственные процессы в организации формируются под воздействием ряда факторов:
производительность оборудования в сравнении с конкурентами;
подходящая автоматизация производственных процессов;
эффективность производственного контроля над продукцией с целью повышения качества и снижения цены;
эффективность планировки предприятия и модели технологических процессов.
Улучшение в процессах организации даёт возможность повысить качество продукта, эффективность и быстроту отклика на меняющиеся рыночные условия.
Маркетинговая деятельность включает в себя четыре основные вопроса: структуру продукции, цену, продвижение и способы распределения. Основные факторы здесь:
эффективность маркетинговых исследований для выявления потребительского сегмента и потребности;
новые методы в продвижении товаров и рекламе;
оценка каналов распределения;
компетентность и мотивированность продавцов;
разработка качественного имиджа продукта и желаемой репутации фирмы;
степень приверженности потребителя к данной марке товара;
степень лидирующего положения на рынке в рамках сегмента и целого рынка.
Маркетинговый срез внутренней среды включает в себя всю деятельность организации, связанную с реализацией продукта (стратегия продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке и выбор рынков сбыта и систем распределения).
Управление трудовыми ресурсами - кадровый срез внутренней среды. На эту сферу воздействуют факторы:
эффективность процессов найма, подготовки и продвижения всех работников;
соответствие компенсирующей системы для мотивации и стимулирования работников, минимизирования абсентеизма;
отношения руководства предприятия с профсоюзами, взаимодействие менеджеров и рабочих;
активное участие менеджеров и технического персонала в профессиональных организациях.
создание и поддержание оптимальных отношений между работниками.
Для анализа этого среза внутренней среды необходимо рассматривать стиль управления высшего руководства, соответствие квалификации персонала организации ее текущим и будущим задачам.
Совершенствование технологий влияет на всю деятельность предприятия от развития продукта и процессов до заказов и представления конечного продукта. Основные факторы:
успешность исследовательских и проектных действий;
качество отношений между персоналом проектно-исследовательского отдела и работниками других отделов.
своевременность разработок в соответствии с нужным моментом;
способность рабочей среды поощрять творчество и новые идеи.
Инфраструктура фирмы может являться конкурентоспособным преимуществом, и здесь важно учитывать такие факторы, как:
качество системы стратегического планирования для достижения целей деятельности фирмы;
способность определять конъюнктуру рынка нового продукта и потенциальные угрозы среды;
координация и интеграция всей деятельности, относящейся к цепочке ценностей между организационными частями;
способность приобретать относительно недорогие средства для капитальных затрат и оборотных средств;
уровень поддержки информационных систем при принятии стратегических и оперативных решений;
своевременная и точная информация для управления об основной и конкурентной среде.
Финансовый анализ включает в себя: стоимость средств, сравнимую с нормой и основными конкурентами, способность нарастить добавочные средства, адекватный коэффициент ликвидности, использование кредитов для финансовой деятельности в сравнение с нормами и основными конкурентами, адекватный коэффициент активности, адекватный коэффициент рентабельности, отношения с кредиторами и акционерами, политику дивидендов и соответствие притока и оттока средств.
Факторы сферы финансов и учета;
составление бюджета и планирования прибыли;
возможность привлечения краткосрочного и долгосрочного капитала;
отношение к налогам;
гибкость структуры капитала;
эффективный контроль над издержками, возможность их снижения, система учета издержек.
Для анализа финансового среза рассматриваются вопросы тенденций в изменениях финансовых показателей деятельности организации, процент прибыли, обеспечиваемый отдельными подразделениями, осуществление капитальных затрат в соответствии с будущими производственными потребностями и т.д.
Организационная культура пронизывает деятельность любой организации, проявляясь в том, как осуществляют свою работу сотрудники организации, как они относятся друг к другу и к организации в целом. В числе её факторов можно назвать, например, систему построения карьеры в организации, критерии для продвижения сотрудников, лояльность сотрудников к правилам своей организации, стили руководства.
Легальность и репутация. Рассматривая данный фактор внутренней среды, подчеркнём важность налаживания отношений с активной группой потребителей, со средствами информации, с представителями органов власти, рекламу, соответствующую стандартам этики и т.п.
Информационные системы организации - важная часть её внутренней среды. Основное их назначение - поддерживать информационный поток в организации, соответствующий обеспечению наибольшей продуктивности и принятия решений. Информация должна быть собрана, сохранена, и синтезирована таким образом, чтоб реагировать на запросы деятельности и стратегии. Информационные системы могут не только помочь в анализе окружающей среды, но и быть стратегическим оружием в достижении конкурентоспособных преимуществ.
Обобщив вышесказанное, можно сказать, что всё многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупнённым сферам:
- производство;
- маркетинг и материально-техническое снабжение (МТС);
- Научно-Исследовательские и Опытно-Конструкторские Работы (НИОКР);
- финансовое управление, бух.учет и отчетность;
- общее управление.
Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы иллюстрируется на рис.2.
Рис. 2. Внутренняя среда фирмы
Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационной структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятием.
Внешняя среда и межорганизационные отношения
Организационная среда в её внешнем аспекте выступает в качестве источника, питающего организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне[9].
Любая организация пребывает в состоянии постоянного обмена с внешней средой, тем самым обеспечивая себе возможность выживания. Однако, поскольку ресурсы внешней среды не безграничны и на них претендуют многие другие находящиеся в этой же среде организации, то всегда существует возможность того, что организация не будет в состоянии получить нужные ресурсы из внешней среды.
Это может ослабить ее потенциал и повлечь за собой массу негативных для организации последствий.
Задача стратегического управления поэтому состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
В практике стратегического анализа принято делить внешнюю среду организации на два «больших блока»: среду макроокружения и среду непосредственного окружения, или микросреду[10].
Основной принцип отнесения тех или иных средовых факторов к определенной группе заключается в следующем: если организация находится под непосредственным воздействием какой-либо другой организации или человека и сама может оказывать на них непосредственное воздействие, то эта организация/человек будет отнесен к среде непосредственного окружения. К среде же макроокружения будут отнесены факторы, оказывающие косвенное, непрямое воздействие на деятельность, как правило, достаточно большого количества организаций и компаний.
Таблица 1.
Сфера макросреды | Факторы макросреды |
---|---|
1. Политические | 1.1. Стабильность демократических преобразований факторы в стране 1.2. Вероятность возврата к прошлой политической системе 1.3. Криминальная обстановка в стране |
2. Экономические факторы | 2.1. Тенденции изменения внешнеэкономических связей 2.2. Дефицит бюджета страны (%). 2.3. Среднегодовые темпы инфляции 2.4. Удельный вес частной собственности в совокупной собственности страны 2.5. Наличие “стратегии перехода страны на рыночные отношения и их развития”, опубликованной в открытой печати 2.6. Показатели налоговой системы и внешнеэкономической деятельности 2.7. Структура распределения доходов населения 2.8. Уровень развития финансовой системы страны |
3. Социально-демографические факторы | 3.1. Место страны в мире по продолжительности жизни 3.2. Место страны в мире по жизненному уровню населения 3.3. Продолжительность жизни (мужчин, женщин) 3.4. Смертность детей в возрасте до одного года, % от родившихся и в сравнении с лучшим мировым показателем 3.5. Рождаемость и смертность населения страны 3.6. Структура населения страны по полу, возрасту, составу семьи, занятости, удельному весу одиноких, по образованию, удельному весу служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам и др. 3.7. Миграция населения 3.8. Структура населения по доходу и др. |
4. Правовые факторы | 4.1. Наличие федеральных правовых актов (указов Президента, постановлений правительства, государственных стандартов и т.п.) по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, охране окружающей природной среды, предпринимательству, ценным бумагам, финансам и т.д. 4.2. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих взаимоотношения компонентов экономической системы страны 4.3. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны и фирм 4.4. Наличие федеральной программы создания правого государства 4.5. Качество прокурорского надзора за соблюдением федеральных правовых актов 4.6. Преемственность правового обеспечения по вертикали и горизонтали |
5. Экологические факторы | 5.1. Параметры экосистемы страны 5.2. Количество городов и удельный вес численности их населения, которые не отвечают требованиям по экологичности 5.3. Затраты в бюджете страны (в %) на поддержание экосистемы страны |
6. Природно-климатические факторы | 6.1. Характеристика климатических факторов страны 6.2. Дефицитность отдельных видов ресурсов по регионам страны |
7. Научно-технические факторы | 7.1. Характеристика системы информации страны 7.2. Уровень компьютеризации страны |
8. Культурные факторы | 8.1. Средний уровень образования населения страны 8.2. Обеспеченность населения страны объектами культуры (ед/час): театрами, . кинотеатрами, библиотеками, дворцами спорта и комплексами и другими объектами культуры . 8.3. Отношение людей к окружающему миру 8.4. Долговременные тенденции развития в области культурных ценностей |
Теория заинтересованных лиц[11] очерчивает основные категории организаций и лиц, входящих в среду непосредственного окружения большинства организаций. Это могут быть акционеры, разные категории наемных работников, клиенты и пользователи продукции, кредиторы (в том числе банки), профсоюзы и, возможно, местные или государственные власти.
Таким образом, менеджеры организации должны обладать качествами политиков и дипломатов.
Они должны уметь устанавливать хорошие отношения с каждой группой заинтересованных лиц, развивать в себе способности к убеждению, создавать союзы, представлять одну часть заинтересованных лиц другой и т.д.
Инфраструктура региона, где территориально расположено предприятие, существенно оказывает влияние на эффективность и устойчивость ее функционирования. Вместе с тем, инфраструктура региона, также как и макроструктура, оказывает влияние на работу фирмы косвенно.
Чем выше уровень развития, стабильность и эффективность работы отраслей инфраструктуры региона, тем лучше будет морально-психологический климат в коллективе (в силу устойчивой работы транспорта, высокого развития сферы услуг и т.п.), выше квалификационный уровень работников (высокое качество образования), лучше здоровье работника (хорошо работают все отрасли региона).
Чем лучше эти показатели, тем выше отдача фирмы, тем больше будет взносов в местный бюджет.
Помимо «заинтересованных лиц», к среде непосредственного окружения организации относится и такой значимый фактор как конкуренты.
Непосредственное прямое влияние на работу фирмы оказывают ее конкуренты, а также предприятия, организации и учреждения, поставляющие фирме ресурсы, информацию, приобретающие у нее товар, оказывающие финансовые и другие прямые услуги.
Таким образом, анализ внешней среды организации представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей макро- и микросреды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.
Исследуемая организация ООО «Музыкальный мир» арендует под магазин помещение по улице Володарского.
ООО «Музыкальный мир» является юридическим лицом, зарегистрировано Постановлением мэра г. Твери №96 от 05.02.08 г. Правовое положение общества и, соответственно, рассматриваемого нами предприятия, определяется его учредительными документами, Гражданским кодексом., Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другим законодательством Российской Федерации.