Всемирная торговая организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:29, реферат

Описание

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.
ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.
Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 73.40 Кб (Скачать документ)

Россия и ВТО.

Поскольку экономика  России все сильнее интегрируется  в мировую торговлю, для нашей  страны назрела необходимость включиться в работу международных экономических  организаций. Еще в годы существования  СССР были установлены контакты с  ГАТТ. С 1995 идут переговоры о вступлении России в ВТО.

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО)

Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда  в нем для российских предпринимателей выросла, когда в ответ на серьезное  повышение открытости своего внутреннего  рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран. Вместо этого  она, напротив, столкнулась с торговыми  барьерами как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной  торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке  России.

Присоединение России к ВТО может способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и  открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны  внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и  импортеров в самой России.

Присоединяясь к  ВТО, России предстоит взять на себя ряд обязательств, содержащихся в  договоренностях ВТО. Вместе с обязательствами  Россия получит и права, которые  позволят ей лучше защищать свои внешнеторговые интересы и ускорят ее интеграцию в мировое хозяйство.

Основной предпосылкой успешного преодоления сложностей в области трансформации законодательства и использования его преимуществ  в рамках ВТО является эффективное  продолжение процесса совершенствования  законодательства в рамках либеральных  экономических реформ, ибо данный процесс практически полностью  совпадает с адаптацией законодательства к нормам и правилам ВТО. Речь идет, прежде всего, об устранении излишнего  административного давления на предприятия  и о повышении степени прозрачности всего законодательства.

От либерализации  и унификации российской системы  государственного регулирования ожидаются  следующие выгоды:

– упрощение и  рационализация процедур подтверждения  соответствия производимой продукции  международным стандартам, а отсюда – ускорение оборачиваемости  средств;

– повышение конкурентоспособности  продукции российских фирм за счет более гибкой системы технических  требований и гармонизации национальных и международных требований;

– повышение инвестиционной привлекательности экономики России;

– снижение расходов и устранение дублирования в области  надзора и контроля за соблюдением  требований;

– уменьшение числа  документов и повышение степени  прозрачности системы регулирования.

Но либерализация  внешнеэкономических отношений  неизбежно приведет и к существенным негативным последствиям. Этот процесс  коснется всех сфер жизни страны –  политической, социальной, производственной и финансово-экономической.

В сфере политики принятие обязательств, налагаемых соглашениями со странами-участниками ВТО, приведет к неизбежному ослаблению национального  суверенитета. Ограничения коснутся всех ветвей власти – исполнительной (с нее постоянно будут требовать  выполнения международных обязательств, даже в ущерб национальным интересам), законодательной (придется привести нормативные  акты в соответствие с требованиями ВТО), судебной (юридические споры  за возможные нарушения будут  рассматриваться в международных  судах).

В области социальных отношений вступление в ВТО также  чревато негативными последствиями: многие предприятия, а возможно и  целые отрасли, не смогут выдержать  конкуренции с наплывом иностранных  товаров и услуг. Пока неясно, какими могут быть масштабы сокращения рабочих  мест, но, вероятно, речь пойдет о сотнях тысяч безработных (прежде всего, в  отраслях легкой и пищевой промышленности). Это потребует крупных затрат на социальную поддержку, переквалификацию, создание новых рабочих мест и  т.д. Для этого необходимы огромные средства, которые, правда, частично могут  быть получены от партнеров по ВТО.

Поскольку российским производителям придется конкурировать  с зарубежными и на внешнем, и  на внутреннем рынках по всем товарным группам в очень жестких условиях, то в собственно экономической сфере  кризисные явления могут развиваться  по двум основным направлениям.

С одной стороны, зарубежными фирмами обязательно  будут предъявлены – причем, на вполне законных основаниях – претензии  по поводу демпинга, якобы применяемого российскими экспортерами. Дело в  том, что структура себестоимости  наших конкурентоспособных товаров  сильно отличается от мировой (прежде всего, за счет экономии на заработной плате, на энергии и на экологии). Поэтому от России потребуют, например, повысить внутренние цены на энергоносители, приведя их в соответствие с мировыми.

С другой стороны, на внутреннем рынке резко усилится конкуренция с более дешевыми и качественными товарами зарубежных фирм. Согласно некоторым экспертным оценкам, только 25% отечественных предприятий  смогут конкурировать на внутреннем рынке с иностранными производителями. При вхождении России в ВТО  пострадают следующие отрасли: сельское хозяйство, легкая промышленность, сельхозмашиностроение  и автомобильная промышленность, в частности производство грузовиков. Для остальных снижение таможенных барьеров невыгодно, поскольку может  привести к разорению. Поэтому, как  условие вступления в ВТО, Россия настаивает на сохранении высоких таможенных пошлин для ограждения отечественного рынка от субсидированной продукции  из Европы, Азии и других стран.

В связи с этим предусмотрены т.н.адаптационные  меры, в частности, предполагается принять  закон о продлении освобождения сельскохозяйственных предприятий  от налога на прибыль до 2016 и минимизацию  НДС.

Поскольку немедленное  и полное выполнение условий вступления в ВТО представляется для России невозможным, в нашей стране имели  место острые споры по поводу целесообразности этого вступления.

В июне 2012 депутаты от оппозиционных партий подали запрос в Конституционный Суд о проверке на соответствие Основному закону РФ международный договор о вступлении России в ВТО. 9 июля 2012 КС признал, что  соглашения с ВТО являются законными.

 
10 июля 2012 Государственная Дума проголосовала  за ратификацию «Протокола о  присоединении РФ к Марракешскому  соглашению». За ратификацию проголосовала  фракция «Единой России».

 
Российская экономика неизбежно  понесет крупные потери после  вступления в ВТО. 
 

Ресурсы интернет: WTO website (Официальный сайт ВТО) – http://www.wto.org/

Россия и Всемирная  торговая организация (российский сайт ВТО) – http://www.wto.ru/

Всемирная Торговая организация: будущее успешной торговли начинается сегодня – http://www.aris.ru/VTO/VTO_BOOK

Условия и финансовые последствия  вступления во Всемирную торговую организацию  для аграрного сектора России

М.М., Коробейников, к.э.н., начальник управления, Российский банк развития (г.Москва).

Процесс вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), который неспешно протекает  с 1994 года с переменным успехом, в  последние несколько месяцев  значительно активизировался: состоялась целая серия официальных и  неофициальных консультаций российских представителей с членами организации, и как результат – достигнут  определенный прогресс, выдвинуты конструктивные предложения. В частности, около 30% импортных  тарифов близки к согласованию с  большинством стран-участниц ВТО, по 40% наметились “общие подходы”. Серьезные  разногласия остаются по 30% тарифов  – машины и оборудование, фармацевтика, сельскохозяйственные товары, мебель и пиво.

Впервые с 1994 года Россия выдвинула  свои предложения по сельскохозяйственному  сектору: установить максимальный уровень  экспортных субсидий в 700 млн. долларов в год и адресной поддержки  сельхозпроизводителей в 16,2 млрд. долларов в год (при нынешнем уровне в 1-2 млрд. долларов). Однако, данный лимит в  течение 6 лет после вступления в  ВТО должен быть сокращен, но всего  на 20%.

Уровень связывания тарифов  по сельхозпродукции – 24-27% (при нынешних 12-14%).

Однако, даже этот предусмотренный  уровень адресной поддержки АПК  России в 4 раза ниже уровня аналогичной  поддержки аграрного сектора  стран ЕС, а уровень таможенной защиты внутренних рынков стран ЕС в 10-15 раз выше уровня аналогичных  таможенных барьеров, предусмотренных  в России.

Сельское хозяйство –  это социально значимая отрасль, которая определяет продовольственную  безопасность страны. Его государство  защищает везде. Тем более что  климатические условия России объективно менее благоприятны, чем в США, Аргентине и Новой Зеландии, что  объективно ведет к удорожанию продукции  сельского хозяйства.

На наш взгляд, присоединение  к ВТО – не самоцель. Главный  вопрос, который необходимо решить – интегрироваться так в мировое  экономическое сообщество, чтобы  обеспечить улучшение условий внешнеэкономической  деятельности российских субъектов  и экономического роста в стране. В противном случае, вступление в  ВТО не имеет смысла.

В научной литературе последствия  вступления России в ВТО трактуются не однозначно. Ряд авторов достаточно оптимистично смотрит на вступление России в ВТО. Например, И. Ушачев выделяет целый ряд факторов, которые, по его  мнению, положительно скажутся на развитии российского сельского хозяйства  от вступления в ВТО. В частности  он считает, что следствием присоединения  явится эффективное включение емкого российского рынка в международную  торговую систему. В рамках обязательств, которые Россия возьмет на себя по итогам переговоров, наши партнеры получат  стабильный и предсказуемый доступ на российский рынок товаров, услуг  и капитала. 5

По мнению В. Демьяненко и  Д. Рылько присоединение России к  ВТО, в частности к Соглашению по сельскому хозяйству, должно оказать  в целом благоприятное воздействие  не только на внешнюю торговлю продовольствием, но и на развитие продовольственной  системы страны. 6

Г. Шмелев и др. наоборот считают, что при полном выполнении обязательств по вступлению в ВТО Россия по существу лишается прав регулирования внешней  торговли и принятия мер по защите отечественного сельского хозяйства  и если это будет реализовано, то в целом влияние на отечественное  сельское хозяйство будет негативным. 7

В. Назаренко обращает внимание на то, что механическое распространение  на Россию правил Уругвайского раунда по присоединению к ВТО, разработанных  под влиянием стран-экспортеров  и принятых без участия российской стороны, может иметь негативные последствия, закрепляя неблагоприятный  внешнеторговый режим, и содержать  требования по ликвидации производственного  субсидирования российского сельского  хозяйства. 8

Мы же считаем, что в  плане общей глобализации и интеграции России в мировое хозяйство требуется  особая осторожность, чтобы умело  и по возможности эффективно отстаивать национальные интересы.

Всемирная торговая организация, являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года.

В соответствии с Соглашением  об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали участники  ГАТТ, которые представили списки обязательств по товарам и услугам  и ратифицировали пакет соглашений ВТО до 1997 года. В настоящее время  полноправными участниками ВТО  являются более 130 стран, а более  тридцати государств имеют статус наблюдателя  в ВТО. Подавляющее большинство  из них (включая Россию) находятся  на различных стадиях процесса присоединения  к ВТО. Кроме того, около пятидесяти международных организаций имеют  статус наблюдателя в ВТО, в т.ч. МВФ, Мировой Банк, ОЭСР, различные  подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации и т.д.

Следует подчеркнуть, что  процесс присоединения к ВТО  носит односторонний характер в  том смысле, что все запросы  и требования (включая тарифные уступки) выдвигаются членами ВТО в  отношении присоединяющейся страны; последняя же не правомочна вести  переговоры по получению дополнительных уступок, кроме тех, которые уже  зафиксированы в документах ВТО. Мы считаем, что подобное положение  может иметь весьма болезненные  внутренние последствия, и требует  наличие консенсуса внутри страны в  отношении всех решений по присоединению  к ВТО.

Анализ документов по вступлению в ВТО показывает, что реализация соглашений ВТО в наибольшей степени  отвечает интересам промышленно  развитых государств. Так, по расчетам Департамента торговли США, в случае полного выполнения всех договоренностей  Уругвайского раунда ВВП этой страны может увеличиться на 100-200 млрд. долл. в год. Кроме того, только вследствие внедрения решений соглашения в  течение десятилетия (1995-2005 гг.) ожидается  рост мировой экономики на 5 триллионов долларов, что будет означать значительный спрос на товары и услуги на мировом  рынке. США планируют удовлетворить  значительную часть этих потребностей. Например, по прогнозам Министерства сельского хозяйства США, рост экспорта пшеницы из страны до 2005 г. должен вырасти  на 5-7 млн. тонн. 9

По оценкам экспертов, решения раунда должны привести к  дополнительному росту цен мирового аграрного рынка. В частности, в  соответствии с их расчетами, в 2000 г. цены на основные экспортные виды американской продукции должны вырасти от 2,5% (кукуруза) до 4% (растительные масла). В результате, даже если предположить, что объем вывоза кукурузы, пшеницы и соевых бобов (основных позиций экспорта, составивших около трети его в 1990-95 г.) сохранится на уровне первой половины 90-х гг., то дополнительный доход АПК, вследствие упомянутого роста цен, ежегодно составит 350-400 млн. долл. 10

В ходе Уругвайского раунда была достигнута договоренность об отказе от применения нетарифных мер в отношении  так называемой "серой зоны" (текстиль, сельхозпродукты, сталь, авиатехника); однако за исключением торговли сельхозпродуктами, не предусматривается снижение нетарифных барьеров (в пересчете на тарифные позиции).

Информация о работе Всемирная торговая организация