Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:29, реферат
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.
ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.
Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.
Мы считаем, что любые
шаги по либерализации таможенного
тарифа дают определенные выгоды иностранным
поставщиками и, следовательно, могут
быть предметом "торга" в отношении
встречных уступок. В этой связи,
очевидно, следует избегать односторонних
обязательств или обещаний типа тех,
например, которые были даны Министерством
внешних экономических связей Российской
Федерации в начале 1995 г. в виде
обнародования индикативного
Достигнутые в ходе Уругвайского раунда договоренности по торговле сельскохозяйственными товарами изложены по трем направлениям:
3) экспортные субсидии.
Присоединяющаяся к ВТО
страна должна представить перечень,
своих обязательств в этой области,
которые должны быть одобрены другими
членами этой организации в ходе
двусторонних консультаций. Анализ текста
Соглашения по сельскому хозяйству
показывает, что он довольно сложен,
некоторые его положения
В отношении доступа к рынкам наиболее важным является положение о переводе всех мер, ограничивающих импорт сельскохозяйственных товаров, в тарифный эквивалент (по специально разработанной методологии) и снижение такого тарифа в среднем на 36 % в течение 6 лет для развитых государств и на 24 % в течение 10 лет - для развивающихся стран.
Следует подчеркнуть, что по расчетам ЮНКТАД, в ряде важных сельскохозяйственных секторах процесс "тарификации" привел к установлению тарифных ставок, которые и впредь могут носить запретительный характер, что и нетарифные барьеры, которые они заменили. Так, в основных развитых странах уровень таких ставок составил порядка 200-500 % таможенной стоимости товара. 11
В отношении сельскохозяйственной
продукции предусматривается
По нашему мнению, следует
очень внимательно отнестись
к тому, что Соглашением по сельскому
хозяйству предусматривается
По американским данным, общий объем сельхозсубсидий экспортерам в странах ЕС достигает 7 млрд. долларов в год, тогда как в самих США на эти цели уходит лишь 200 млн. долларов, что составляет только 2 процента общемирового объема субсидирования сельхозэкспорта. Американцы утверждают, что, не желая отказываться от поддержки экспорта своих продуктов, европейцы не хотят идти в ногу со временем. В результате 85 процентов экспортных субсидий во всем мире приходятся на Европу. Как считают в США, это искажает ситуацию на мировом рынке и приводит к перепроизводству продуктов питания. 12
В свою очередь европейцы доказывают, что американцы в не меньшей степени субсидируют свою продукцию - они проводят свои субсидии по другим статьям. Они также утверждают, что в Европе и Японии, сельское хозяйство нельзя рассматривать как обычное товарное производство, поскольку речь идет о более тонкой сфере, связанной с образом жизни и даже с “культурным многообразием”.
Страны ЕС и вместе с
ними швейцарцы хотят, чтобы переговоры
по субсидиям, торговым барьерам, пошлинам
и тарифам в сельском хозяйстве
учитывали такие факторы, как
экология, защита сельских общин и
традиционного фермерского
Вместе с тем, согласно
Соглашению по сельскому хозяйству
прямые экспортные субсидии должны быть
сокращены за 6 лет на 36 % в расчете
на бюджетные ассигнования от уровня
базисного периода 1986-1990 гг. и на
21% - в расчете на количество субсидируемого
экспорта сельхозтоваров. Как показывает
анализ Соглашения по сельскому хозяйству,
и после его реализации остается
основа для сохранения довольно высокого
уровня аграрного протекционизма. Это
обстоятельство необходимо иметь в
виду при переговорах России о
членстве в ВТО. Мы считаем, что без
эффективного государственного регулирования
и защиты внутреннего рынка
Мы считаем, что к числу
важнейших положений ГАТТ/ВТО
относятся правила в отношении
защиты внутреннего рынка страны-
Однако такие меры могут применяться:
- на основе установленной процедуры;
- носить временный характер;
- распространяться, как правило,
на все страны-поставщики
Процедура по введению таких мер должна быть полностью гласной и заключается в:
1) информации всех
2) представлении объективных
доказательств необходимости
3) проведении публичного
расследования обстоятельств
Для России подобная проблема является новой; требуется время для разработки соответствующей методологии по определению ущерба на основе объективных показателей. К ним относятся темпы роста объема импорта соответствующего товара, его доля на внутреннем рынке, изменения в уровне национального производства, загрузка производственных мощностей, динамика занятости, доходы и потери и т. п. При этом подчеркивается, что, когда вводятся количественные ограничения импорта, то они не должны снижать его объем ниже среднего годового уровня за последние три представительных года, если не будет доказано, что необходимы более жесткие ограничения.
В связи с крайне сложным
характером процедуры по установлению
ущерба от импорта (и опасности ответных
мер со стороны экспортера в случае
непринятия представленных доказательств)
в качестве альтернативного инструмента
защиты могут применяться
Следует отметить, что до
сих пор ряд западных государств
применяет в отношении
Хотя переговоры о присоединении
России к ВТО ведутся с 1994 г., до
сих пор нет детальных
В то же время будет происходить
незначительное падение предложения
отечественной продукции на внутреннем
рынке. Наибольший спад будет наблюдаться
в птицеводстве (предложение птицы
сократится на 1,34%). Практически без
изменений останется
- во-первых, увеличивается
спрос на импортные продукты,
которые стали в результате
снижения тарифов более
- во-вторых, происходит замещение
продуктов отечественного
Проведенные расчеты для оценки интегрального эффекта влияния тарифной политики на показатель "благосостояния" экономических агентов (излишек производителей, излишек потребителей, доходы государства от тарифного обложения импорта) при различном уровне защиты агропродовольственного рынка показывают, что при снижении уровня тарифной защиты в выигрыше остаются только потребители. Доходы государства и отечественных производителей снижаются, а следовательно ухудшается их финансовое состояние. Примечательно, что потери бюджета от снижения импортных пошлин в среднем в полтора раза больше потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для экономики России это означает, что снижение импортных пошлин нежелательно, прежде всего, исходя из фискальных, а не из протекционистских соображений.
Интересным моментом, с точки зрения анализа требований ВТО, является оценка последствий снижения действующих импортных пошлин на 36%. Доходы бюджета в результате осуществления данной меры экономической политики уменьшатся на 1,5 млрд. руб., отечественные производители потеряют 1 млрд. руб. 15
Учитывая вышеизложенное по вступлению России в ВТО, мы считаем, что необходимо принятие целенаправленной внешнеторговой концепции, которая учитывала бы следующие рекомендации:
1. Правительство должно
располагать необходимой
2. Необходимо расширение
штата и активизации работы
Правительственной комиссии по
защитным мерам. Учреждение
3. Внешнеэкономическая
4. Необходимо иметь стратегию развития на основе баланса экономических интересов России как государства (обеспечивающих ее экономическую безопасность и целостность) и интересов отдельных групп предпринимателей, производителей, коммерсантов и потребителей всех форм собственности.
5. Необходимо провести
тщательные исследования о
- влияние тарифной политики
на объемы (производства, потребления,
экспорта и импорта), уровень цен
(производителя, розничных,
- влияние налога с продаж
на объемы (производства, потребления,
экспорта и импорта), уровень цен
(производителя, розничные,
- влияние величины расходов
на питание на объемы
- влияние тарифной и
налоговой политики на уровень
производства, потребления, экспорт
и импорт, а также на цены (производителя,
розничные, экспорта и импорта)
6. Необходимо избежать
фиксации в международных
7. Необходимо выдвинуть
условия о гарантиях