Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 21:55, курсовая работа
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Анализ японского управления персоналом представляет особый интерес по следующим причинам. Во-первых, это та область менеджмента, где наиболее разительно проявляются отличия японского стиля от достаточно изученного и широко распространенного в развитых капиталистических странах западного (американского) стиля.
Введение
Глава 1 Общая характеристика японской модели управления
1.1 Зарождение японской модели управления и характеристика основных этапов ее развития
1.2 Основополагающие принципы японской модели управления
1.3 Характеристика процесса функционального управления в японской модели управления
Глава 2 Применение японской модели управления в ООО «Алатырская бумажная фабрика»
2.1 Общая характеристика организации
2.2Характеристика организационной структуры управления организации
2.3 Оценка системы управления производством в организации
2.4 Оценка системы управления персоналом в организации
Глава 3 Основные направления применения японских методов управления в российской практике.
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, современное японское управление приобрело дух открытости, который позволил подчинить технологическое развитие решению выдвигаемых самой жизнью проблем. Японскую систему управления можно рассматривать как синтез импортированных идей и культурных традиций. Поэтому, чтобы понять природу современной управленческой мысли Японии, необходимо коснуться некоторых черт традиционной культуры этой страны.
Окончание Второй мировой войны. Побежденная Япония в жалком состоянии, и восстановление ее экономики требует радикальных, жестких мер. Роль реаниматора берет на себя государство, регламентируя развитие всех отраслей народного хозяйства страны: для поддержки, защиты, выживания. Рынки играют весьма ограниченную роль. Японская экономическая система полностью изолирована от внешнего мира.
Проходят годы, десятилетия, система эволюционирует. К 70-м гг. начинают вырисовываться очевидные признаки конкуренции, что обусловлено постепенным смягчением государственной регламентации. Отныне японский рынок приоткрыт для заграницы. На этот же период приходится и зарождение маркетинга в Японии. Исконно американский, 1910 года рождения, термин «маркетинг» в Японию из США «привозит» делегация Японского центра производительности для социально-экономического развития в 1955 г. Концепция эта пришлась весьма кстати, поскольку именно ко второй половине 50-х годов в промышленности Японии уже была создана развитая система массового производства, а степень удовлетворения основных потребностей японцев достигла довоенного уровня, и предприятия оказались лицом к лицу с проблемой: производство каких товаров нужно наращивать теперь?
С конца 70-х — начала 80-х начинается победоносное шествие модернизации и либерализации на всех фронтах рынка: финансы, технологии, внешнеэкономическая деятельность. Но явный экономический прогресс происходит на фоне национальных привычек и традиций, которые изменяются чрезвычайно медленно. Страна выходит на передовые позиции в мире. Таким образом, менее чем за 40 лет Япония превращается из развивающейся страны в основной мировой источник сбережений, поставщика 97% мирового экспорта в сфере транспортных средств, электронного комплекса и электрооборудования, лидера в НТП.
Несмотря на осторожность и предусмотрительность в противостоянии всякого рода нестабильностям на мировом финансовом рынке, феноменальный паровоз японской экономики вдруг идет под откос вследствие взрыва «мыльного финансового пузыря» в 1992 году.
Невеселая
картина — затоваренные склады,
бесконечные фантастически
Таким образом, складывается ситуация, которая заставляет предпринимателей и экономистов серьезно проанализировать, что они делают не так, и предсказать дальнейшую судьбу страны, а точнее, создать ее (что характерно для Японии). Совершенно очевидно, что в информационно-сетевом обществе прежние японские методы управления не действуют. Традиционная японская система менеджмента эффективно работала в условиях главенствующей роли государственной бюрократии, внутриотраслевой «братской солидарности» и социальной системы, характеризовавшейся стремлением к гомогенности. Но появились факторы, ставшие детонатором реформ традиционного японского стиля управления. Условия существования — низкие темпы экономического роста — требуют в первую очередь пересмотра структуры цены (по части издержек), а также усиления маркетинга, ориентированного на клиента. Японцы определяют для себя способ выживания — максимально приблизиться к клиенту, и предпринимательство приобретает новое лицо.
Стержнем новых концепций, в корне изменяющих японские стратегии управления и стиль Японская система управления сформировалась как органический сплав национальных традиций и передового опыта менеджмента. Что касается национальных традиций, то они состоят в том, что японцы предпочитают не придерживаться писаных правил; а их языку в силу иероглифического характера письменности несвойственна четкая однозначность определений, характерная для европейских языков. Ч.Накане провел блестящее исследование, направленное на изучение типов отношений в группах в зависимости от традиций национальных культур. Он разработал основные положения концепции анализа внутренней структуры социальных групп, разделив типы устанавливающихся между людьми взаимоотношений на две группы: горизонтальный, как совокупность индивидов, которые обладают общими чертами (например, люди одной профессии) и вертикальный, при котором индивиды, обладающие различными чертами, связаны определенной социальной связью (например, семья, клан, клуб). Именно второй, «вертикальный» тип отношений является характерным и определяющим для японского общества7.
В
течение 30 — 40 лет послевоенного
развития японский менеджмент и японская
модель экономики позволили этой стране
эффективно мобилизовать личностный и
общественный потенциал народа для реализации
постоянного роста производства. Понимание
сущности японского менеджмента может
помочь российским хозяйственникам, экономистам,
бизнесменам глубже разобраться в проблемах
экономики своей страны, укажет им пути
совершенствования национального производства.
Тем более, что предприятия, работающие
«по-японски», уже созданы в США, Великобритании,
Малайзии, Таиланде и других странах. Один
из примеров — германский концерн «Порше»,
бывший в 1992 г. на грани банкротства. Помощь
японской консалтинговой фирмы, в штат
которой входили бывшие служащие компании
«Тойота», дала блестящие результаты:
выпуск продукции увеличился, численность
персонала уменьшилась на 19%, появилась
прибыль, увеличился ассортимент8.
1.2 Основополагающие принципы японской модели управления
Японцы управляют более эффективно потому, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея лишь незначительное количество точек пересечения. Прежде всего японский метод управления отличается своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий — повысить эффективность работы предприятия за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимальная прибыль, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.
Обычно управление включает четыре основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Ключевым аспектом японского менеджмента является управление персоналом. В Японии, как говорят сами японцы, есть лишь одно богатство – люди.
Именно эффективное управление человеческими ресурсами, которые, по мнению японских специалистов, остаются единственными неисчерпаемыми ресурсами, обеспечивают достижение высокого качества продукции и конкурентоспособности японской продукции и технологий на международном рынке.
То ключевое значение, которое придается этому направлению японского менеджмента, является признанием и осознанием факта, что именно оно является фундаментом успехов фирмы во всех остальных аспектах и направлениях управления.
Более того, основной чертой и особенностью японского менеджмента является то, что управление фирмами строится в зависимости от возможностей человека, а не машины или производственных функций. Эта особенность японского управления стала основополагающей.
Поэтому
в японских фирмах с течением времени
сложилась развитая концептуальная схема
управления человеческими ресурсами,
которую можно представить в виде следующей
таблицы.
Стратегия | Концептуальные установки | Методы |
Преимущественная ориентация на эффективное использование «человеческого фактора» в управлении |
Система долгосрочного
(пожизненного) найма
Развитая система морально-психологического и материального стимулирования Развитая система
интеграции персонала |
Медленное продвижение
по лестнице (принцип «старшинства»)
Комплексная система оценки эффективности Горизонтальная ротация кадров Ориентация на групповые методы работы Взаимозаменяемость кадров. Универсализм в профессиональной подготовке. Постоянная переподготовка кадров по принципу «сверху вниз» Развитая система коммуникации и взаимодействия Внешнее сглаживание социальных различий между руководством и рабочими Консультативный (групповой) характер принятия решений Повышенное внимание к работнику |
По мнению
японского специалиста в
Важнейшими из них являются система пожизненного найма (или найма на длительный срок), которая распространяется на работников до достижения ими 55 — 60 лет и охватывает примерно 25 — 30% японских рабочих, занятых в крупных фирмах, процесс коллективного принятия решений, повышение заработной платы с выслугой лет, участие работников в профсоюзах, которые создаются в рамках фирмы (а не отрасли, как в США).
Можно выделить следующие основные принципы японского типа управления:
Немаловажной особенностью японского менеджмента является концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства. С другой стороны, целью обучения является подготовка к более ответственной работе и продвижение по службе. Но, в отличие от западного подхода к управлению, в Японии особое значение придается долгу совершенствовать мастерство без ожидания какой-либо материальной выгоды.
Японские
менеджеры прибегают к мерам
наказания крайне неохотно. В противовес
тактики запугивания
Японский служащий очень тесно отожествляет себя с нанявшей его корпорацией. Как высшие должностные лица, так и рядовые исполнители считают себя представителями корпорации. В Японии каждый работающий убежден, что он важное и, главное, необходимое для своей компании лицо. Многие служащие редко берут дни отдыха или не полностью используют свой оплачиваемый отпуск, так как убеждены, что их долг работать, когда компания в этом нуждается. Со своей стороны японские корпорации гарантируют служащим работу и используют систему вознаграждений, основанную на трудовом стаже, для того, чтобы предотвратить уход работника в другую фирму. Перешедший в другую компанию лишается трудового стажа и начинает все заново.
Информация о работе Японская модель управления в организации