Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:51, курсовая работа
В данной работе рассматриваются основные модели социальной политики, существующие в Европе, Америке, странах СНГ и Балтии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. Модели социальной политики
1.1 Формирование современных моделей социальной политики….........5
1.2 Социальные преобразования в странах Западной Европы и США….8
1.3 Подходы к реализации социальной политики………………………...13
2. Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии
2.1 Реализация социальных реформ в Балтии…………..…………………18
2.2 Формирование и реализация социальной политики в
Казахстане и Кыргызстане………………………………………………….19
2.3 Реализация социальной политики в Украине………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………............28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………30
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Модели социальной политики
1.1 Формирование современных моделей социальной политики….........5
1.2 Социальные преобразования в странах Западной Европы и США….8
1.3 Подходы к реализации социальной политики………………………...13
2. Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии
2.1 Реализация социальных реформ в Балтии…………..…………………18
2.2 Формирование и реализация социальной политики в
Казахстане и Кыргызстане…………………………………………………
2.3 Реализация социальной политики в Украине………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир живет в условиях перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Изменяются фундаментальные механизмы социально-экономического регулирования. Глобальные проблемы социально-экономической политики формулируются как экологическая и социальная ориентация экономики, укрепление национальной и международной безопасности, переход на модель устойчивого развития, обеспечивающего равенство интересов настоящего и будущих поколений.
Актуальность данной темы в том, что социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а, следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества.
Каждая страна с учетом своей специфики формирует собственную модель социальной политики.
В Хартии прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году записано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, здоровье, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Реализация этих прав человека определяет содержание социальной политики.
Социальная модель, рамки которой определяют позицию государства по отношению к обществу (патерналистская, либеральная, социал-демократическая и т.д.), - результат, с одной стороны, эволюции комплекса факторов (экономических, правовых, религиозных и т.п., а также традиций), специфичных для каждой страны, с другой - осознанного выбора. Однако, в каких бы исторических условиях не протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип не складывался, всегда есть круг схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.
В данной работе рассматриваются основные модели социальной политики, существующие в Европе, Америке, странах СНГ и Балтии.
Цель работы: всестороннее изучение и обобщение зарубежного опыта формирования и реализации социальной политики.
Основные задачи:
охарактеризовать модели социальной политики зарубежных стран;
рассмотреть социальные преобразования в странах Западной Европы и США;
рассмотреть подходы к реализации социальной политики зарубежных стран;
изучить опыт социальных реформ в странах СНГ, Балтии и Украины.
1. Модели социальной политики
1.1 Формирование современных моделей социальной политики
Становление современных форм и моделей государственной социальной политики произошло во второй половине ХIХ века в странах Западной Европы и было обусловлено потребностями индустриализации их экономик и регламентации общественного устройства. До этого периода, государственная власть, придерживаясь в основном принципов либерализма и индивидуализма, не предпринимала активных действий, за исключением предоставления некоторых видов гарантий и помощи (в основном пенсий) военнослужащим и государственным служащим.
Перемены, вызванные индустриализацией и связанными с ней урбанизацией жизни, трансформацией большой семьи в малую, а также становлением рабочего движения потребовали новой парадигмы социальной защиты, основывающейся на государственном регулировании вопросов найма работников, введения институциональных форм социального обеспечения престарелых, больных и инвалидов, а также семейной поддержки.
«Повернуться» к социальным проблемам государство заставили две причины:
- небывалое обнищанием «пролетарского населения» (люмпенизация рабочего класса, усиление социальной напряженности, сопровождающееся открытыми протестами рабочих против сложившегося общественного порядка);
- осознание необходимости государственного регулирования условий воспроизводства населения.
Становление экономики индустриального типа и соответствующего общественного устройства требовало четкой регламентации трудовых отношений, что, в свою очередь, было связано с потребностью в нормативном упорядочении социальной защиты наемных работников и членов их семей.
Великобритания - первая капиталистическая страна, которая в 80-е годах ХVIII века ввела законодательное регулирование организации труда с помощью фабричного законодательства, а в 70-е годах ХIХ века приняла нормативные акты по обязательному страхованию отдельных категорий рабочих в случае утраты трудоспособности на производстве. Начиная с 60-х годов ХIХ века аналогичные виды фабричного законодательства формируются и в других западноевропейских странах - Германии, Франции, Австрии, а с 80-х годов - и в России[6,58].
Таким образом, специализация, разделение и кооперация труда индустриального производства потребовали наряду с высокой трудовой дисциплиной создания условий для зарабатывания приемлемой по уровню заработной платы наемных работников и формирования развитых систем социального обеспечения. Внимание к этим двум вопросам было предопределено необходимостью социальных стандартов, связанных с доходами населения, учитывая, что материальной основой жизнедеятельности людей является заработная плата (для текущего потребления) и социальное страхование (как форма резервируемой заработной платы на случаи наступления социальных рисков).
Учитывая, что социальная политика - по существу, превращенная форма распределения произведенного продукта, и то, что по поводу социальной справедливости позиции работодателей и работников, как правило, расходятся, возникла настоятельная необходимость в регулируемых государством институтах в сфере доходов населения (заработная плата и социальная защита).
Исторически значимый шаг был сделан в конце ХIХ века, когда германское правительство, руководимое Отто фон Бисмарком, ввело обязательную систему социального страхования для работающих в промышленности. Она включала обеспечение: в случае болезни (1883 г.), несчастных случаев на производстве (1884 г.), по инвалидности и старости (1889 г.).
Сильной стороной социального страхования явился предложенный алгоритм взаимодействия двух основных субъектов трудовых отношений (работников и работодателей) и государства, который предусматривал финансовое обеспечение за счет хозяйствующих субъектов, а правовое регулирование и контроль - с помощью государства.
Система социальной защиты работающих, построенная по модели О.Бисмарка, оказалась не только жизнеспособной, но и весьма эффективной, поскольку упорядочивала условия найма рабочей силы на системной основе и гарантировала высокие уровни социальной защиты для работающих и членов их семей на протяжении всего периода трудовой и послетрудовой жизни.
При этом следует отметить то, что социальное страхование послужило ядром социальной защиты работающих граждан и регулятивной модели всего комплекса социально-трудовых отношений, включая заработную плату, продолжительности трудовой деятельности и времени выхода на пенсию, определения социальных стандартов приемлемых уровней пенсий, пособий и качества медицинской помощи.
С начала ХХ века примеру Германии последовали другие европейские страны (Австрия, Франция, Италия, Россия), столкнувшиеся с серьезными социальными проблемами и растущими требованиями рабочего класса.
Столь быстрое использование опыта Германии в области социального страхования объяснялось осознанием властными элитами, деловыми кругами этих стран того, что наиболее надежным способом поддержания социальной стабильности являются специализированные институты и финансовые механизмы социальной защиты, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы на постоянной и независимой (от воли отдельных работодателей) основе.
В 1944-1948 годах лейбористское правительство Великобритании приняло ряд законодательных актов, способствовавших формированию единой системы социального страхования и обеспечения, существенному увеличению выделяемых из госбюджета средств на социальную поддержку населения, введению всеобщего бесплатного медицинского обслуживания.
После Второй мировой войны аналогичные реформы были проведены во многих западных странах, в результате чего сформировались национальные институты обязательного социального страхования и обеспечения, функционирование которых благотворно сказалось на регулирование систем заработной платы в части их упорядочения и уменьшения дифференциации (между крайними децильными группами работающих).
Таким образом, период с 80-х годов ХIХ века до середины ХХ века можно определить как первый этап формирования активной государственной социальной политики, определяющей характеристикой которой явилось создание национальных систем социальной защиты.
1.2 Социальные преобразования в странах Западной Европы и США
Прежде чем вести речь о моделях реализации социальной политики в странах с развитыми рыночными отношениями, следует остановиться на общих условиях, в которых происходит данный процесс.
Огромное влияние на систему социальной политики оказывают основополагающие нормы и ценности конкретного общества. Социальная политика является как бы зеркалом, отражающим глубоко укоренившиеся социальные ожидания населения, формирующиеся вне структуры социальной политики.
Ключевым показателем нормативных ценностей общества является характер социальной политики. В некоторых странах социальные услуги, предоставляемые в рамках этой системы, рассматриваются главным образом как общественное благо, от пользования которым в выигрыше все граждане. Другой ценностью аналогичного характера является принцип солидарности, в соответствии с которым основное бремя покрытия расходов на социальное обслуживание намеренно перекладывается с пожилых, бедных и больных людей на молодых, богатых и здоровых, с тем, чтобы обеспечить предоставление необходимой социальной помощи всем членам общества.
В других обществах пользовались сильным влиянием радикальные и ориентированные на рынок концепции 80-х гг., по которым результат деятельности отраслей социальной сферы во всевозрастающей степени рассматривается как товар, который можно покупать и продавать на рынке. Эта концепция делает акцент на эффективность, которую рыночные стимулы могут привнести в систему предоставления социальных услуг, а также на тот вклад, который, как считается, эти стимулы вносят в сдерживание будущего роста расходов на отрасли социальной сферы. Тем не менее, концепция, в соответствии с которой социальные услуги рассматриваются как рыночный товар, хотя и обсуждалась в некоторых определяющих политику кругах, не была принята ни в одной европейской стране.
Не менее мощным фактором, способствующим проведению реформ в социальной политике, являются структура и состояние национальной экономики. В Западной Европе макроэкономическая политика во все большей степени отражает глубокую озабоченность относительно конкурентоспособности каждой отдельной страны в период регионализации и глобализации промышленного производства и торговли. На макроэкономическую политику государств – членов Европейского Союза оказывали огромное влияние также критерии для вхождения в Европейский монетарный союз, принятые в Маастрихте. Оба эти фактора привели к тому, что лица, определяющие экономическую политику, стали призывать к резкому снижению расходов на социальный сектор, особенно на службы социального обеспечения.
Социальная политика в странах Европейского Союза реализуется по трем направлениям.
Социал-демократическая модель. Типична для скандинавских стран. Направления и пути реализации социальной политики в рамках этой модели определяются политическим союзом рабочих партий левого крыла и партий, представляющих интересы мелких фермеров, и нацеливается на обеспечение государством широкого диапазона социальных услуг всему населению при полной его занятости. В. Ханеш определяет эту модель как «скандинавскую» (Дания, Швеция, Финляндия): социальные услуги рассматриваются как гражданские права, все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение [8,649]. Работающее население получает дополнительные социальные льготы. От системы государственного социального обеспечения отделено только страхование по безработице, оно основано на принципе добровольности. В целом уровень социального обеспечения довольно высок; финансируется оно в основном за счет налогов.
Корпоративная модель (Германия, Австрия, Франция и страны Бенилюкса). Предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности, и соответственно интеграцию профсоюзного движения с государством. В. Ханеш называет данную модель «континентальной» [8,649]. В ее основе лежит социальное страхование, т. е. социальное обеспечение прямо или косвенно (для членов семьи) распространяется на работающее население. Услуги социального страхования, финансируемые в основном за счет взносов, различаются в зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной группе.
Либеральная модель. Данная модель предполагает минимально необходимую государственную поддержку социальных низов, она нашла применение в англосаксонских странах (Великобритания, Ирландия). В. Ханеш называет данную модель «англосаксонской». Она включает в себя социальное страхование, находящееся на довольно низком уровне, и социальную помощь, играющую для нее решающую роль. Внутри англосаксонской модели есть некоторые различия. В то время как в Великобритании государственная система здравоохранения оказывает бесплатные медицинские услуги всем гражданам, в Ирландии государственным медицинским обслуживанием могут пользоваться только низкооплачиваемые. Рассматриваемая модель в том или ином виде нашла распространение и за пределами Европейского континента – в США, Австралии и Новой Зеландии.
Информация о работе Зарубежный опыт формирования социальной политики