Алломорфные явления в современном русском словообразовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 19:30, курсовая работа

Описание

Цель моего исследования - выявить и показать на примерах употребление алломорфов в современном русском языке. Для достижения данной цели было поставлено ряд задач:
- ознакомиться с понятием «алломорф»
- исследовать тенденции употребления алломорфов в современном русском словообразовании
- проанализировать употребление алломорфов в русском языке

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Словообразование. Морфема. Морф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Алломорфы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1 Понятие «алломорф» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.2 Употребление алломорфов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.3 Алломорф и вариант морфемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
3. Типы алломорфов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
3.1 Корневые алломорфы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
3.2 Суффиксальные алломорфы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
3.3 Префиксальные алломорфы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
3.4 Постфиксальные алломорфы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

Работа состоит из  1 файл

Алломорфные явления в современном русском образовании.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

    Содержание 

    Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

    1. Словообразование. Морфема.  Морф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

    2. Алломорфы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

          2.1 Понятие «алломорф» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

          2.2 Употребление алломорфов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

          2.3 Алломорф и вариант  морфемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

    3. Типы алломорфов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

          3.1 Корневые алломорфы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

          3.2 Суффиксальные  алломорфы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

          3.3 Префиксальные  алломорфы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

          3.4 Постфиксальные алломорфы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

    Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

    Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32 
                                          Введение
 

    Слова в русском языке образуются различными способами: суффиксальным, префиксальным, постфиксальным и др. Большую роль в образовании новых слов и форм слова играют алломорфные явления.

    Алломорфные явления изучаются и изучались  учеными-языковедами, но каждый рассматривал алломорфы в каком-то определенном аспекте. А роль их в современном  словообразовании  изучена мало. Что такое алломорф, какие бывают разновидности алломорфов, а также где и как они употребляются – это я и рассмотрю в своей работе. 

    Цель  моего исследования - выявить и показать на примерах употребление алломорфов в современном русском языке. Для достижения данной цели было поставлено ряд задач:

    - ознакомиться  с понятием «алломорф»

    - исследовать  тенденции употребления алломорфов  в современном русском словообразовании

    - проанализировать  употребление алломорфов в русском  языке 

    Объектом  исследования являются алломорфные  явления в русском словообразовании. 

    Теоретическую базу работы составляют труды отечественных ученых-языковедов по проблеме исследования. 

    Источниковую  базу исследования составляет словообразовательный словарь А. Н. Тихонова. 

    Моя работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. В первой главе я даю определения основным понятиям словообразования. Во второй главе рассказываю об алломорфах и их употреблении. А в третьей главе я рассматриваю основные типы алломорфов в современном русском словообразовании. 
                1. Словообразование. Морфема. Морф
 

    Словообразование  – один из важнейших разделов курса  русского языка. Термин «словообразование» употребляется в двух значениях:  для обозначения словообразовательного  строя языка и для обозначения  соответствующего раздела языкознания.

    Основным  понятием словообразования является понятие  производности. Под производностью понимается такое соотношение между  однокоренными словами, когда форма  и значение одного слова непосредственно  предопределены (мотивированы) формой и значением другого слова или нескольких слов (лес -> лесной; Московский государственный университет -> МГУ).

    Слово, не мотивированное по форме и смыслу другими словами, например существительное  лес, называют непроизводным (непроизводной называют и основу такого слова). Слово, основа которого мотивирована по форме и значению основой другого слова (или основами нескольких слов), называется производным (или дериватом). Так, производными являются слова лесной, лесистый, лесник и др., для которых слово лес является производящим.

    Словообразование  современного русского языка – сравнительно молодая отрасль языкознания. Важную роль в ее становлении сыграли  исследования Ф. Ф. Фортунатова, разграничившего  формы словоизменения и словообразования. Большое значение для развития теории и практики словообразовательно анализа имели труды В. А. Богородицкого, Г. О. Винокура, В. В. Виноградова.

    Словообразовательная  система русского языка в настоящее  время изучается как с позиции  словообразовательного анализа, так  и в плане синтеза словообразовательных систем.

    Прежде  чем перейти к изучению современного русского словообразования с синхронной точки зрения, надо рассмотреть те мельчайшие единицы, из которых строятся слова. 

    Наименьшая  формальная часть слова, имеющее  значение, называется морфом. Следовательно, дальнейшее деление морфа на части приведет к выделению незначимых элементов – фонем.

    Слова (точнее, словоформы*) состоят из морфов, то есть каждое слово состоит хотя бы из одного морфа (вчера, там, где и т. п.). Для русского языка типичны двух- и трехморфные слова (вод-а, дом-ой, ум-н-ый, раз-би-ть и т. п.). Самые длинные слова русского языка могут включать 7-8 морфов (по-на-вы-пис-ыва-л-и).

    В лингвистике употребляется другой термин для названия наименьших значимых частей слова – морфема.

    Морфема – минимальная значимая часть  высказывания и одна из основных единиц языковой системы, обладающая свойствами значимости (выступает как носитель лексических или грамматических значений), повторяемости в других высказываниях с тем же (или сходным) значением и в той же (или сходной) форме, предельности, неразложимости ( не делится более на части, характеризуемые теми же свойствами); мельчайшая значащая часть слова; класс морфов, обладающих определенными свойствами.

    По  положению в системе языка морфемы делятся на свободные, способные выступать в виде самостоятельного слова (ср. английский day, немецкий Tag, русский «тих») , связанные, встречающиеся только как часть слова (ср. множественное число в английском day-s, русском «-ий» в «тих-ий») и относительно связанные, проявляющие в одной серии случаев первые качества и в другой – второе(ср. русский «до» в «долететь до реки»).

      По функции морфемы делятся  на служебные (аффиксальные) и  неслужебные (корневые); первые обычно  связаны, вторые — свободны. Число первых ограничено, как правило, несколькими десятками, число вторых неограниченно. По типам передаваемых значений аффиксальные морфемы делятся на деривационные (словообразовательные), реляционные (словоизменительные) и реляционно-деривационные (формообразующие).

    Последние 2 категории часто объединяются под  названием словоизменительных. Морфемы  могут быть материально выраженными  или же нулевыми, когда они вычленяются  у словоформы по её противопоставлению форме с материально выраженной морфемой (ср. русский «стол — стол-ы»).

    Морфема – это обобщенная единица, тогда  как морфы – это конкретные репрезентанты (представители морфемы), обнаруживаемые при членении слова.

    Так как морфема является обобщенной единицей, а морф – конкретной единицей, в одну морфему объединяется несколько морфов. В одну морфему объединяются морфы, которые характеризуются следующими двумя признаками: 1. Имеют тождественное значение; 2. Их формальное различие обусловлено позицией в слове: положением до или после определенного класса единиц. Следовательно, они не могут занимать одну и ту же позицию в слове. Такое распределение по позициям называется дополнительным распределением, или дополнительной дистрибуцией. Например, заднеязычные фонемы корня не могут сочетаться с суффиксом прилагательных -н-, в этой позиции они чередуются с соответствующими шипящими г/ж, к/ч, х/ш. поэтому в словах творог-творожный, песок-песочный, пух-пушной морфами одной морфемы являются творог- и творож-, песок- и песоч-, пух- и пуш-. В случаях, когда конечной фонеме <к> основы предшествует фонема <с>, чередование отсутствует: отпуск-ной, выпуск-ной, гротеск-ный и т.п.

    Суффиксальный морф -ц- выступает перед флексиями, начинающимися гласными фонемами, а морф -ец - в остальных случаях: саратов-ц-а, саратов-ц-у, саратов-ц-ем, саратов-ц-ы, саратов-ц-ев и т. д., но саратов-ец.

    В том случае, когда суффиксу предшествуют две согласные фонемы, морф –ец выступает и перед флексиями-гласными: бегл-ец - бегл-ец-а, мертв-ец – мертв-ец-а, горд-ец – горд-ец-а, лж-ец – лж-ец-а, нагл-ец – нагл-ец-а и т. п.

    Такие тождественные по значению морфы, формальное различие между которыми объясняется  только их позицией в слове, являются по отношению друг к другу алломорфами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Алломорфы 

    2.1 Понятие «алломорф»

    Совокупность морфов одной морфемы, имеющих одинаковый фонемный состав, носит название алломорф.

    АЛЛОМОРФ [< гр. allos - другой + morphe - форма] – лингвистический вариант морфемы (Например, русское друг — /друж-/, друз-, англ. [-z]/[-s]/[-iz], как показатель множественного числа существительных, «ног-а» - «нож-ной»). Алломорфы— это морфы определенной морфемы, которые  испытали фонетическую модификацию, обусловленную грамматической позицией в слове.

    Алломорфы распознаются по таким признакам:

1) Данные морфы имеют тождественное значение.

2) Они обладают формальной (фонематической) близостью, под которой понимается частичная тождественность состава фонем и их порядка при следующих различиях:

      а) на месте какой-либо фонемы неоднофонемного  морфа ( редко – сочетания фонем, являющегося частью морфа) в другом морфе выступает другая фонема (фонемы), например -щик- /-чик- (сборщик, летчик),

-работ-/-рабат- (отработать, отрабатывать), -мы- /-моj- (мыть – мою);

      б) один из морфов составляет часть другого, будучи меньше последнего на какой-либо отрезок, составляющий начало или конец его, например, -ива-/-ва-/-а- (перегораживать, узнавать, очищать), -ск-/-еск- (рабский, ханжеский), от-/ото- (откинуть, отогнать). Этот признак проявляется в отсутствие у префиксального и корневого морфов какого-либо конечного отрезков, а у суффиксального морфа – начального отрезка. Исключение составляют лишь некоторые глагольные суффиксальные морфы с отсутствующей конечной фонемой [j]: -е-/-еj- (белеть – белею), -а-/аj- (обедать – обедаю), -нича-/-ничаj- (столярничать – столярничаю).

      в) одна из срединных фонем морфа  отсутствует в другом морфе, например, сон/сн- (сон – сна).

      Указанные признаки могут выступать порознь (как в приведенных примерах) или  в совокупности, например: первый и  второй признаки – в случае писа-/пишь- (писать – пишу), первый и третий – в случае отец/отч- (отец – отчий), второй и третий – в случае зва-/зов- (звать – зову).

      Различие  согласных фонем, соотносительных  по твердости – мягкости, не нарушает формальной близости морфов. Например, морфы бра-/б’ер’- (брать – бери) признаются формально близкими.

      Семантически  тождественные морфы, выступающие  в словоформах одного и того же слова, являются алломорфами независимо от того, близки они формально или  нет.

3) Есть позиции, в которых не может выступать хотя бы один из данных морфов (при наличии в этих позициях другого морфа или морфов), причем формальное различие данных морфов обусловлено соседними морфами. Эта обусловленность может быть двух видов:

      а) формальное различие морфов обусловлено формальной структурой соседних морфов – фонемным составом их начальной или конечной частей, слоговым составом или характером ударения.

      б) формальное различие связано не с  формальной структурой соседнего морфа, а с соседним морфом в целомкак носителем определенного значения.

4) не могут  взаимозаменяться в одной грамматической  позиции.

      Алломорфами являются, например, суф.  морфы -ств(о) и -еств(о): второй выступает только после морфов, оканчивающихся шипящими фонемами (ничтожество, изящество), первый - после морфов, оканчивающихся остальными согласными (богатство, удальство).

    Морфы нес-, нош-, нос- в словах нести, ношу, носить надо квалифицировать как алломорфы, поскольку они:

    1) имеют тождественное значение  «перемещение чего-то...»;

    2) отличаются друг от друга формой  выражения (фонетически, графически);

    3) в позиции перед суффиксом  -ти не может находиться ни морф нос-, ни нош-; равно как в позиции перед -ить- не может быть никаких других морфов, кроме нос- и т.д. Таким образом: нос- перед -ить, нош- перед , нес- перед -ти. Как видим, грамматическая позиция вызывает чередование гласных и согласных в морфеме в процессе включения ее в структуру слова и объединения с другими морфемами, вызывая, таким образом, появление разных в формальном плане морфов, которые репрезентируют эту морфему как алломорфы.

Информация о работе Алломорфные явления в современном русском словообразовании