Алломорфные явления в современном русском словообразовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 19:30, курсовая работа

Описание

Цель моего исследования - выявить и показать на примерах употребление алломорфов в современном русском языке. Для достижения данной цели было поставлено ряд задач:
- ознакомиться с понятием «алломорф»
- исследовать тенденции употребления алломорфов в современном русском словообразовании
- проанализировать употребление алломорфов в русском языке

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Словообразование. Морфема. Морф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Алломорфы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1 Понятие «алломорф» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.2 Употребление алломорфов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.3 Алломорф и вариант морфемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
3. Типы алломорфов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
3.1 Корневые алломорфы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
3.2 Суффиксальные алломорфы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
3.3 Префиксальные алломорфы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
3.4 Постфиксальные алломорфы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

Работа состоит из  1 файл

Алломорфные явления в современном русском образовании.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

Пичуга – пичужка

Пищать – писк

Порок – порочный

Распечь – распекать

Салага – салажонок

Сапог – сапожок

Свояк – свояченица

Склока – склочник

Скоморох – скоморошество

Следить – слежка

Слушать – слух

Снаряжать – снарядить

Совратить – совращать

Сопрячь – сопряженный

Соха – сошка

Стог – стожок

Страх – страшный

Тащить – таскать

Телега – тележка 
 
 
 
 
 
 

3.2 Суффиксальные алломорфы: 

     Чик/щик  Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.  В суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ:

Сборщик

Летчик

Сварщик

Прапорщик

Переводчик

Разведчик

Подписчик

Забойщик

Каменщик

Стекольщик

Паркетчик

Водопроводчик

Крановщик

Грузчик 

     В алломорфной паре -ств(о)/-еств(о) второй выступает только после морфов, оканчивающихся шипящими фонемами, а первый – после морфов, оканчивающихся остальными согласными фонемами:

Владычество

Изящество

Учительство

Богатство

Малолетство

Роскошество

Первенство

Злорадство

Самодовольство

Соседство

Равенство

Убожество

Студенчество

Ханжество

Главенство

Отцовство

Всемогущество 
 

-ниj-/ -ениj- :

Миганиjе

Опозданиjе

Дыханиjе

Завоеваниjе

Боронованиjе

Курениjе

Мщениjе

Проектированиjе

Хранениjе

Вытеснениjе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Суффиксы со значением «лица женского пола»  -иц-/-ниц- :

Учительница

Мастерица

Пророчица

Царица

Свидетельница

Исполнительница

Владычица

Работница

Жрица

Красавица

Буфетчица

Императрица

Умница

 

      Распределение морфов –ива(ть)/-ыва(ть)/-ва(ть) обусловлено качеством конечной морфемы (гласной или согласной) предшествующих морфов:

Прослеживать

Выкручивать

Выдергивать

Распахивать

Говаривать

Раздувать

Узнавать

Вдавливать

Доигрывать

Откалывать

Отволакивать

Просеивать

Обменивать

Доживать

Высмеивать

Взмахивать

Простукивать 
 

-ск-/-еск- :

Рабский

Ханжеский

Дружеский

Писательский

Вражеский

Братский

Комический

Трагический

Исторический

Геройский

Шахтерский

Студенческий 
 

    Представленные  выше алломорфы были суффиксальными алломорфами при образовании новых слов.

    Также встречаются алломорфы при образовании форм одного слова. Например:

    Дубок – дубка – дубк’и

    Прутик – прутик’и

    Колышек – колышка – колышк’и

    Новомосковец – новомосковца

    Прыжок – прыжка 
                                  
3.3 Префиксальные алломорфы 

    Низ-/нис-

    Префиксы  со значением действия, направленного  вниз. Слова с такими морфами относятся к книжной или устаревшей лексике:

    Низвести

    Низойти

    Низвергнуться

    Ниспасть 
 
 

    Под-/подо-

    Значение  действия, направленного вниз, подо что-либо. А также значение приближения, присоединения:

    Подбежать

    Подостлать

    Поднырнуть

    Подоткнуть

    Подсесть

    Пододвинуть 
 
 

    Раз-/разо-

    Значение «направить в разные стороны, распространить, разъединить с помощью действия»:

    Разослать

    Разломать

    Размазать

    Разогнать

    Разорвать

    Разрубить 
 
 

    c-/со-

    Значение  «однократно совершить действие»  и «действие, доведенное до результата»:

    сглупить

    слетать

    согрешить

    сгорбить

    скиснуть

    созреть

    состарить 

 

     3.4 Постфиксальные алломорфы 

    -ся/-сь :

    Собрался – собрались

    Забрался – забрались

    Оторвался – оторвались

    Попрощался – попрощались

    Искупался – искупались

    Обрадовался - обрадовались

    Интересовался – интересовались

    Трудился – трудились

    Крутился – крутились

    Умывался – умывались

    Учился – учились 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    На  основании проделанной работы можно  сделать следующие выводы:

    • Алломорфы обладают формальной (фонематической) близостью, под которой понимается частичная тождественность состава фонем и их порядка. Различие согласных фонем, соотносительных по твердости – мягкости, не нарушает формальной близости морфов. Так, морфы бра-/б’ер’- (брать – бери) признаются формально близкими.
    • Семантически тождественные морфы, выступающие в словоформах одного и того же слова, являются алломорфами независимо от того, близки они формально или нет.
    • Алломорфы могут быть корневыми, суффиксальными, префиксальными и постфиксальными.
    • Алломорфы могут участвовать как в образовании форм одного и того же слова, так и в образовании новых слов.

 

      Библиографический список 

    1. Арутюнова Н.Д. О значимых единицах языка // Исследования по общей теории грамматики. М., 1968.

    2. Грамматика современного русского  литературного языка. -  М.: Наука, 1970.

    3. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М.: Наука, Флинта, 2008.

    4. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. – М.: Наука, 1992.

    5. Краткий справочник по современному русскому языку / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант ; Под ред. П. А. Леканта, 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1995.

    6. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. - М., 1977.

    7. Панов М. В. Русский язык. - Языки народов СССР. М., 1966.

    8. М. В. Панов. Труды по общему языкознанию и русскому языку. Под ред. Е. А. Земской, С. М. Кузьминой. М.: Языки славянской культуры, 2007.

    9. Русская грамматика. М. 1980.

    10. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова — М., Советская Энциклопедия, 1968.

Информация о работе Алломорфные явления в современном русском словообразовании