Анализ стихотворения
А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг
нерукотворный..."
Есть всегда что-то
особенно
благородное, кроткое,
нежное,
благоуханное и
грациозное во
всяком чувстве Пушкина
В.Г.Белинский
Незадолго до
смерти Пушкин написал произведение
"Я памятник себе воздвиг
нерукотворный..." Лирическим героем
данного стихотворения является
сам автор. Сюжет стихотворения
составляет его судьба, осмысленная
на фоне исторического движения.
Каждый поэт задумывается о
своем месте в этом мире, об
отношениях с обществом, с его
читателями. Он хочет быть уверен
в том, что его творчество
не было напрасным, что память
о нем сохранится: "Нет, весь
я не умру..." Пушкин как бы
подводит итог своему творческому
пути.
В этом стихотворении
раскрыта тема поэта и поэзии,
проблема поэтической славы, преодоление
смерти через известность. Поэт
гордился тем, что его поэзия
была свободной: "Что в мой
жестокий век восславил я свободу..."
Он писал не ради славы, а
считал, что: "Поэзия-это бескорыстное
служение во имя человечества".
Это стихотворение
можно представить в ярких
и серых тонах, потому что,
с одной стороны, создана торжественная
атмосфера, радость того, что искусство
будет жить вечно: "К нему
не зарастет народная тропа",
а с другой стороны, это же
является его последним словом,
концом творчества Пушкина.
По своей
теме и построению стихотворение
А.С.Пушкина близко к стихотворению
Державина "Памятник" и Квинта
Горация "Я воздвиг памятник",
но Пушкин отступил от прежних
образов. Произведение наполнено
безграничной любовью к России,
к читателю, верой в могущество
поэтического слова, осознанием
выполненого долга перед народом.
Я считаю, что
творчество Пушкина - это неисчерпаемый
источник, который дает духовные
знания не одному поколению
людей. Оно открывает добрые
чувства, помогающие осознавать
и любить жизнь.
ма..." (Восприятие. Истолкование.
Перебрав множество
произведений А.С. Пушкина, я
случайно наткнулась на стихотворение
"Не дай мне бог сойти
с ума…", и меня сразу привлекло
яркое и эмоциональное начало,
обращающее на себя внимание
читателя.
В этом стихотворении,
кажущемся простым и понятным
и понятным, как и многие другие
творения великого классика, легко
можно увидеть переживания творца,
истинного, свободного разумом
поэта – переживания и мечты
о свободе. А во времена написания
этого стихотворения свобода
мысли и слова строжайше наказывалась
обществом и властью. Известны
и случаи из истории, когда свободомыслящий
человек объявлялся сумасшедшим, как,
например, П.Я. Чаадаев, с которым А.С. Пушкин
был лично знаком; Чаадаев был первым,
кого в России объявили сумасшедшим по
политическим причинам. Возможно, именно
этот случай вдохновил Пушкина к созданию
этого стихотворения. Также в год, когда
это стихотворение было написано, автор
находился в Петербурге, под жестким контролем
властей, и можно предположить, что в этот
момент его творчество выражало безысходность
и бессилие в борьбе с царизмом.
Вольность слова
А.С. Пушкин в этом стихотворении
сравнивает со свободой физической:
он резво пускается в темный
лес, заслушивается волн, полон
счастья, глядит в пустые небеса,
он сравнивает себя с вихрем,
ломающим леса и разрывающим
поля. Мне кажется, что в этой
фразе, в этом сравнении автор
сопоставляет стихотворство, наносящее
удары по самодержавию, с ураганом,
неистовым и сокрушительным, в
своей силе не осознающем опасности.
А опасность
эта есть, и очень серьезная,
ведь, как мы знаем из биографии
Пушкина, власти, недовольные его
стихами, всегда находили способ
заставить замолчать, - ссылкой ли,
унизительными ли приказами…
…И страшен
будешь как чума,
Как раз тебя
запрут,
Посадят на цепь
дурака…
Однако А.С. Пушкин
в первой строфе отмечает, что
он не дорожит своим разумом,
и его страшат только наказание,
потеря друзей, позор и одиночество.
Яркое,
эмоциональное начало стихотворения,
призыв высшей силы, бога, для
того, чтобы отгородиться от столь
желанного "сумасшествия", заставляет
читателя проникнуться чувствами
автора, понять самую суть переживаний.
Здесь также использована анафора:
…Нет, легче посох
и сума,
Нет, легче труд
и глад…
Эти слова особенно
подчеркивают противоречивые эмоции
и отрицание своего желания
"сойти с ума". А в строках
…И я б заслушивался
волн,
И я глядел
бы, счастья полн,
В пустые небеса…
повторы придают
подвижность, живость стихотворению.
Заканчивается
же это произведение контрастным
противопоставлением воли и неволи:
яркий голос соловья – брани
ночных смотрителей, глухой шум
дубрав – визгу и звону оков.
Этот контраст великолепно завершает
стихотворение, обобщая идею и
логично приводя к некому выводу,
скрытому от нас.
Эта эмоциональность,
выразительность, художественно
яркая идея, столь распространенная
в творчестве поэта, и привлекли
мое внимание. И мне хотелось
бы перечитать это стихотворение,
такое простое на первый взгляд, но таящее
в себе множество загадок, связанных с
жизнью, биографией А.С. Пушкина. Хотелось
бы перечитать и найти для себя новые и
новые моменты, много значащие для этой
вечной темы – темы Свободы.
Анализ стихотворения
«Брожу ли я вдоль улиц шумных»
Стихотворение
Пушкина «Брожу ли я вдоль
улиц шумных…» было написано
26 декабря 1829 года. Оно представляет
собой философское размышление
над тридцатилетним итогом жизни
поэта.
В стихотворении
мысль о неизбежности и предначертанности
смерти. Здесь жизнь представляется переходом
к чему-то вечному, абсолютному и неизбежному.
Все стихотворение написано высоким стилем,
в нем нет и намека на иронию.
Кажется, что
первая строфа звучит заунывно.
Такая «заунывность» помогает
погрузится в атмосферу безысходности,
неотвратимости смерти. Мысли поэта устремлены
лишь к одному: «Мы все сойдем под вечны
своды…»
Для стихотворения
не характерны просторечные слова
и «смешение стилей». Поэт удивительно
точно отобрал лексику, так,
что каждое слово соответствует
духу стихотворения. Мысль о
смерти нагнетается в стихотворении
постепенно, и в каждом следующем
выразительном образе чувствуется
все большая неизбежность кончины.
Если проследить ряд эпитетов,
использованных Пушкиным, сразу
можно увидеть, как меняется
эмоциональная окраска слов и
контекста в целом. От шума и многолюдности
поэт приводит нас к мысли о вечности:
«шумных», «многолюдный», «безумных» 
«уединенный», «забвенный»; «охладелый»,
«бесчувственному», «гробового"; «равнодушная»,
«вечною».
В стихотворении
поэт передает движение. Это движение
поэтической мысли, путь к вечности
через смерть. Именно благодаря
наличию движения можно понять,
какое именно идейное содержание
вкладывает поэт в свое стихотворение.
Представление об этом может дать сравнение
отображенных Пушкиным глаголов: «брожу»,
«сижу», «хожу», «предаюсь», «гляжу», «мыслю»,
«уступаю», «сойдем». Все они стоят в первом
лице, что подчеркивает субъективность,
замкнутость, индивидуальность мысли
поэта.