Формирование читательских умений у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:19, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что, одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у младших школьников читательских умений. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Содержание

Введение……...…………………………………………………………………...2
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования читательских умений……………………………………………………………………………..3
§1.1 Психолого-лингвистические основы формирования у младших школьников читательских умений………………………………………………3
§1.2 Понятие «читательские умения» и их формирование у младших школьников в методической литературе………………………………………..8
Глава II. Экспериментальная работа по формированию читательских умений у младших школьников………………………………………………………….12
§2.1 Диагностика сформированности читательских умений у младших школьников………………………………………………………………………12
§2.2 Приемы формирования читательских умений у младших школьников..14
§2.3 Статистическая обработка данных по формированию читательских умений у младших школьников………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………...19
Библиография.…………………..……………………………………………...20
Приложения...…………………………………………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

формирование читательских умений.docx

— 96.51 Кб (Скачать документ)

Рассматривая рекомендации А.П. Нечаева о содержании подготовки детей к чтению с точки зрения наших представлений о психологических  причинах разного рода трудностей, возникающих у детей при овладении  чтением [17; 129], мы находим, что они не только согласуются друг с другом, но и могут рассматриваться в контексте психопрофилактики возможных в будущем трудностей при овладении чтением, поскольку именно эти рекомендуемые упражнения, и позволяют заложить психологическую основу сложнейшего умения — умения читать.

В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления  при организации уроков литературного  чтения.

Видеть, осознавать за прочитанным  текстом присутствие личности автора, с присущим именно ему мировосприятием  и пониманием окружающего, со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни  и отношением к ней — непременное  свойство умения читать. Чувство автора, понимание автора, принятие или непринятие его позиции — истинная культура чтения.

Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя — способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю, не останавливаться на запоминании  фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность.

Таким образом, постепенно формируется  привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.

Учителю важно помнить, что  чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически  особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и  желанным. [29; 69]

Таким образом, анализ психолого-лингвистической литературы по проблемам формирования процесса чтения у младших школьников показал, что применительно к акту чтения существенное значение приобретает современное представление ряда психологов о многоуровневой организации когнитивных структур; анализ процесса чтения позволил выяснить основной механизм, с помощью которого воссоздается звуковой образ слова по его графической (буквенной) модели; в процессе чтения принято выделять две взаимосвязанные стороны — техническую, т.е. скорость, правильность и качество озвучивания букв, и смысловую, т.е. понимание содержания прочитанного; считая необходимой подготовку детей к овладению чтением, А.П. Нечаев придавал решающее значение формированию психологической основы навыка чтения, в качестве которой он рассматривал широкое развитие мыслительных процессов и наглядно-чувственной сферы детей; сформировать интерес к чтению — значит, прежде всего, обеспечить хорошую сформированность самого умения читать.

 

1.2           Понятие «читательские умения» и их формирование у младших школьников в методической литературе

 

Читательские  умения – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.

Современное литературоведение  рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с  помощью целостного анализа.

Умение анализировать  художественное [6; 29], произведение следует  рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему частных  умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого.

Рассмотрим частные читательские умения.

1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

Основой для верного восприятия и оценки изобразительно – выразительных  средств языка послужит представление  о слове как о средстве создания художественного образа и выражения  авторского отношения, которое дети приобретают в процессе анализа  текста. Нужно научить школьника  адекватно воспринимать те выразительные  средства, с которыми он встречается  при чтении, то есть, вникая в построение фразы, в выбор слова, задумываться над авторским выбором.

2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

Данное умение впервые  было выделено Н.Я. Мещеряковой и  Л.Я. Гришиной «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что  этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазий», - отмечал  Л.С. Выготский [5; 10]. При недостатке впечатлений образ художественной действительности будет беден. Следовательно, необходимо развивать активность воображения  читателя и учить младших школьников направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного  произведения. Анализ произведения должен быть направлен на изображение жизни  автором, а не на саму жизнь.

3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме. [6; 30].

Данное умение направлено на постижение композиции. «Композиция - это членение произведения на части, главы, абзацы, строфы, сцены, расстановка  персонажей, порядок сообщения о  ходе событий, смена приемов повествования» [2; 182]. Младшие школьники не могут  освоить понятие «композиция» в  полном объеме, но важно приучать юных читателей прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта. Необходимо познакомить с сюжетом и его  элементами – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением  – и их ролью в раскрытии  идеи.

4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.

В художественном произведении основная роль в раскрытии идеи принадлежит  образам героев. Целостное восприятие персонажа предполагает, что у  читателя возникает эмоциональное  отношение к нему, что читатель соотносит мотивы, последствия поступков  героя, видит развитие образа, становление  характера персонажа. Формирование данного умения опирается на представление  о том, что, изображая героев, автор  высказывает свою точку зрения на решение какого – либо вопроса.

5. Умение видеть  авторскую позицию во всех  элементах художественного произведения.

Данное умение можно рассматривать  как составную часть каждого  из перечисленных выше умений, но в  учебных целях его полезно  выделить. Это позволит направить  внимание читателя на постижение авторской  позиции в самой ткани художественного  произведения, а не только в прямых авторских оценках. Авторская позиция  всегда присутствует в воссозданном читателем образе. Но если читатель не чувствует авторской оценки, то знакомство с художественным произведением  обогащает его знанием еще  одной жизненной ситуации, но не приобщает к авторскому пониманию  жизни.

6. Умение осваивать художественную идею произведения.

Включение данного умения в систему читательских умений обусловлено  тем, что освоение идеи – это цель анализа, и если она не достигнута, то и членение живой ткани художественного  произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается  более глубокое его восприятие. Полноценное  восприятие не сводится к формулированию своего понимания идеи произведения, оно предполагает переживание, принятие или непринятие авторской позиции [6; 42].

В реальном процессе восприятия все читательские умения взаимно  обогащают друг друга. В основе полноценного восприятия лежит умение воспринимать изобразительно – выразительные  средства языка. Только постигнув их образную окраску и осознав их роль в произведении, можно воссоздать в воображении описанные автором  картины, установить связь между  ними. Умение воссоздавать картины  способствует воссозданию образа –  персонажа. Умение осваивать идею произведения вбирает в себя все умения. А  освоив идею, читатель по-новому взглянет и на язык, и на композицию, и на персонажей произведения.

Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются  одновременно при обращении к  каждому новому произведению, поскольку  более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.

Развитие речи на уроках чтения – система речевых умений.

С анализом художественного  произведения теснейшим образом  связано и второе направление  литературного развития младших  школьников – воспитание «маленького  писателя» (М.А. Рыбникова).[28;64] Эстетический подход к изучению литературы требует  отказа от привычного для начальной  школы пути развития речи детей за счет обучения различным видам пересказа. Целесообразнее обучать детей созданию собственного высказывания.

В ходе анализа художественного  произведения дети вместе с учителем наблюдают, как оно «сделано», знакомятся со способами выражения эмоций, характеристики персонажей, с назначением отдельных  элементов текста. При этом идет работа над всеми сторонами текста – содержательной, структурной, языковой – в их единстве. Такая работа требует опоры на элементарные литературоведческие  знания и на знания по речеведению, получаемые на уроках русского языка. Затем перед ребенком ставится речевая задача и идет поиск средств ее решения. При этом дети используют средства, аналогичные тем, с которыми знакомились на уроке чтения, для воплощения своего речевого замысла.

Таким образом, происходит взаимосвязанное  формирование читательских и речевых  умений. Каждому читательскому умению соответствует речевое умение.

Система речевых умений включает 6 умений:

1. Умение отбирать и использовать для воплощения собственного речевого замысла языковые средства, аналогичные изученным.

2. Умение передавать  свои жизненные впечатления с  помощью создания словесного  художественного образа.

3. Умение выстраивать  композицию собственного высказывания, исходя из речевой задачи.

4. Умение раскрыть  авторский замысел через введение  в текст образа – персонажа,  создание пейзажа.

5. Умение подчинить  авторскому замыслу все элементы  текста.

6. Умение раскрыть  основную мысль текста.

Речевые умения формируются  на основе читательских умений.

Приемы анализа текста – это средства постижения художественного  произведения, формирования читательских умений, приобретения литературоведческих  представлений и читательского  опыта.[28; 73]

Овладение полноценным навыком  чтения для учащихся является важнейшим  условием успешного обучения в школе  по всем предметам; вместе с тем чтение - один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.

С точки зрения современной  науки о формировании читателя, основное качество процесса чтения – это  уровень самостоятельности, к которому подготовлен читатель и при выборе книги- собеседника, и при озвучивании чужой речи, таким образом, каким ее следует озвучивать, подчиняясь всем знаковым указаниям о смысле той беседы, которую предлагает читателю книга, и при решении вопроса о том, сколько нужно и можно читателю общаться с книгой сразу, за один присест, без перерыва. Чтобы осуществить любую деятельность, в том числе и читательскую, самостоятельно, не прибегая к непосредственной помощи других людей,- читатель (ребенок или взрослый), должен к моменту выполнения деятельности, во-первых, знать, какие книги-собеседники существуют на свете и в его ближайшем окружении, как узнать нужную ему книгу среди других книг, чтобы выбрать для чтения именно ее; во-вторых, он должен уметь правильно, бегло, сознательно, выразительно прочитать текст, выделить, обдумать и оценить предложенный ему в книге опыт, ориентируясь на себя, на свои личные потребности и, наконец, в-третьих, никто при этом не должен его принуждать обращаться к книгам. Никто не должен даже напоминать ему о самой возможности обращаться в мир книг за какой-то определенной книгой, чтобы ответить «на возникшие в душе вопросы» и тем самым приблизиться к идеалу человека разумного, посоветовавшись с мудрецом, специально оставившим для него недостающий ему опыт.

Существует еще одно обстоятельство, характеризующее процесс чтения и уровень самостоятельности  читателя, а именно то, сколько времени  ему полезно проводить за чтением, чтобы оно его обогащало, а  не одурманивало мозг. В этом отношении  современные научные знания таковы: ребенок- первоклассник может продуктивно заниматься чтением без перерыва не более 10-15 минут; для второклассника эта норма увеличивается вдвое; в III классе самостоятельное вдумчивое чтение книги может продолжаться от часа до полутора часов; в IV классе - не более 2 часов подряд; потом надо непременно сделать длительный перерыв, как бы не хотелось продолжить чтение.[36; 23]

 

Выводы по главе  I.

 

Таким образом, читательские умения – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.

Каждое читательское умение не формируется по отдельности, все  умения, образующие систему, формируются  одновременно при обращении к  каждому новому произведению, поскольку  более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.

Информация о работе Формирование читательских умений у младших школьников