Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:19, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что, одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у младших школьников читательских умений. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.
Введение……...…………………………………………………………………...2
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования читательских умений……………………………………………………………………………..3
§1.1 Психолого-лингвистические основы формирования у младших школьников читательских умений………………………………………………3
§1.2 Понятие «читательские умения» и их формирование у младших школьников в методической литературе………………………………………..8
Глава II. Экспериментальная работа по формированию читательских умений у младших школьников………………………………………………………….12
§2.1 Диагностика сформированности читательских умений у младших школьников………………………………………………………………………12
§2.2 Приемы формирования читательских умений у младших школьников..14
§2.3 Статистическая обработка данных по формированию читательских умений у младших школьников………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………...19
Библиография.…………………..……………………………………………...20
Приложения...…………………………………………………………………...23
Прочь за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья.
Приложение 2
Задание № 1:
1. Какое настроение создаёт это стихотворение?
2. Найдите слова и выражения,
с помощью которых автор
3. Найди в стихотворении то место, где о природе поэт говорит, как о живом существе (прием олицетворения).
Задание № 2:
Словесное рисование.
Задание № 3:
Составить план пересказа; озаглавить части рассказа Н. Носова «Огурцы».
Задание № 4:
1. Проследите, за тем как взаимодействуют с друг-другом герои произведения, укажите стрелочками.
2. Как по-вашему мнению автор относится к своим героям, если положительно поставьте (+), если отрицательно (-).
Задание № 5:
Опишите в одном- двух предложениях, авторскую позицию, его отношение к жизненной ситуации в данном рассказе.
Задание № 6:
Опишите в одном- двух предложениях, в чем заключается идея рассказа, принимаете ли вы авторскую позицию, одобряете или осуждаете героев произведения.
Приложение 3
1. Упражнения,
которые помогут увеличить
1. Многократное прочтение
а) учителем
б) ученик (1 минута отметить)
в) повторить (1 минута отметить)
2. Молния
Чередуется обычное чтение с очень быстрым по команде «молния»
3. Чтение «Слоговичков»
С помощью линейки строчки и столбики читаются коллективно, группами, выборочно.
2. Упражнения над артикуляцией
1. Чтение чистоговорок
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа
Ло-ло-ло - на улице тепло
Чи-чи-чи - у дома кирпичи
2. Скороговорки
Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки и т.д.
3. Чтение скороговорок в темпе (четкая артикуляция, высокий темп) 3. Упражнения для развития грамматических навыков
1. «Вторая половинка».
При чтении произносится только вторая половина слова. Мысленная линия раздела проходит примерно посредине слова. Используйте это упражнение чаще, если ребенок искажает окончания слов при чтении.
Вышел из кухни, подойдут к сторожке, отбежала от собаки, бегают по площадке.
Это упражнение можно использовать на любых текстах.
2. «Догадайся»
Нужно догадаться, каким должно быть окончание.
Выгляну… солны…. Обрадо… молод… синич… запе… и собра… в лес. Старый вороб… гово…, что рано пташеч… запе…, еще будут моро…. Но синич… лишь хвости… вильну… и полете… за новостя…. Смотрит, стало в ле… тем…. Побежа… по ле… поземка. Налет… ветер, закача… дерев…. Полетели сугробики с елов… лап. Начал… пурга. Присмире… синич… сжалась в комоч…. Ветер рвет ее с вет…, ерошит перыш…, леден… голое тель…. Сжалился дятел над синич…, пуст… ее в свое запасн… дупло. Поняла синич…, что вью… да мете… под февраль полете….
(В. Бианки)
3. «Угадай конец фразы»
Дети ели ка….
На столе лежат бумага и кра….
В лесу растут гри….
У нас есть петух и ….
4. «Добавь слово».
Распространение предложений.
5. «Слова перепутались».
Восстановление предложений.
· Дымок, идет, трубы, из.
· Любит, медвежонок, мед.
· Стоят, вазе, цветы, в.
6. «Пропавшие слова».
Сейчас прочитаем рассказ, но некоторые слова потерялись. Догадайтесь какие.
Тишина царит в дремучем __________. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет _________.
7. «Найди ошибку».
Зимой в лесу расцвели яблони.
В ответ я киваю ему рукой.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
8. «Правильно или нет?»
Можно ли так сказать?
· Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
· Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
· В полу лежит красивый ковер.
9. «Рассказ по картине»
· О чем эта картина?
· Кто главный герой?
· Что происходит? И т.д.
10. «Подбери рифму»
Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол - гол.
Подбери не менее трех рифм.
Каша –
Кошка –
Вой –
Кружок –
Снег –
4.Упражнения, направленные на увеличения объёма внимания.
1. По сигналу «внимание» детям показывают карточки, в течение 2 сек. Дети должны прочесть и записать:
а) Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв.
рбвл
жкпрч
кптнсд
дпв
бмдрклф мвхштст
стпцгвдк
мвпкшлчбх брнцдксчг
б) стол
чашка
машина
конфета
карандаш пистолет
телевизор
магнитофон автомобиль
мотоциклист кондуктор
командировка велосипедист
в) Я бегу. Что ты?
Дай мне.
Дым идет. Лень мне.
Двор чист. Один - воин.
Что делать? Птица поет.
Учение – свет. Делу – время.
Все по колено. Вода в решете.
Работа не волк. Слово - серебро.
Счастье в труде. Всем не угодишь.
(Карточки рекомендуется
показывать в порядке
2.«Слушай внимательно»
Для концентрации слухового внимания очень удобно проводить арифметические диктанты.
Например: Сейчас я буду тебе читать арифметические задания. Ты должен решать их в уме. Полученные числа тоже нужно держать в уме. Результаты запишешь только тогда, когда я скажу: «Пиши».
Даны два числа 6 и 3. Сложи первое число, и второе… от полученного числа отними 2… затем отними еще 4. Пиши! (Ответ: 3)
3. Игра-соревнование «Кто лучше запомнит?»
Нужно внимательно рассмотреть несколько предметов в течение 1-2 мин, а затем их подробно описать.
4. «Найди спрятанное слово».
Среди буквенного текста вставлены слова. Нужно найти их и подчеркнуть.
Например: бсолнцеитранвстолрюджывтокногт
5.Упражнения для развития словарного запаса
1. «Игра в слова».
Назови как можно больше слов обозначающих фрукты (овощи, цветы, транспорт и т. д.)
2. «Назови действие».
Метель метёт, а гром …, ветер …, а снег …, дождь …, а солнце ….
3. «Признак».
4. «Сравни».
По вкусу – лимон и мёд.
По цвету – ромашку и гвоздику.
По ширине – дорогу и тропинку.
5. «Угадай-ка».
· Отгадай загадку.
· Как ты догадался, о чем речь?
6. «Слова – синонимы».
· Как можно по-другому сказать о грустном человеке?
· Каким, словом можно заменить слово конь? Врач?
· Какое слово лишнее?
Грустный, печальный, унылый, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
7. «Слова – антонимы».
Холодный тупой поднять зима чистый мокрый
Врач день толстый светлый утро весна
8. «Один – много».
9. «Много – один».
10. «Уменьшение».
Скажи мне, как будет называться маленький предмет.
Маленький мяч – мячик.
Трава, рука, солнце, стул, книга, чашка.
11. «Закончи слово».
Отгадай, какое слово я хочу сказать. ПО … и т.д.
12. «Объясни слово».
Что такое велосипед? (шляпа, нож, мяч и т.д.)
13. «Найди слова».
Найди слова, в которых первый слог такой же, как в нашем слове.
Слова: слава, слоги, слоны, слова, снега, зима.
14. «Найди лишнее слово».
Мак, ромашка, роза, лук.
Кошка, воробей, собака, корова.
Береза, дуб, осина, малина.
Корова, лиса, волк, медведь.
Примеры заданий, используемые на уроках.
Задание 1. «Узнавание слова», дополнение его нужными буквами.
П-РО В-РА Д-Р-ВО
Г-РА Н-ГА К-Л-НО
П-ЛЕ Л-ЖА
Т-ЛО
Задание 2. Чтение страницы текста с закрытием последних пяти букв всех строчек листом бумаги.
Задание 3. Чтение страницы текста с закрытием первых пяти бук всех строчек листом бумаги.
Задание 4. Чтение текста по строчкам с закрытием текста, который предстоит прочесть, листом бумаги и с ответом на вопрос «А что дальше?»
Задание 5. Чтение половины текста с попыткой «угадать» события, которые произойдут дальше.
Задание 6. Чтение текста учителем вслух отдельными строчками с постановкой вопроса «Что произойдет дальше?»
Задание 7. Чтение учителем вслух незаконченных предложений, которые нужно завершить.
Задание 8. Детям дается «отправное» высказывание, которое служит исходной точкой для развития сюжета или рассказа. Организуется беседа с постановкой вопросов детьми и обсуждением ответа.
Пример: «Наконец они подошли к деревне. Вокруг все было тихо и спокойно…»
Задание 9. Собирание осмысленных предложений из рассыпанных слов.
1. Зайца, мультфильмов, несколько, Котеночкин, ловит, как, о, кинорежиссер, том, создал, волк.
2. По, мотоцикл, а, шоссе, велосипед, заяц, на, волк, заводил, ехал.
3. Почему, у, рождения, день, играм, веселую, что, крокодил Гена, гармошке, на, него, песенку, был.
Задание 10. Игра «Волшебный чемодан». Ребятам сообщается, что был найден чемодан с набором предметов. Перечисляются предметы. Предлагается установить владельца.
Задание 11. Закончить крылатые фразы:
Поди, туда – не знаю куда…
Скоро сказка сказывается…
Это все присказка…
Задание 12. Наблюдая за животными, люди замечают в них человеческие черты характера. Как можно сказать о человеке?
Голоден как…(волк); хитер как…(лис); грязный как …(свинья); трусливый как…(заяц); здоров как…(бык); изворотлив как…(уж, змея); нем как…(рыба).[9]
На уроках внеклассного чтения предлагаются учащимся следующие виды творческих заданий:
1. Передача прочитанного в ролях.
2. Инсценировка отдельных сцен из прочитанной книги.
3. Иллюстрирование прочитанного.
4. Составление диафильмов.
5. Составление кроссвордов,
ребусов к понравившимся
6. Сочинительство стихов о полюбившихся героях.
Информация о работе Формирование читательских умений у младших школьников