Формирование читательских умений у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:19, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что, одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у младших школьников читательских умений. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Содержание

Введение……...…………………………………………………………………...2
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования читательских умений……………………………………………………………………………..3
§1.1 Психолого-лингвистические основы формирования у младших школьников читательских умений………………………………………………3
§1.2 Понятие «читательские умения» и их формирование у младших школьников в методической литературе………………………………………..8
Глава II. Экспериментальная работа по формированию читательских умений у младших школьников………………………………………………………….12
§2.1 Диагностика сформированности читательских умений у младших школьников………………………………………………………………………12
§2.2 Приемы формирования читательских умений у младших школьников..14
§2.3 Статистическая обработка данных по формированию читательских умений у младших школьников………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………...19
Библиография.…………………..……………………………………………...20
Приложения...…………………………………………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

формирование читательских умений.docx

— 96.51 Кб (Скачать документ)

 

 

Контрольная группа

Высокий

Выше среднего

Средний

Низкий

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

6

54

2

18

3

27

1

9


 

         
               
               
                 

Анализ таблицы показал, что как в экспериментальной  группе на высоком уровне сформированности читательских умений вышло 7 чел., что составило – 70%, в контрольной группе на высоком уровне оказалось 6 чел., что составило- 54%; выше среднего уровня в экспериментальной группе 2чел.- 20%, в контрольной 2 чел.- 18%; на среднем уровне в экспериментальной группе – 1 чел. – 10%, в контрольной группе – 3 чел., что составило- 27%; на низком уровне сформированности читательских умений, в экспериментальной группе нет ни одного человека 0- (0%), т.е. после проведенной работы с учащимися экспериментальной группы, те кто находился на низком уровне сформированности читательских умений поднялся на уровень, выше. В контрольной группе на низком уровне находится 1 чел., что составляет в контрольной 9% соответственно.

Данные экспериментального и контрольного этапов, можно сравнить и проследить динамику сформированности читательских умений у младших школьников, в таблице 3.

Таблица 3

Динамика сформированности читательских умений по уровням.

 

Экспериментальная группа

Этапы

Высокий

Выше среднего

Средний

Низкий

Контрольный

Чел

%

Д

Чел

%

Д

Чел.

%

Д

Чел.

%

Д

7

70

+3

2

20

+1

1

10

-3

0

0

-1

Констатирующий

4

40

 

1

10

 

4

40

 

1

10

 

Контрольная группа

Контрольный

6

54

+1

2

18.2

0

3

27

0

1

9

0

Констатирующий

5

45

 

2

18

 

3

27

 

1

   

 

         
                       
                         
                         
                         
                         

Анализ таблицы показал, что результаты формирующего эксперимента сказались на динамике сформированности читательских умений, что учащиеся экспериментальной группы в составе 10 человек, с которыми проводились дополнительные занятия, на контрольном этапе следующие показатели: 7 человек- (70%) достигли высокого уровня с положительной динамикой +3; 2 человека – (20%), достигли уровня выше среднего с положительной динамикой +1, что сказалось на среднем уровне остался 1 человек- (10%) с отрицательной динамикой -3. Автоматически- низкий уровень равен 0 с отрицательной динамикой -1. Что очень хорошо для учащихся экспериментальной группы.

Проследим, как менялась динамика сформированности читательских умений у учащихся контрольной группы в количестве 11 человек, на контрольном этапе следующие показатели: 6 человек – (54%) вышли на высокий уровень, с положительной динамикой +1; уровень выше среднего остаётся без изменений 2 человека – (18,2%) с нулевой динамикой; на среднем уровне также осталось 3 человека – (27%) с нулевой динамикой; на низком уровне остался 1 человек- (9%), можно сказать, что учащиеся контрольной группы остались на том же уровне, что и на констатирующем этапе.

Выводы по главе  II.

Таким образом, динамика сформированности показала, что учащиеся экспериментальной группы достигли желаемого уровня и могут адекватно воспринимают изобразительно – выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, освоили композицию произведения, могут увидеть авторскую позицию и освоить идею произведения. Следовательно, цель курсовой работы достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе изучения психолого-лингвистической  литературы по проблеме исследования получены следующие выводы:

- применительно к акту  чтения существенное значение  приобретает современное представление  ряда психологов о многоуровневой  организации когнитивных структур;

-   в процессе чтения принято выделять две взаимосвязанные стороны — техническую, т.е. скорость, правильность и качество озвучивания букв, и смысловую, т.е. понимание содержания прочитанного;

-   считая необходимой подготовку детей к овладению чтением, А.П. Нечаев придавал решающее значение формированию психологической основы навыка чтения, в качестве которой он рассматривал широкое развитие мыслительных процессов и наглядно-чувственной сферы детей;

Для выявления уровней  сформированности читательских умений у учащихся третьего класса был проведен констатирующий срез. Констатирующий срез включал в себя следующие приемы и упражнения: словесное рисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора, письменные ответы на вопросы и самостоятельную постановку вопросов к тексту произведения. Результаты показали, что большинство учащихся не способны полноценно воспринимать художественное произведение. С целью повышения уровней сформированности читательских умений посредством использования различных методов и приемов, упражнений, был проведен формирующий эксперимент.

Результаты проведения формирующего эксперимента дали положительные результаты. 70% учащихся экспериментального класса и 54,6% учащихся контрольного класса поднялись  до высокого уровня. 45,4% учащихся контрольного класса, находившихся на уровне выше среднего, среднем, низком, не поднялись в своем  развитии на более высокий уровень. Таким образом, динамика сформированности показала, что учащиеся экспериментальной группы достигли желаемого уровня и могут адекватно воспринимают изобразительно – выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, освоили композицию произведения, могут увидеть авторскую позицию и освоить идею произведения. Сравнение результатов первого и второго срезов доказывает, что применение различных приемов и методов на уроках чтения и на внеклассном чтении взятыми за основу в данном исследовании, способствует повышению уровней сформированности читательских умений у младших школьников.

 

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

1. Начальная школа должна  сформировать младшего школьника  как сознательного читателя, проявляющего  интерес к чтению, владеющего  прочными навыками чтения (на  уровне данного возраста), способами  самостоятельной работы с читаемым  текстом и детской книгой (то  есть читательскими, речевыми  и учебными умениями), обладающего  определенной начитанностью, нравственно  – эстетическим, художественным, эмоциональным  развитием.

2. Работа по формированию  системы читательских умений  продолжается.

3. Исследования на выявление  уровня сформированности читательских умений и уровня литературного развития будут проводиться в конце каждой четверти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – М.: Просвещение, 1969.

2. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1977.

3. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989

4. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения. //Начальная школа – 1989 - №5

5. Выготский Л.С. Психология искусства – М.: Просвещение, 1989

6. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1982

7. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений //Начальная школа – 2000 - №11

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2000

9. Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения //Начальная школа. – 1990 - №3.

10.  Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения //Начальная школа. – 2000 №11.

11. Кочаровская З.Д. Краткий пересказ в начальных классах //Начальная школа. – 1981. - №5.

12. Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения //Начальная школа. – 1985. - №12.

13. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения //Начальная школа. – 1991. - №9 с.

14. Кудрина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьгиков М.: Просвещение, 1988.

15. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983.

16. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лаида, 1994.

17. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. – М.: Смысл, 1997.

18. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981.

19. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. – М.: Просвещение, 1967.

20.  Локалова Н.П. Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению// Начальная школа. – 2007.- №12

21. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2004.

22. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1975.

23. Малахова Е.П. О восприятиии книги детьми младшего возраста. – В кн.: Вопросы детской литературы. М.: Детгиз., 1955

24. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т.Г. Рамзаевой. – С – Пб.: Специальная литература, 1997

25. Михалков С.В. Учись читать// Начальная школа. 2003. №3

26.Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1976

27. Морозова Н.Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками. – В кн.: Основы методики обучения русскому языку. Под ред. Н.С. Рождественского. М., 1965 – с.27.

28.Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу// Начальная школа. – 1997. - №5.

29. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М.: Книга, 1972.

30. Нечаев А.П. Когда следует начинать учить ребенка чтению?// Нечаев А.П. Психология и школа/ Под ред. А.А. Никольской. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1977

31. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986.

32. Программно- методические материалы. Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева.- 2-е изд.- М.: Дрофа, 1999.

33. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика Обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979.

34. Рождественский Н.С. Методика начального обучения русскому языку. – М.: Просвещение, 19965.

35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – С – Пб.: Питер, 1999.

36. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993.

37. Светловская Н.Н. О некоторых нерешенных проблемах чтения. //Начальная школа. – 1965. - №7

38. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону: Феникс, 1999.

39.Эльконин Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов//Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М.: Знание, 1976.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

К. Бальмонт

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают,

Информация о работе Формирование читательских умений у младших школьников