Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является выявление и анализ словообразовательного потенциала глаголов движения.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи :
1. показать специфику глаголов движения в словообразовательном и морфологических отношениях;
2. описать мотивационный потенциал глаголов движения;
Введение…………………………………………………………………….3-5
1 Глава
Слообразовательный потенциал глаголов движения…………………….6-11
1.1 Мотивационные возможности глаголов движения…………………..6-7
1.2 Префиксальное образование, особенности его проявления
в пределах категории глагола………………………………………………8-10
1.3 Категория вида и неоднонаправленные глаголы движения………….11
2 Глава
Глаголы движения и их значения………………………………………….12-43
2.1 Глаголы движения без приставок……………………………………...12-13
2.2 Глаголы движения с приставками…………………………………......14-43
Заключение………………………………………………………………….44
Используемая литература……………………………………
1.3 Категория вида и неоднонаправленные глаголы движения
При присоединении приставок к глаголам неоднонаправленного движения всегда изменяется вид. Ср.: бегать ( несовершенный вид) – выбегать пенсию (совершенный вид), добегать до боли в ногах ( совершенный вид), набегать 100 километров (совершенный вид) и т.д.
Эти глаголы не вступают в видовую оппозицию: при присоединении префикса образуются глаголы совершенного вида с новым лексическим значением (выходить больного, износить шубу). Однако Н.С.Авилова отмечает многозначность неоднонаправленных глаголов движения и считает, что эти глаголы “в определенных значениях могут быть ограничены, предельны, например, ходить- сходить (в магазин за хлебом) … Можно считать их в данном значении составляющими видовую пару, где в совершенном виде есть ограничение действия результативным пределом в сфере субъекта действия” [Авилова , 1976: 185].Мы не согласны с мнением исследователя и считаем , что в данном случае действует явление омонимии.
2 Глава.
Глаголы движения и их значения.
Условные сокращения.
НСВ – несовершенный вид
СВ – совершенный вид
Р.п. – родительный падеж
В.п. – винительный падеж
Д.п. – дательный падеж
П.п. – предложный падеж
Т.п. – творительный падеж
разг. – разговорное слово
2.1 Глаголы движения без приставок.
Глаголы движения делятся на 2 группы.
Глаголы первой группы обозначают движение, которое происходит в
один момент или в определённом направлении. Это глаголы однонаправленного движения.
Глаголы второй группы обозначают движение, которое происходит много раз или в различных направлениях. Это глаголы разнонаправленного движения.
1 группа 2 группа
идти ходить
ехать ездить
бежать бегать
плыть плавать
лететь летать
брести бродить
ползти ползать
лезть лазить
нести носить
вести водить
везти возить
тащить таскать
катить катать
гнать гонять
Все эти глаголы несовершенного вида (НСВ).
При присоединении префиксов глаголы меняют лексическое значение и
противопоставляются по видам.
Если приставки присоединяются к глаголам определённого,
однонаправленного движения, то эти глаголы становятся глаголами
совершенного вида (СВ): идти – войти, уйти.
Глаголы неопределённого, разнонаправленного движения с приставками
остаются глаголами несовершенного вида (НСВ): ходить – входить,
уходить.
При помощи приставок образуются видовые пары глаголов. Например:
войти – входить, зайти – заходить, перейти – переходить.
2.2 Глаголы движения с приставками.
ПРИСТАВКА В- (ВО-)
1. Глаголы движения с приставкой в- имеют значение движения внутрь:
СВ НСВ
Войти – входить куда? в + В.п.; на + В.п. в комнату, на стадион
Вбежать – вбегать в зал
Въехать – въезжать в лес, в гараж
Влететь – влетать в облака, в окно
Вползти – вползать в дом
Влезть – влезать в окно
Вплыть – вплывать в гавань, в порт
Втащить – втаскивать что? кого? В.п. + куда? пианино в зал
Внести – вносить к кому? к + Д.п. чемодан в лифт
Ввезти – ввозить
2. Глаголы въехать, влезть, внести, втащить имеют значение движения
вверх:
СВ НСВ
Въехать – въезжать куда? на + В.п. на гору
Влезть – влезать
Внести – вносить что? В.п. + куда? в, на + В.п. вещи на третий этаж
ПРИСТАВКА ВЫ-
1. Глаголы движения с приставкой вы- имеют значение движения изнутри
наружу:
а) СВ НСВ
Выйти – выходить откуда? из +Р.п. из дома, из университета
Выехать – выезжать из-под + Р.п. из гаража, из-за угла
Выбежать – выбегать куда? в, на + В.п., на улицу
Вылезти, вылезть – вылезать в сад через окно
Вылететь – вылетать
Примечание. Глаголы выйти – выходить имеют также следующие значения:
Выйти/выходить из печати (в эфир, на экраны):
Новая книга этого писателя скоро выйдет из печати.
Эта передача выходит в эфир по субботам.
Этот фильм вышел на экраны в 1996 году.
Выйти (замуж) (за кого):
Она вышла за Андрея Петровича по расчёту.
Выйти (из кого) = получиться, стать кем-либо в результате труда, обучения:
Ни геолог, ни географ из него не вышел.
Выйти/выходить (из чего-либо):
Из этой ткани выйдет только одна юбка, платье не выйдет.
б) СВ НСВ
Вынести – выносить кого? что? В.п. + откуда? мусор на улицу
Вывезти – вывозить раненых
нефть, газ
Вывести – выводить людей из опасного места
лошадь из сарая
2. Направление движения изнутри наружу имеют также глаголы: бросить,
ставить, лить, двинуть, сыпать, резать, дать, рвать и другие.
СВ НСВ
Выбросить – выбрасывать что? В.п. + куда? В.п. ненужные вещи
Выставить – выставлять стулья из комнаты в коридор
Выдвинуть – выдвигать ящик стола
Выдать – выдавать + что? В.п. + кому? Д.п. книги студентам
посылки и бандероли
Вырезать – вырезать что? В.п. + откуда? Р.п. + куда? статью из газеты
Вырвать – вырывать страницу из блокнота, зуб
Вылить – выливать воду из банки
Выпустить – выпускать кого? Что? В.п. собаку во двор
Выложить – выкладывать что? В.п. + откуда? Р.п. продукты из сумки
Вынуть – вынимать что? В.п. + откуда? Р.п. руки из кармана
II. Глаголы речи, восприятия, состояния: сказать, говорить, слушать, спать с приставкой вы-, имеют значение:
а) законченности действия:
Высказать что? В.п. своё мнение, всё
Выслушать кого? Что? В.п. речь ректора с большим вниманием
б) вместе с частицей -ся выражают исчерпанность действия, полное
удовлетворение действием:
Высказаться как? откровенно, до конца
Выспаться хорошо
ПРИСТАВКА ВЗ- (ВЗО-, ВС-)
1. Глаголы движения идти, бежать, лететь, плыть с приставкой вз- имеют
значение подняться вверх.
СВ НСВ
Взойти – всходить/восходить куда? на гору, на трибуну
Взбежать – взбегать на + В.п. на крыльцо, по лестнице
Взлететь – взлетать откуда + с + Р.п. на дерево, в небо
Всплыть – всплывать на поверхность воды
Примечание.
1. Глаголы взойти - всходить имеют также следующие значения:
а) Взойти = подняться над горизонтом (о небесных светилах):
Солнце взошло.
Над степью взошла большая луна.
б) Взойти = прорасти, показаться из земли над поверхностью почвы:
Пшеница начала всходить.
Семена моркови не взошли.
2. Глаголы взлететь – взлетать в разговорной речи употребляются в значении
быстро, стремительно взбежать, въехать, подняться на верх чего-либо.
Тюрин взлетел по лестнице.
Лодка взлетала на волнах.
II. Глаголы рвать, рваться, бить, кипятить и другие с приставкой вз-
обозначают подняться вверх, довести действие до предела.
СВ НСВ
Взорвать – взрывать + что? В.п. бомбу, мост
Взбить – взбивать яйца, крем
Вскипятить воду, чай
Взорваться – взрываться
ПРИСТАВКА ДО-
1. Глаголы движения с приставкой до- имеют значение доведения действия до конца, до определённой границы:
СВ НСВ
Доехать – доезжать до + Р.п. до площади
Дойти – доходить до рынка
Добежать – добегать до остановки трамвая
Долететь – долетать до Марса, до Пекина
Доплыть – доплывать до острова, до берега
Доползти – доползать до дома, до леса
Донести – доносить + кого? что? (В.п.) + до чего? + Р.п. сумки до такси
Довести – доводить ребёнка до школы
Довезти – довозить пассажиров до вокзала
Дотащить – дотаскивать ящики до квартиры
ПРИСТАВКА ЗА-
1. Глаголы движения с приставкой за- имеют значение движение за предмет
или движение вглубь:
СВ НСВ
Зайти – заходить за + что? В.п., куда? за киоск
Заехать – заезжать за угол дома
Забежать – забегать за дерево
Залететь – залетать в + В.п. в облако, в форточку
Заплыть – заплывать в камыши
2. Глаголы со значением перемещения объекта тоже имеют значение
движения за предмет, на верх предмета или вглубь:
СВ НСВ
Забросить – забрасывать что? + куда? + в/на + В.п. мяч в корзину
шляпу за шкаф
Закинуть – закидывать мяч, удочки
Засунуть – засовывать что? + под + В.п. руку в карман
коробку под диван
Забить – забивать гвоздь, гол, шайбу
3. Глаголы ставить, сыпать, лить, брызгать, клеить, красить, садить,
сеять и другие с приставкой за- имеют значение распространение действия на
всю поверхность предмета или заполнение пустоты.
СВ НСВ
Залить – заливать что? В.п. + чем? Т.п. краской стол, бензин в бак
Засыпать – засыпать яму песком
Заставить – заставлять комнату столами
Забрызгать – забрызгивать платье водой, брюки грязью
Засадить – засаживать сад цветами, огород картошкой
Засеять – засеивать поле пшеницей
Заполнить – заполнять зал зрителями, анкету
Зарасти – зарастать травой, сорняками
Закрасить – закрашивать пятна на стене, царапины на мебели
4. Глаголы восприятия, мысли, речи, чувства, положения (слушать,
смотреть, любоваться, думать, мечтать, говорить, сидеть, лежать) и
некоторые другие глаголы (читать, работать, играть, гулять, гостить) с
приставкой за- и частицей -ся имеют значение чрезмерности действия, часто
во вред субъекту.
СВ
Заслушаться чем? Т.п. песней, мелодией
Засмотреться на кого? на что? В.п. на море, на её лицо
Залюбоваться чем? Т.п. красивой девушкой
Задуматься о чём? П.п., над чем? Т.п. над вопросом
о своей жизни
Заговориться с кем? Т.п. с друзьями
Зачитаться (разг.)
Заиграться
5. Глаголы с приставкой за- могут обозначать начало действия. Все эти
глаголы совершенного вида (СВ): запеть, заиграть, закричать, зашуметь,
засмеяться, зашептать, закачаться, задрожать.
VII. Некоторые глаголы с приставкой за- обозначают ограничение
пространства чем-либо:
СВ НСВ
Закрыть – закрывать что? В.п. (чем? Т.п.) дверь, окно
ребёнка одеялом
Застегнуть – застёгивать что? куртку, пуговицы на платье
Завернуть – заворачивать что? во что? пистолет в полотенце
Запаковать – запаковывать вещи, книги в ящик
Завязать – завязывать бант, галстук, шнурки
коробку верёвкой
6. Некоторые случаи употребления глаголов с приставкой за- в переносном значении во фразеологизмах.
Заводить/завести + кого? В.п. (собаку, кошку, ребёнка):
Она хочет завести овчарку.
Засыпать/засыпать + кого? + чем? (вопросами, подарками):
Студенты засыпали декана вопросами.
Он засыпал ее подарками.
Зайти/заходить в тупик = оказаться в трудном, безвыходном положении:
Так жить больше нельзя. Экономика зашла в тупик.
а) Глаголы движения ездить, ходить, лазить с приставкой из- имеют значение распространение движения по всем направлениям. Употребляются глаголы совершенного вида.
СВ
Изъездить + что? В.п. всю Европу, всю Россию, весь мир
Исходить весь город, весь Урал, весь лес
Излазить пещеры, весь сад
Примечание. Глаголы с приставкой об- (объехать всю страну, обойти весь
город) являются синонимами глаголов с приставкой из-.
б) Глаголы извлечь, изгнать, издать, избрать, исключить имеют значение
движение изнутри, удаления.
СВ НСВ
Извлечь – извлекать + что? пулю из раны, золото из кварца
Изгнать – изгонять + кого? что? врага, интервентов
Издать – издавать + что? запах, звук, крик
Избрать – избирать + что? кого? делегата, депутатов, путь
+ кого? + кем? президентом, председателем
Исключить – исключать кого? что? + откуда? сцену из спектакля
студента из университета
Примечание. Когда говорят о книгах, газетах, журналах, используют глагол
издать – издавать, который обозначает напечатать. Этот словарь впервые
издали в 1978 году.
в) Глаголы носить, бить, резать, рвать, тратить, расходовать с приставкой
из- имеют значение предельной полноты, исчерпанности действия. Обычно
употребляется совершенный вид глаголов.
СВ
Износить + что? В.п. одежду, брюки, ботинки
Износиться Ботинки совсем износились
Избить - избивать + кого? (+чем?) участника демонстрации
(дубинкой, палкой)
Изрезать + что? руки, ткань
Изорвать + что? письмо, бумагу, платье, брюки
Израсходовать + что? (на что?) деньги, средства, зарплату
Истратить (на ремонт, на поездку)
г) Некоторые случаи употребления глаголов с приставкой из- (изо-, ис-) в
переносном значении.
Извлечь опыт, урок, пользу:
Я извлёк из этой поездки большую пользу.
Царь Пётр I извлёк большой урок из первого поражения.