Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является выявление и анализ словообразовательного потенциала глаголов движения.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи :
1. показать специфику глаголов движения в словообразовательном и морфологических отношениях;
2. описать мотивационный потенциал глаголов движения;
Введение…………………………………………………………………….3-5
1 Глава
Слообразовательный потенциал глаголов движения…………………….6-11
1.1 Мотивационные возможности глаголов движения…………………..6-7
1.2 Префиксальное образование, особенности его проявления
в пределах категории глагола………………………………………………8-10
1.3 Категория вида и неоднонаправленные глаголы движения………….11
2 Глава
Глаголы движения и их значения………………………………………….12-43
2.1 Глаголы движения без приставок……………………………………...12-13
2.2 Глаголы движения с приставками…………………………………......14-43
Заключение………………………………………………………………….44
Используемая литература……………………………………
Сбросить – сбрасывать что? кого? + откуда? снег с крыши
Спрыгнуть – спрыгивать с лошади, на землю
Спуститься – спускаться в, на + куда? с горы, на землю, в подвал, под землю
III. Глаголы движения, а также глаголы брать, толкнуть и другие с
приставкой с- и частицей -ся имеют значение движение с разных сторон в
одно место, к одной точке.
СВ СНВ
Сойтись – сходиться на площади
Съехаться – съезжаться у театра, на отдых
Сбежаться – сбегаться со всех сторон
Слететься – слетаться в стаю, над головой
Собраться – собираться в зале, на конференцию
Столкнуться – сталкиваться (с кем?) с директором, (чем?) головами
Соединиться – соединяться = объединиться в одно целое
IV. Глаголы стереть, смыть, сорвать, сбрить, сбить, сдуть, срезать и другие имеют значение удаление чего-нибудь с поверхности.
СВ СНВ
Стереть – стирать что? В.п. пыль, рисунок с доски
Смыть – смывать грязь, кровь
Сдуть – сдувать пыль, снег
Сорвать – срывать яблоко, цветок
Срезать – срезать ветку, цветок
Срубить – срубать дерево
Сбить – сбивать человека с ног, самолёт
Сбрить – сбривать усы, бороду
Снять – снимать пальто, туфли
V. Глаголы склеить, сжать, составить, слить, сложить, соединить, собрать
и другие имеют значение соединения.
СВ НСВ
Сложить – складывать продукты в сумку
Склеить – склеивать вазу, игрушку
Сжать/ся – сжимать/ся губы, руки; от боли, от испуга, в комок
Составить – составлять группу, план, предложение
Слить – сливать молоко
Собрать – собирать гостей, книги
Соединить – соединять электрические провода, теорию с практикой,
краски, остров с материком
VI. Некоторые случаи употребления глаголов в переносном значении.
Спускаться – спуститься = сойти на землю (о ночи, сумерках):
Туман спустился на болото.
Ночь спустилась на город.
Сойти с ума = а) стать сумасшедшим:
Скорее идите к нам, скорее – мама сошла с ума.
б) о человеке, делающем, говорящем необдуманно, нелепо:
И вы хотите, чтобы я рассталась со своими вещами? Да вы с ума сошли!
Сжаться (о сердце, о душе) = ощутить острое чувство грусти, тоски, любви:
Когда Гуров взглянул на неё, то сердце у него сжалось, и он понял, что теперь для него нет ближе, дороже и важнее человека.
Сложить голову = умереть, погибнуть в бою:
Сидеть сложа руки = сидеть ничего не делая, без дела:
Хватит сидеть сложа руки, пойдём работать.
Заключение
В курсовой работе выявлены и проанализированы глаголы движения.
Специфичность глаголов движения в морфологическом отношении проявляется в следующем : при присоединении приставок, они не вступают в видовую оппозицию, и , во-вторых, те из них, которые по своей морфологической природе являются непредельными и непереходными, становятся предельными и переходными .
С точки зрения количественного аспекта мотивационного потенциала глаголы движения мотивируют большое количество производных (их насчитывается до шестисот) и имеют максимально большие словообразовательные парадигмы. Последние носят гетерогенный характер, то есть содержат производные, относящие к разным частям речи. Среди них выделяется большой разряд префиксальных образований. Им присущи разнообразные модификационные словообразовательные значения, свойственные группировкам производных, которые являются разрядами способов глагольного действия. Каждый префикс привносит в глагол свой индивидуальный оттенок значения.
Несмотря на свой архаический характер, глаголы движения обладают высокими деривационными возможностями. Это проявляется, например, в том, что за последнее время число производных, мотивированных глаголами неоднонаправленного движения, увеличилось на несколько десятков слов.
Используемая литература
1. Абдуллаев Х.Н. Словообразовательная модель как фактор реализации валентных свойств. //Актуальные проблемы русского словообразования . Тезисы 5 республиканской научно-теоретической конференции .Ч.1.Самарканд, 1987,73-76
2. Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова .М.: Наука, 1976, 328
3. Аликаева Г.В. Словообразовательное гнездо и словообразовательный ряд в терминах теории систем // Филологические науки .1995, 55-63
4. Анисимов Г.А. О способах глагольного действия в русском языке.//Русский язык в школе. 1974, 88-93
5. Багдасарова Г.А.,Телегин Л.А. Глаголы движения как база словообразования в современном русском языке // Актуальные проблемы русского словообразования : Сб. науч.ст.Ташкент, 1982, 204-207
6. Богданов С.И. Форма слова и морфологическая форма . С-Пб: Просвещение, 1997, 248.
7. Букчина Б.З.,Калакуцкая Л.П.Сложные слова .М: 1974.151с.
8. Булин В.П. Семантика глаголов и отглагольные имена существительные с суффиксом -к(а) .//Грамматическая семантика русского языка .Вологда: 1983, 31-37
9. Вараксин Л.А.Семантическая организация префиксального глагольного словообразовательного ряда. // Проблемы функционирования языковых единиц : Сб.науч.тр.Тюмень: 1993, 58-65
10. Вараксин Л.А. Семантический аспект русской глагольной префиксации. Екатеринбург: Правда, 1996, 179.
11. Вараксин Л.А.Формально-семантическая сущность флективного словообразования в современном русском языке .//Актуальные вопросы русского словообразования : Сб.науч. тр. Тюмень ,1984.28-36
12. ВасильевЛ.М. Семантика русского глагола .М.,1981.184
13. Васильев Л.М. Словообразовательные значения в их отношении к другим типам языковой информации .// Актуальные проблемы русского словообразования: Сб.науч.ст. Ташкент,1982 .С.72-74
14. Василевская Е.А.Словосложение в русском языке .М.,1962.132 с.
15. Вепрева И.Т., Говорова И.П. О функциональной эквивалентности лексических и морфемных единиц .//Классы глаголов в функциональном аспекте .Свердловск, 1986 .С.128-136
16. Виноградов В.В. Русский язык /Грамматическое учение о слове / . М.,1986.639с.
17. Виноградова В.Н.Стилистический аспект русского словообразования. М.,1984. 184с.
18. Винокур Г.О.Заметки по русскому словообразованию .// Избранные работы по русскому языку .М.,1959 .С.419-442
19. Волохина Е.А.,Попова З.Д. Русские глагольные приставки : семантическое устройство , системные отношения .Воронеж ,1993.196с.
20. Волоцкая З.М. О разных аспектах изучения словообразовательного гнезда. //Актуальные проблемы русского словообразования :Сб.науч.ст.Ташкент , 1982.С.96-98
21. Газизова Р.Ф. Сложные слова и исходные словосочетания с глагольным компонентом в русском и сербохорватском языках .Саратов ,1989.173с.
22. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык .Ч.1. М.,1967.350 с.
23. Гейгер Р.М. Единицы словообразовательной системы и типы языковых отношений в словообразовательном гнезде.//Актуальные проблемы русского словообразования.Тезисы 5 республиканской научно-теоретической конференции.Самарканд,1987.С.
24. Гинзбург Е.Л. Словообразование и синтаксис .М.,1979.264с.
25. Гордеев Ю.М.Поле направительности ( глаголы движения и их распространители ) в современном русском языке : Автореферат дис. ... д-ра филологических наук. Свердловск, 1971.20с.
26. Грамматика современного русского языка ./Отв.ред. Н.Ю.Шведова /.М., 1970.767с.
27. Давыдова Н.В. Изучение словарного богатства языка и состава слова с помощью понятия "словообразовательная парадигма".//Русский язык в школе.1987.3.С.80-85
28. Дербишева З.К.Опыт сопоставительного анализа словообразовательной семантики глаголов русского и чешского языков . // Исследование словообразования и лексики русскогоязыка :Сб.науч.ст.Фрунзе , 1985.С.67-69
29. Янко-Триницкая Н.А.. Русская морфология .М.,1989.236с.
30. Янценецкая М.Н. О терминах "словообразовательное значение " и " значение словообразовательног типа ".//Актуальные проблемы русского словообразования:
31. Сб.науч.тр. Тюмень, 1984.С.8-20
32. Янценецкая М.Н. Семантические вопросы словообразования .Томск,1979.242с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Состав глаголов движения в русском языке
бежать - бегать
брести - бродить
везти - возить
вести - водить
гнать - гонять
ехать - ездить
идти - ходить