Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является выявление и анализ словообразовательного потенциала глаголов движения.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи :
1. показать специфику глаголов движения в словообразовательном и морфологических отношениях;
2. описать мотивационный потенциал глаголов движения;
Введение…………………………………………………………………….3-5
1 Глава
Слообразовательный потенциал глаголов движения…………………….6-11
1.1 Мотивационные возможности глаголов движения…………………..6-7
1.2 Префиксальное образование, особенности его проявления
в пределах категории глагола………………………………………………8-10
1.3 Категория вида и неоднонаправленные глаголы движения………….11
2 Глава
Глаголы движения и их значения………………………………………….12-43
2.1 Глаголы движения без приставок……………………………………...12-13
2.2 Глаголы движения с приставками…………………………………......14-43
Заключение………………………………………………………………….44
Используемая литература……………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Глава
Слообразовательный потенциал глаголов движения…………………….6-11
1.1 Мотивационные возможности глаголов движения…………………..6-7
1.2 Префиксальное образование, особенности его проявления
в пределах категории глагола………………………………………………8-10
1.3 Категория вида и неоднонаправленные глаголы движения………….11
2 Глава
Глаголы движения и их значения………………………………………….12-43
2.1 Глаголы движения без приставок……………………………………...12-
2.2 Глаголы движения с приставками…………………………………......
Заключение……………………………………………………
Используемая литература…………………………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В русском языке есть небольшая группа глаголов : обозначающих различные способы перемещения в пространстве. Это глаголы движения. По определению Н.С.Авиловой, они являются архаическим и структурно – семантическим типом русского глагола [Авилова ,1976:107].
В данную группу лексем включаются глаголы однонаправленного движения (бежать, брести, везти, вести и т.д.) и неоднонаправленного движения (бегать, бродить, возить, водить и т.п.) . Те и другие , являясь глаголами несовершенного вида, противопоставлены по значению однонаправленности - неоднонаправленности.
Эта своеобразная «парность», семантическая и морфологическая взаимосоотнесенность обоих членов противопоставления ( бежать - бегать, нести - носить ) является наиболее характерной приметой глаголов движения.
Традиционно выделяются четырнадцать пар глаголов движения [Приложение 1.:]. Но некоторые исследователи ( Н. С. Авилова, Г. А. Багдасарова, Ю. М. Гордеев, В. Л. Ибрагимова, Л. А. Телегин и др. ) расширяют круг данных глаголов, включая сюда «глаголы, означающие перемещение, но не входящие в … группу соотносительных парных глаголов движения типа идти - ходить (например, гулять, блуждать, рысить, семенить и др. )» [Авилова , 1976:107].
В нашем исследовании под глаголами движения понимается группа глаголов, которые не только семантически, но и морфологически связаны.
Объектом данной работы являются глаголы движения, в семантике которых нет каких - либо указаний на однонаправленность действия. В зависимости от контекста глаголы серии ходить могут обозначать движение направленное ( Он ходит в школу через парк ), а могут указывать на разнонаправленность действия ( Он ходит по лесу ). Условно это движение можно изобразить следующим образом :
1) движение в одну сторону и обратно ;
2) движение в разных направлениях;
3) движение по кругу;
о невозможно движение глаголов типа ходить изобразить, как движения в одну сторону.
В связи с вышеизложенным мы называем глаголы типа ходить неоднонаправленными.
Глаголы движения, в свою очередь, находясь у истоков словообразования , мотивируют множество таких словообразовательных типов, по модели которых уже образовались и до сих пор образуются другие, в том числе новые слова. Например, «присеменить» в значении «прийти», «ухромать» в значении «уйти» и др.
Необходимо выявить все производные от глаголов движения, все словообразовательные типы. Это поможет выявить образцы для появления новых слов.
Предметом исследования являются глаголы движения.
Само обращение к группе глаголов движения является актуальным и онтологически значимым : с движением непосредственным образом связано всеобщее развитие и сама жизнь.
Исследование глаголов движения и их производных мы проводим по данным современного русского языка, под которым понимаем русский язык со времен Пушкина и до наших дней.
Целью исследования данной курсовой работы является выявление и анализ словообразовательного потенциала глаголов движения.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи :
1. показать специфику глаголов движения в словообразовательном и морфологических отношениях;
2. описать мотивационный потенциал глаголов движения;
В курсовой работе впервые дан систематический анализ производных от глаголов неоднонаправленного движения, выявлен и охарактеризован словообразовательный потенциал исследуемых глаголов, указаны тенденции в развитии глаголов движения.
Материалы исследования могут быть использованы в практике школьного преподавания ( при изучении темы «Глагол» и раздела «Словообразование»), в практике вузовского преподавания (при изучении в курсе морфологии тем «Категория вида глаголов», «Способы глагольного действия» и курса «Словообразование»), для характеристики современных тенденций в развитии языка.
1. ГЛАВА
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ
1.1 Мотивационные возможности глаголов движения
Мотивационный потенциал исследуемых глаголов рассматривается в работе в двух аспектах – количественном и качественном ( семантическом).
Глаголы движения мотивируют большое количество производных и образуют максимально большие словообразовательные парадигмы. Так, глагол ходить имеет словообразовательную парадигму, насчитывающую 45 слов. Это наибольшая эмпирически выявленная по словарю А.Н.Тихонова словообразовательная парадигма . Большинство же глаголов русского языка образуют словообразовательные парадигмы, состоящие из двух- семи лексем [Данные о размерах словообразовательных парадигм см.: Попова, 1996: 71-72]. Среди глаголов неоднонаправленного движения наименьшее количество членов словообразовательной парадигмы имеет глагол бродить- 13 слов.
Что касается способности неоднонаправленных глаголов движения мотивировать словообразовательные гнезда, то здесь нужно напомнить о нашем искусственно проведенном разграничении глаголов движения и условном признании неоднонаправленных глаголов непроизводными, возглавляющими свои собственные словообразовательные гнезда.
Гнезда глаголов движения принадлежат к полному структурному типу словообразовательных гнезд (по типологии А.И.Моисеева). Это, как правило, трех, четырех, пятиступенчатые словообразовательные гнезда. Наполнение ступеней этих гнезд неравномерно, особенно в пятиступенчатых гнездах, где последняя ступень крайне незначительна по объему: она содержит от одного до трех слов.
Первая ступень- по сравнению с остальными ступенями словообразовательных гнезд глаголов неоднонаправленного движения- оказывается количественно самой большой. Например, у глагола лазить производные распределяются по ступеням следующим образом: 1 ступень – 22 слова, 2- 12, 3- 5, 4- 1 ; у глагола плавать на 1 ступени- 37 слов, на 2 – 26, на 3- 5.
Своеобразие глагола как части речи, играющей центральную роль в построении предложения, обнаруживается и в структуре словообразовательных парадигм, имеющих глагол в качестве базового слова [Земская, 1992: 23]. Словообразовательные парадигмы глаголов зависят от семантики, и их структура определяется валентностями глаголов [См.: там же :24].
В словообразовании каждая лексико-семантическая группа слов мотивирует свои, закономерно ей присущие производные [См.: там же : 18]. Глаголы движения, в свою очередь, обладают рядом особенностей, суть которых изложена ниже.
По частеречной принадлежности содержащихся в них производных словообразовательные парадигмы подразделяются на гомогенные , то есть состоящие из дериватов только одной части речи, и гетерогенные, содержащие производные разных частей речи [ См.: Попова, 1996: 73].
Парадигмы неоднонаправленных глаголов движения являются гетерогенными.
1.2 Префиксальное образование, особенности его проявления в пределах категории глагола
Образование слов глагольного класса является одним из звеньев словообразовательной системы русского языка. По отношению к последней оно представляет собой частную подсистему и, в свою очередь, состоит из микросистем. Важнейшей из них следует признать префиксальное глагольное образование [ Вараксин , 1996: 4].
Приставки выполняют двоякую функцию, которая наиболее ярко проявляется в пределах категории глагола: 1) грамматическую (средство образования совершенного вида : делать- сделать) ; 2) лексическую (средство образования новых слов : бежать- перебежать, сбежать и т.д.) [ См.: Павленко, 1988:138].
Префиксы, занимая в слове препозитивное положение по отношению к основе, носят автономный характер и являются относительно самостоятельными значимыми частями слова. Последнее позволяет приставкам присоединяться к целым словам [См.: там же: 137- 138].
Если присоединение происходит, то начинается процесс взаимодействия значения префикса и значений других словообразовательных элементов. В результате этого процесса в слове, по мнению А.И.Коновой, могут возникнуть “новые представления” [ Конова, 1960: 80]. Исследователь также указывает на роль контекста в формировании значения приставочного глагола . Ср.: заходить (в помещение) и заходить ('начать ходить'). Эти глаголы образованы от разных слов (что будет доказано ниже), но вне контекста определение значений данных глаголов практически невозможно.
Одна и та же приставка может участвовать в выражении многих значений, как близких друг другу, так и омонимичных (Ср.: загонять – 'утомить' и загонять телят в хлев). С другой стороны, разные приставки могут участвовать в выражении близких, синонимичных, а порой и тождественных значений [Волохина, Попова, 1993: 3] (Ср.: полетать 2 часа и отлетать 2 часа ).
Выше указывалось на то, что функции приставок наиболее ярко проявляются в пределах категории глагола. Подсчитано, что префиксальные глаголы составляют приблизительно 90% всей глагольной лексики [ Там же: 3].
Глагольные приставки - мощное деривационное средство, связывающее разряд глаголов с классом производных слов [Вараксин, 1996: 161].
Еще В.В.Виноградов писал о том, что емкость и гибкость семантической структуры глагола в большой степени обусловлены “ разнообразием живых значений приставок, сложным взаимодействием их со значениями слов”, именно поэтому “в глаголе префиксы играют большую роль , чем суффиксы” [Виноградов, 1986: 339-340].
Е.А.Земская, основываясь на изучении приставочных глаголов с конца 18 века по настоящее время, свидетельствует: “состав приставочных глаголов очень расширился: появилось большое количество новых слов, отражающих развитие всех областей … жизни; с другой стороны, утратился ряд глаголов, обозначающих устарелые явления” [Земская , 1960: 17]. Развитие приставочного словообразования идет преимущественно по прогрессивному пути: у приставок появляются новые значения, расширяются их словообразовательные связи с производящими основами.
В словообразовательном гнезде основная словообразовательная функция аффиксов заключается в конкретизации общего значения корня слова на первом шаге словообразования; на втором и на всех следующих словообразовательных шагах аффиксы (суффиксы, префиксы и др.) соответственно конкретизируют лексическое значение производящего слова [ Ковалик,1982: 234].
Префиксальное образование в глагольном словообразовательном классе является продуктивным способом производства новых слов.
Наиболее продуктивно приставочное образование в группе глаголов движения, которые реализуют до 25 значений приставок – пространственных, количественных, временных, результативных и видовых [См.: Волохина, Попова, 1993: 8], но эти образования до настоящего времени не были классифицированы и изучены с надлежащей полнотой. Они были лишь частично охарактеризованы некоторыми исследователями ( например, Волохиной Е.А., Поповой З.Д., Хамидуллиной А.М.).