Использование компьютерных технологий при изучении литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучить возможности применения ИКТ в образовательном процессе в средних общеобразовательных учреждениях на уроках литературы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Использование компьютерных технологий на уроках литературы. 6
1.1. Понятие об информационных и коммуникационных технологиях. 6
1.2. Виды программных средств учебного назначения (ПСУН) 9
1.3. Использование ИКТ при изучении литературы 12
Глава 2. Использование ИКТ при изучении поэзии серебряного века. 18
Заключение 22
Использованная литература. 24

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 58.23 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Использование компьютерных технологий на уроках литературы. 6

1.1. Понятие об информационных и коммуникационных технологиях. 6

1.2. Виды программных средств учебного назначения (ПСУН) 9

1.3. Использование ИКТ при изучении литературы 12

Глава 2. Использование ИКТ при изучении поэзии серебряного века. 18

Заключение 22

Использованная  литература. 24

Приложение……………………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Научить человека жить в  информационном мире —

 важнейшая задача современной школы.

А.П.Семенов

 

С изобретением компьютера, с создания всемирной компьютерной сети Интернет человеческая жизнь очень  существенно изменилась. Изменения  коснулись также и образования. В большинстве случаев процесс  подготовки уроков в современных  школах осуществляется с помощью  информационных технологий. В наше время компьютерные технологии часто  являются незаменимыми во время проведения занятий в школах, так как дают возможность оживить урок, вызвать  интерес к предметам.

Применение информационных технологий на уроках литературы способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее  организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс  обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность учащихся и  развивает  творческий потенциал.

Актуальность нашей работы заключается в том, что использование информационно-компьютерных в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может играть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей, позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. ИКТ можно использовать при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках литературы. Кроме того, его можно использовать при работе в группах: со слабыми учащимися (для отработки элементарных знаний) и с сильными учащимися (при подготовке к школьным олимпиадам). Данный опыт может использоваться и во внеклассной работе, при проведении классных часов.

Цель работы - изучить  возможности  применения  ИКТ  в образовательном процессе в средних общеобразовательных учреждениях на уроках литературы.

Исходя из цели работы, мы выделили следующие задачи:

      1. Изучение научной литературы по данной проблеме;
      2. Рассмотрение видов программных средств учебного назначения;
      3. Рассмотрение технических возможностей кабинета литературы;
      4. Анализ применения компьютерных технологий на каждом этапе урока литературы.

 

Данная тема неоднократно попадала в поле зрения таких исследователей как Иванова Ю.В.1, Махмутов М.И.2, Смелкова З.С.3, Селевко Г.К.4, Пахомова Н.Ю.5, Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецова А. А., Кравцова А. Ю. 6, Соколов Д.И.7 и многих других.

Между тем, очень интересно  проследить особенности использования  компьютерных технологий на уроках литературы.

При написании работы нами были использованы многочисленные публикации из журналов «ИКТ в образовании», «Школьные технологии» и литература в школе».

Структура и объем работы обусловлены спецификой поставленных задач. Исследование включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, определяются ее цель и задачи, перечисляется  методическая база работы.

В главе I " Использование компьютерных технологий на уроках " дается определение понятию ИКТ, обозначены цели использования ИКТ на уроках, проанализированы виды программных средств учебного назначения (ПСУН).

В главе II " Технические возможности кабинета литературы " описаны методические возможности Интернет-ресурсов, некоторых видов ИКТ и приемы работы с ними на уроке литературы, а также предлагается методика использования компьютерных технологий на уроке по изучению поэзии серебряного века.

        В  заключении подводятся итоги  работы, формулируются выводы, определяются  результаты исследования.

        Таким  образом, курсовая работа будет  посвящена одной из важнейших  проблем методики преподавания  литературы – использованию компьютерных  технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Использование  компьютерных технологий на уроках литературы.

 

    1. Понятие об информационных и коммуникационных технологиях.

 

 Информационные и коммуникационные  технологии в школе (ИКТ) - общее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С использованием ИКТ в образовании связывают возможность выхода из кризиса и перспективы развития сферы образования потому, что компьютеризация и информатизация образования – это средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. 8

Компьютеризация школьного  образования относится к числу  крупномасштабных инноваций, пришедших  в российскую школу в последние  десятилетия. В настоящее время  принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании9:

использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

рассмотрение компьютера и других современных средств  информационных технологий в качестве объектов изучения;

использование средств новых  информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации  процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и  приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

использование средств современных  информационных технологий для организации  интеллектуального досуга;

интенсификация и совершенствование  управления учебным заведением и  учебным процессом на основе использования  системы современных информационных технологий.

Возможности современной  техники в значительной степени  адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного  образования10:

вычислительные - быстрое  и точное преобразование любых видов  информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);

комбинаторные - возможность  запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

графические - представление  результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Перечисленные возможности  компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального  становления личности ребенка, но и  выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в  полном объеме знаний и умений.

На этапах урока, когда  основное обучающее воздействие  и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств  у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее  изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную  деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения  учащихся к учению.

Проникновение современных  информационных технологий в сферу  образования позволяет педагогам  качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании  является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. И.В.Роберт 11 выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

повышение эффективности  и качества процесса обучения;

повышение активности познавательной деятельности;

углубление межпредметных связей;

увеличение объема и оптимизация  поиска нужной информации

развитие различных видов  мышления;

развитие коммуникативных  способностей;

формирование умений принимать  оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку  информации;

развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность;

подготовка информационно  грамотной личности;

подготовка пользователя компьютерными средствами.

 

    1. Виды программных средств учебного назначения (ПСУН)

 

Классификация компьютерных педагогических средств учебного назначения (ПСУН) окончательно еще не сформировалась. В различных публикациях, как  правило, употребляются различные термины. Некоторые авторы пытаются создать общую классификацию, включающую в себя все возможные компьютерные наработки, связанные с процессом обучения в той или иной форме. Отметим, что между различными видами ПСУН нет четких границ.12

Исходя из видов традиционной учебной деятельности ПСУН можно  разделить на следующие виды.

Компьютерный  учебник (КУ) – носитель учебной информации для подготовки по определенной дисциплине, содержание которого должно быть достаточным для изучения ее в полном объеме. Кроме учебной информации компьютерный учебник должен содержать модуль проверки усвоения этой информации: как минимум – вопросы для самопроверки; как максимум – тренировочный модуль (с элементами доучивания) для проверки теоретических знаний.

КУ должен обладать следующими свойствами:

обеспечивать оптимальную  последовательность и объём различных  форм работы c материалом;

обеспечивать возможность  самоконтроля качества приобретенных  знаний и навыков;

прививать навыки исследовательской  деятельности;

экономить время учащегося, необходимое для изучения темы.

Компьютерные учебники предназначены  для самостоятельного изучения курсов, для проведения компьютерных занятий  в учебном процессе и для самоподготовки перед зачетами и экзаменами.

Компьютерный  задачник (КЗ)13 (компьютерный практикум) – ПСУН для отработки умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области. Понятно, что без модуля учебной информации обойтись будет невозможно, так как обращение к ней необходимо, когда возникают трудности при ответах на вопросы.

Компьютерные  «деловые игры» (КДИ) – ПСУН для формирования практических умений и навыков, прагматических знаний в результате коллективного решения поставленной задачи. Учебные занятия с применением КДИ представляют собой сочетание традиционных лекций, семинаров и инновационных форм обучения: игровых практикумов и т.д.

Преимущества КДИ как  средств обучения состоят в следующем:

Учебные занятия с их использованием требуют меньших временных затрат по сравнению с традиционными  лекциями и семинарами. У участников КДИ вырабатываются навыки и качества, которые не могут быть развиты  иными методами обучения;

Информация о работе Использование компьютерных технологий при изучении литературы