Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:28, курсовая работа
Цель работы - изучить возможности применения ИКТ в образовательном процессе в средних общеобразовательных учреждениях на уроках литературы.
Введение 3
Глава 1. Использование компьютерных технологий на уроках литературы. 6
1.1. Понятие об информационных и коммуникационных технологиях. 6
1.2. Виды программных средств учебного назначения (ПСУН) 9
1.3. Использование ИКТ при изучении литературы 12
Глава 2. Использование ИКТ при изучении поэзии серебряного века. 18
Заключение 22
Использованная литература. 24
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Использование компьютерных технологий на уроках литературы. 6
1.1. Понятие об информационных и коммуникационных технологиях. 6
1.2. Виды программных средств учебного назначения (ПСУН) 9
1.3. Использование ИКТ при изучении литературы 12
Глава 2. Использование ИКТ при изучении поэзии серебряного века. 18
Заключение 22
Использованная литература. 24
Приложение……………………………………………………
Научить человека жить в информационном мире —
важнейшая задача современной школы.
А.П.Семенов
С изобретением компьютера, с создания всемирной компьютерной сети Интернет человеческая жизнь очень существенно изменилась. Изменения коснулись также и образования. В большинстве случаев процесс подготовки уроков в современных школах осуществляется с помощью информационных технологий. В наше время компьютерные технологии часто являются незаменимыми во время проведения занятий в школах, так как дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам.
Применение информационных технологий на уроках литературы способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал.
Актуальность нашей работы заключается в том, что использование информационно-компьютерных в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может играть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей, позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. ИКТ можно использовать при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках литературы. Кроме того, его можно использовать при работе в группах: со слабыми учащимися (для отработки элементарных знаний) и с сильными учащимися (при подготовке к школьным олимпиадам). Данный опыт может использоваться и во внеклассной работе, при проведении классных часов.
Цель работы - изучить возможности применения ИКТ в образовательном процессе в средних общеобразовательных учреждениях на уроках литературы.
Исходя из цели работы, мы выделили следующие задачи:
Данная тема неоднократно попадала в поле зрения таких исследователей как Иванова Ю.В.1, Махмутов М.И.2, Смелкова З.С.3, Селевко Г.К.4, Пахомова Н.Ю.5, Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецова А. А., Кравцова А. Ю. 6, Соколов Д.И.7 и многих других.
Между тем, очень интересно проследить особенности использования компьютерных технологий на уроках литературы.
При написании работы нами были использованы многочисленные публикации из журналов «ИКТ в образовании», «Школьные технологии» и литература в школе».
Структура и объем работы обусловлены спецификой поставленных задач. Исследование включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, определяются ее цель и задачи, перечисляется методическая база работы.
В главе I " Использование компьютерных технологий на уроках " дается определение понятию ИКТ, обозначены цели использования ИКТ на уроках, проанализированы виды программных средств учебного назначения (ПСУН).
В главе II " Технические возможности кабинета литературы " описаны методические возможности Интернет-ресурсов, некоторых видов ИКТ и приемы работы с ними на уроке литературы, а также предлагается методика использования компьютерных технологий на уроке по изучению поэзии серебряного века.
В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы, определяются результаты исследования.
Таким
образом, курсовая работа
Информационные и
Компьютеризация школьного
образования относится к числу
крупномасштабных инноваций, пришедших
в российскую школу в последние
десятилетия. В настоящее время
принято выделять следующие основные
направления внедрения
использование компьютерной
техники в качестве средства обучения,
совершенствующего процесс
использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
организация коммуникаций на
основе использования средств
использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
интенсификация и
Возможности современной
техники в значительной степени
адекватны организационно-
вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);
трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);
комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;
графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);
моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.
Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.
На этапах урока, когда
основное обучающее воздействие
и управление передается компьютеру,
учитель получает возможность наблюдать,
фиксировать проявление таких качеств
у учащихся, как осознание цели
поиска, активное воспроизведение ранее
изученных знаний, интерес к пополнению
недостающих знаний из готовых источников,
самостоятельный поиск. Это позволит
учителю проектировать
Проникновение современных
информационных технологий в сферу
образования позволяет
повышение эффективности и качества процесса обучения;
повышение активности познавательной деятельности;
углубление межпредметных связей;
увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации
развитие различных видов мышления;
развитие коммуникативных способностей;
формирование умений принимать
оптимальное решение или
эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
формирование умений осуществлять
экспериментально–
подготовка информационно грамотной личности;
подготовка пользователя компьютерными средствами.
Классификация компьютерных педагогических средств учебного назначения (ПСУН) окончательно еще не сформировалась. В различных публикациях, как правило, употребляются различные термины. Некоторые авторы пытаются создать общую классификацию, включающую в себя все возможные компьютерные наработки, связанные с процессом обучения в той или иной форме. Отметим, что между различными видами ПСУН нет четких границ.12
Исходя из видов традиционной учебной деятельности ПСУН можно разделить на следующие виды.
Компьютерный учебник (КУ) – носитель учебной информации для подготовки по определенной дисциплине, содержание которого должно быть достаточным для изучения ее в полном объеме. Кроме учебной информации компьютерный учебник должен содержать модуль проверки усвоения этой информации: как минимум – вопросы для самопроверки; как максимум – тренировочный модуль (с элементами доучивания) для проверки теоретических знаний.
КУ должен обладать следующими свойствами:
обеспечивать оптимальную последовательность и объём различных форм работы c материалом;
обеспечивать возможность самоконтроля качества приобретенных знаний и навыков;
прививать навыки исследовательской деятельности;
экономить время учащегося, необходимое для изучения темы.
Компьютерные учебники предназначены для самостоятельного изучения курсов, для проведения компьютерных занятий в учебном процессе и для самоподготовки перед зачетами и экзаменами.
Компьютерный задачник (КЗ)13 (компьютерный практикум) – ПСУН для отработки умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области. Понятно, что без модуля учебной информации обойтись будет невозможно, так как обращение к ней необходимо, когда возникают трудности при ответах на вопросы.
Компьютерные «деловые игры» (КДИ) – ПСУН для формирования практических умений и навыков, прагматических знаний в результате коллективного решения поставленной задачи. Учебные занятия с применением КДИ представляют собой сочетание традиционных лекций, семинаров и инновационных форм обучения: игровых практикумов и т.д.
Преимущества КДИ как средств обучения состоят в следующем:
Учебные занятия с их использованием
требуют меньших временных
Информация о работе Использование компьютерных технологий при изучении литературы