Использование компьютерных технологий при изучении литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучить возможности применения ИКТ в образовательном процессе в средних общеобразовательных учреждениях на уроках литературы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Использование компьютерных технологий на уроках литературы. 6
1.1. Понятие об информационных и коммуникационных технологиях. 6
1.2. Виды программных средств учебного назначения (ПСУН) 9
1.3. Использование ИКТ при изучении литературы 12
Глава 2. Использование ИКТ при изучении поэзии серебряного века. 18
Заключение 22
Использованная литература. 24

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 58.23 Кб (Скачать документ)

Применение КДИ способствует интенсивному усвоению и запоминанию  необходимой учебной информации, связанной с профессиональной подготовкой  специалистов экономического профиля;

КДИ позволяет контролировать знания участников игровых групп в процессе игры, что позволяет сократить время на специальную проверку знаний учащихся;

В игре корректируется самооценка;

Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах;

Игра увлекает.

Компьютерная  система контроля знаний (КСКЗ) – ПСУН для определения уровня знаний обучаемого по данной предметной области (дисциплине, курсу, разделу, теме) и его оценивания с учетом установленных квалификационных требований.

Компьютерный  тренажер (КТ) – ПСУН для выработки умений и навыков в определенной деятельности.

Компьютерные  справочники (КС) содержат справочную информационную базу по определенной дисциплине (дисциплинам) и обеспечивают подачу дополнительной (расширенной) информации, используемой в учебном процессе.

Мультимедийное  занятие (МЗ) – использование на уроке видеолекций, видеосеминаров, презентаций. Мультимедиа (multimedia) - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

На практике часто встречаются  компьютерные учебные комплексы, которые  решают широкий круг педагогических задач и включают в себя в качестве компонентов различные типы ПСУН.

В зависимости от исполнения ПСУН подразделяются на локальные, работающие на конкретном компьютере, и сетевые, работающие в локальных или глобальных сетях.

    1. Использование ИКТ при изучении литературы

         Информационные технологии используются  на уроках литературы на следующих этапах:

×     во вступительном  слове учителя или учащихся;

×     на этапе предъявления учебной информации;

×   на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;

×  на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

×   на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

×    на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и др.;

×      во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям;

×      при подготовке к ЕГЭ.14

 В кабинете, оснащенном компьютерной техникой, у учащихся появляется заинтересованность и потребность в знаниях.

Технические возможности  кабинета русского языка и литературы – это наличие интерактивной  доски, коллекции дисков, обучающих  программ, выход в Интернет. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов. Они демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).15

Особенно эффективно использование  компьютера для тренинга и контроля усвоения знаний и навыков учащихся. В индивидуальной работе с учеником он способен выявить все пробелы в его грамотности.

Сейчас в распоряжении учителя имеется много образовательных программ на CD с тренажерами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. Работая на компьютере с тестами, выполняя задания на интерактивной доске, дети проявляют интерес, а элемент новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников.

На уроках закрепления  изученного материала неоценимую помощь оказывают обучающие тесты из коллекции образовательных ресурсов. Работая с этими тестами, ученики встретятся с различными заданиями, разнообразие которых объясняется не только стремлением сделать их более интересными для учеников. Чаще всего сама тема, языковой материал, ее обеспечивающий, требуют поиска формы, максимально отвечающей содержанию, а также поставленным задачам и целям. Многие задания иллюстрированы рисунками, их включение обосновано психологическими особенностями детей данной возрастной категории, а также игровой, занимательной формой многих заданий. Часто рисунок помогает решить поставленную перед учеником задачу. Такие виды работ повышают мотивацию учащихся к изучению правил, развивают внимание, скорость, умение работать в команде.16

Для учащихся 10-11 классов  разработана программа «Подготовка  к ЕГЭ», которая состоит из теоретического блока (в форме презентаций по разным темам, вынесенным на ЕГЭ), из практических заданий, подобранных по образцу  КИМов.

На уроках литературы можно использовать самые различные обучающие программы, электронные учебники, тестовые задания, электронные словари, аудиокниги, видеофильмы, такие программные продукты, как  «Литература. 1С Репетитор», «Школьный курс литературы», «Кирилл и Мефодий. Русский язык. Литература 5-11 класс», «Подготовка к ЕГЭ литературе». Достоинство электронного учебника в том, что большой объем информации собран на одном диске, наглядно представлен и озвучен теоретический материал, предлагаются интерактивные диктанты, позволяющие получить моментальный результат и выявить темы, недостаточно усвоенные учеником.

С помощью мультимедийного  проектора  учитель может демонстрировать слайды, созданные в программе Microsoft Power Point, что позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на уроке, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио- и видеосопровождения.  В этом может помочь компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать классическую музыку, профессиональное, актерское прочтение стихов и прозы.

Коллекция дисков виртуальной школы «BCM»17, предназначенная для учеников 5-11 классов, ценна тем, что материал на них представлен поурочно, есть аудио- и видеофрагменты, великолепный иллюстративный материал, изучаемые тексты, терминологический словарь. В программе «Библиотека электронных наглядных пособий. Литература. 5-11 классы» 18 материал дан не по классам, а по основным разделам литературы. Портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты позволяют разнообразить урок. Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» после чтения соответствующей главы можно послушать арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье». На уроке, посвященном теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, проникнуться романсом «И скучно, и грустно». Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предложить кроссворды, криптограммы, тесты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева.

Издательство «Просвещение» предлагает диски к учебникам литературы (программа В.Я.Коровиной), где учащиеся могут прослушать актерское чтение произведений и ответить на вопросы, которые им задает компьютер.19

На уроке литературы также можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее (например, в лермонтовском  музее-заповеднике Тарханы, на родине С.Есенина, П.П.Бажова, в Щелыково – Государственном музее-заповеднике А.Н. Островского и т.д.), услышать мастерское чтение любимых классических произведений, познакомиться с критическими материалами, в Интернете найти нужную информацию, тексты (klassika.ru - электронная библиотека русской классической литературы, litera.ru, litera.edu.ru ), просмотреть шедевры советского и русского кинематографа по произведениям писателей 19-20 веков. Просмотр фрагментов фильма заставляет учащихся по-новому взглянуть на произведение, визуализация образов героев делает их ближе, понятнее, у многих появляется желание перечитать произведение, сравнить фильм с текстом.

Важнейшим направлением использования  информационных технологий в учебном  и воспитательном процессе также  является проектная деятельность учащихся. Выполнение ученических работ в виде презентаций, докладов с помощью компьютерных программ позволяет формировать и развивать навыки самообразования школьников, соответствует методике научного познания, обеспечивает усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне.

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности  для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить  ребенка грамотно использовать компьютер. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей.

Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих  творческих работ, своих стихов, составление  сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический  материал.

Невозможно обойтись без компьютерной поддержки при организации и проведении внеклассной работы по  литературе, в научно-исследовательской работе. Подготовка презентаций — это творческий процесс, совместная деятельность учителя и ученика. Результатом проектной работы могут стать электронные продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят, прививают интерес к предмету.

Подготовка и проведение урока с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много  времени и терпения, создают некоторые  неудобства организационного характера, т.к. класс целесообразнее делить на группы, а это не всегда удаётся. Но такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.

Применение компьютерных технологий позволило наполнить  уроки новым содержанием, развивать  творческий подход к окружающему  миру, любознательность, формировать  элементы информационной культуры, прививать  навыки рациональной работы с компьютерными  программами, поддерживать самостоятельность  в освоении возможностей компьютерных технологий и идти в ногу со временем.20

Использование компьютера позволяет  формировать и такие виды познавательной деятельности учащихся, как работа со статьями лингвистических словарей, с материалами энциклопедий и справочной литературы (http://slovar.lib.ru, http://www.gramota.ru и т.д.), создание творческих работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Использование  ИКТ при изучении поэзии серебряного  века.

 

Основными этапами традиционного  урока литературы являются:

    • Организационный момент;
    • Этап проверки домашнего задания;
    • Сообщение темы и целей урока;
    • Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала;
    • Этап усвоения новых знаний;
    • Этап закрепления новых знаний;
    • Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Для каждого этапа урока  можно выделить определенные виды ИКТ.

 

Этап  проверки домашнего задания.

С помощью контроля может  быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной  работе, на практическом занятии и  воспроизведение знаний при тестировании.

Для решения дидактической  задачи этапа проверки домашнего  задания можно использовать:

1.    мультимедиа  технологии:

презентация-контроль - для  организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий  для первичного закрепления можно  использовать презентацию-тест, в конце  указать критерии оценивания работы (PowerPoint); (Образец - приложение 1)

презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и  варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или  отбрасываются неверные (PowerPoint); (Образец-приложение 2)

презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и  варианты ответа, с помощью гиперссылки  организуется переход на слайд с  информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий  вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).21 (Образец-приложение 3)

2.    раздаточный  материал:

тесты (Excel) (Word); (Образец – приложение 4)

карточки (Word); (Образец – приложение 5)

кроссворды (Excel); (Образец – приложение 622)

самостоятельные работы (Word);

контрольные работы (Word). (Образец – приложение 7)

 

Этап  сообщения темы и целей урока. На этом этапе можно применить презентацию (Power Point), на слайдах которой будут отображена тема урока и его цели) (Образец – приложение 8)

Информация о работе Использование компьютерных технологий при изучении литературы