Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:28, курсовая работа
Цель работы - изучить возможности применения ИКТ в образовательном процессе в средних общеобразовательных учреждениях на уроках литературы.
Введение 3
Глава 1. Использование компьютерных технологий на уроках литературы. 6
1.1. Понятие об информационных и коммуникационных технологиях. 6
1.2. Виды программных средств учебного назначения (ПСУН) 9
1.3. Использование ИКТ при изучении литературы 12
Глава 2. Использование ИКТ при изучении поэзии серебряного века. 18
Заключение 22
Использованная литература. 24
Этап подготовки учащихся к усвоению знаний. На этом этапе можно применить презентацию (Power Point), видео- или анимационный ролик (Образец – приложение 9), слайд-шоу (с помощью программы просмотра изображений и факсов), представить некий текст, таблицу или графическое изображение, над которым предстоит в дальнейшем работать (Образец – приложение 10), показать заочную экскурсию(Образец – приложение 11) и т.д.
Этап усвоения новых знаний. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
Для решения дидактической задачи данного этапа возможно использование:
1. мультимедиа технологий:
презентация-лекция - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом (Образец – приложение 12);
видеофрагментов фильмов; (Образец – приложение 13)
презентации-модели - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint);
слайд-шоу - демонстрация иллюстраций
с минимальным количеством
2. компьютерные технологии:
диаграммы (Excel);
схемы; (Образец – приложение 15)
таблицы (Word). (Образец – приложение 16)
Этап закрепления знаний. Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.
Для решения дидактической задачи данного этапа можно использовать:
1. презентацию-задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint).
2. работу в группе – задание – составить текст для слайдов презентации (PowerPoint); (Образец – приложение 18)
выбрать иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint);
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Задание демонстрируется на одном или одновременно на многих компьютерах для того, чтобы все учащиеся видели информацию (текст, таблицы, схемы), по которому учитель дает рекомендации. (Образец – приложение 19) Часто преподаватель демонстрирует алгоритм выполнения тех или иных заданий. Демонстрируются примеры творческих заданий, выполненных другими учениками, электронные ресурсы, разработанные учащимися, демонстрируется перечень тем для проектной деятельности.
Проделав данную работу, мы пришли к следующим выводам:
• позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
• способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
• позволяют индивидуализировать процесс обучения;
• повышают интерес к урокам литературы;
• активизируют познавательную деятельность учащихся;
• развивают творческий потенциал учащихся;
• осовременивают урок.
• Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
• Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
• Тренажёр
• Контроль за умениями, навыками учащихся
• Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся
На наш взгляд, применение информационных технологий в учебном процессе способствует
1 Иванова Ю.В. Информационные компьютерные технологии в преподавании литературы / Ю.В. Иванова // Актуальные вопросы литературоведения и методики преподавания литературы: сб. науч. тр. - Саранск, 2007.
2 Махмутов М.И. Современный урок и пути его реализации / М.И. Махмутов. - М., 1978.
3 Современный урок русского языка и литературы / под ред.З.С. Смелковой. - Л., 1990.
4 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2008.
5 Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога.- М., 2005.
6 Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецова А. А., Кравцова А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании.-М., 2008.
7 Д.И. Соколов. Литература. Компьютерные технологии в обучении литературе.- М.,2009.
8 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2008.-с. 51-52
9 Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий.- ИЯШ.-2007.- №6.- с 2-7.
10 Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога.- М., 2005.- с. 152.
11 Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецова А. А., Кравцова А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании.-М., 2008.-с. 73
12 Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М., 2004.-с. 19
13 Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения // Школьные технологии, 2004, № 3.- с. 13
14 Ширинкина М.А. Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении литературе: метод пособие. Пермь, 2007.-с.27
15 Д.И. Соколов. Литература. Компьютерные технологии в обучении литературе.- М.,2009.-с. 73
16 Власкин А. А., Сенцова Т. М. Автоматизированная система обучения литературе.М., 2010.- с.81
17 www.bcm.ru
18www.drofa.ru
19 http://slushai-knigi.ru
20 Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- М., 1994.-с. 68
21 Полат Е.С. - Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004. – с.79
22 //Я иду на урок литературы.-2004.-№37
Информация о работе Использование компьютерных технологий при изучении литературы