Использование рассказов и бесед в ознакомлении дошкольников с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:13, контрольная работа

Описание

Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приемам выращивания растений и ухода за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном участке развивала мышцы и укрепляла их нервную систему. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Значение и место рассказа воспитателя и бесед о природе в формировании у дошкольников представлений о природе
Виды детских рассказов о природе и виды бесед
Требования к рассказу воспитателя и к проведению бесед о
природе
Методика проведения бесед и обучения рассказыванию в разных возрастных группах
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Использование рассказов и бесед в ознакомлении дошкольников с природой.docx

— 40.94 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………..

  1. Значение и место рассказа воспитателя и бесед о природе в формировании у дошкольников представлений о природе
  2. Виды детских рассказов о природе и виды бесед
  3. Требования к рассказу воспитателя и к проведению бесед о

природе

  1. Методика проведения бесед и обучения рассказыванию в разных возрастных группах

Заключение

Список использованных источников

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В ознакомлении детей с  природой - основная задача в умственном воспитании - образовании у детей  знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных  чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями  природы. Неотъемлемая часть умственного  воспитания - сенсорная культура. Она  направлена на совершенствование анализаторов, накопления у детей чувственного опыта, что является основой для  последующих обобщений, формирование элементарных природоведческих понятий.

Усвоение детьми знаний должно быть тесно связанно с развитием  их познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности, любознательности. Для развития мышления и формирования основ материалистического миропонимания  нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы, приучить их искать объяснения наблюдаемых явлений  и подводить детей к осознанию  связей и отношений между ними. В процессе осознания причинных  связей и отношений между явлениями  природы развивается мышление.

Приучая наблюдать, т. е. целенаправленно  сосредотачиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находиться в тесной связи с общим умственным развитием  и является существенным условием «готовности детей к обучению».

Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая  детям, что и как надо наблюдать  у животных и растений, обращая  их внимание на внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует  не только знания о природе, но и  отношение детей к ней. Нужно  только всегда учитывать возраст  ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении.

В непосредственном соприкосновении  с природой вместе с наблюдательностью  развивается и любознательность.

В основе последней лежит  ориентировочный и исследовательский  рефлекс, развитие которого И.П.Павлов считал характерной особенностью человека. У детей дошкольного возраста этот рефлекс очень ярко проявляется  в бесконечных вопросах к взрослым: что это? Как? Почему?

Удовлетворяя любознательность детей, нужно там, где это возможно, привлекать их самих к решению  различных вопросов. Активное участие  детей в разрешении поставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе  более устойчивым. Данные исследований последних лет показывают, что  развитие любознательности у детей  старших групп повышается в связи  с приобретением ими умений находить существенные признаки у растений и животных и устанавливать связи между строением отдельных органов и условиями жизни растений и животных.

В процессе ознакомления детей  с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое, трудовое и эстетическое воспитание.

В нравственном развитии ребенка  особое место занимает воспитание у  него любви к родной природе и  бережного отношения живому. Детям  особенно близко и дорого то, что  они сами вырастили. Наличие в  детском саду животных и растений, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитывать у них такие  качества, как бережное отношение  к природе, любовь и привычку к  труду, ответственность за порученное дело.

Для воспитания у детей  трудолюбия, бережного отношения  к природе необходимо учить их простейшим приемам выращивания  растений и ухода за животными. Очень  важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном  участке развивала мышцы и  укрепляла их нервную систему. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с  трудом взрослых в природе, воспитывать  уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе нужно  использовать для укрепления их здоровья и физического развития.

Природа является одним из основных средств эстетического  воспитания детей. Красота природы  не оставляет безучастными даже самых  маленьких детей. Знакомя их с  природой, надо обращать внимание на шум  леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листьев, запах  цветов, движения животных и т.д. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать  прекрасное, с тем чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем многообразии [4 с.18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Значение и место рассказа воспитателя и бесед о природе в формировании у дошкольников представлений о природе.

При ознакомлении детей с  природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям  явлениях природы и фактах из жизни  животных и растений, полученных в  процессе наблюдений и труда в  природе. Дети получают знания о новых  явлениях и предметах природы (например, о половодье, об образе жизни зверей в лесу и т. д.). Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.

При использовании словесных  методов воспитатель учитывает  способность детей к пониманию  речи, длительному произвольному  вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие  у них ярких конкретных представлений  о том или ином явлении или  факте, которые будут предметом  обсуждения, уточнения, систематизации.

Основная задача словесных методов, будь то рассказ воспитателя, рассказы детей, беседа – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе [6].

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды детских рассказов о природе и виды бесед.

 

В ознакомлении дошкольников с природой можно использовать следующие  виды рассказов:

1) сюжетный рассказ на  основе непосредственного восприятия  или труда в природе («Как  мы устроили цветник», «Как мы  спасли птицу», «Кто обедал в  птичьей столовой?»);

2) сюжетный и описательный  рассказ на основе обобщения  знаний, полученных в результате  бесед, чтения книг, рассматривания  картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»  и др.);

3) описательный рассказ,  построенный на сравнении разных  времен года («Наш участок зимой  и летом»), и описание пейзажной  картины;

4) описательный рассказ  о сезоне в целом («Расскажи  о весне», «Мое любимое время  года», «Что ты знаешь об  осени?»);

5) описательный рассказ  об отдельном предмете или  явлении природы («Анютины глазки»,  «Ветка сирени», «Осенний букет»).

 Указанная последовательность  видов рассказов обеспечивает  постепенное усложнение работы.

Используя рассказы в своей  работе, педагоги решают сразу ряд  задач: ознакомление дошкольников с природой новым интересным способом для воспитанников; обучают монологической речи; формируют и совершенствуют связную речь.

 Сюжетный рассказ о  природе на основе непосредственного  восприятия или труда доступен  детям пятого-шестого годов жизни,  поскольку в нем должны быть  отражены конкретные знакомые  им ситуации. Такой рассказ по  образцу педагога возможен уже  в средней группе детского  сада. Но знания детей этого  возраста еще очень ограниченны,  и, следовательно, ограничен круг  передаваемых событий. Это, с  одной стороны, облегчает выполнение  задания, а с другой — лимитирует  возможности детей в выборе  сюжетных линий и использовании  языкового материала. Тем же  объясняется и однообразие детских  рассказов данного вида. По мере  формирования у детей новых  представлений и развития на  этой основе умственной деятельности  такие рассказы становятся им неинтересны.

 Дети подготовительной  к школе группы имеют уже  более широкие знания о природе,  а также некоторый опыт передачи  в речи усвоенных ими связей  и зависимостей предметов и  явлений, детального и достаточно  полного их описания. Это позволяет  воспитателю подвести их к  самостоятельному составлению описательных  рассказов. Наименьшую трудность  вызывают описательные рассказы, построенные на сравнении разных времен года. Ребята описывают предметы и явления, которые они неоднократно наблюдали на экскурсиях и прогулках. Чтобы помочь детям в составлении такого рассказа, можно использовать пейзажные картины. Например, после рассматривания картины К. Юона «Русская зима» воспитатель может предложить задание: «Расскажите, что было бы нарисовано на картине, если бы художник хотел изобразить лето».

 Труднее детям составить  рассказ о сезоне в целом,  поскольку эта тема требует  уже умения выделять существенное, отбрасывать детали, обобщать, рассказывать  достаточно полно и не повторяться.  Не сразу могут дети передать  в рассказе и свое отношение  к тому, о чем они рассказывают. Выработке умения раскрывать  свое отношение к природе способствует  эмоциональный настрой занятия.

 Самым трудным из  всех видов рассказов о природе  является описательный рассказ  об отдельном предмете или  явлении природы. Составление  его требует от рассказчика  определенной культуры восприятия  и непременного проявления своего  эстетического отношения к описываемому  предмету. Дети же часто лишь  перечисляют признаки и свойства  предмета, рассказы их лаконичны  и сухи, им не хватает слов  для красочного описания явления.

 Итак, составление сюжетных  рассказов о природе дается  детям значительно легче, чем  составление описательных. Этим  отличается процесс обучения  рассказыванию о природе от  обучения рассказыванию на другие  темы. Если при обучении рассказыванию  на любые другие темы составление  описательного рассказа предшествует  сюжетному или сопутствует ему,  то при обучении рассказыванию  о природе на первом месте стоит сюжетный рассказ [6].

Исходя из дидактических  задач, выделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую.

Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы — уточнение  опыта детей для того, чтобы  установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

Сопровождающая беседа используется воспитателем во время деятельность детей. Такая беседа направлена на пояснение  какого-либо опыта детей, знакомство детей с новыми, ранее неизвестными названиями предметов или каких-либо действий детей.

Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. [и.5 с 203]

Эти беседы по содержанию могут  быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке  зверей в лесу и др.), другие, затрагивающие  более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой  природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.

Эффективность беседы зависит  от предварительной подготовки детей.

Беседа — это итог проведенной  с ними работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей  представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления.

Воспитатель должен отчетливо  представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и  конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.

Информация о работе Использование рассказов и бесед в ознакомлении дошкольников с природой