Использование рассказов и бесед в ознакомлении дошкольников с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:13, контрольная работа

Описание

Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приемам выращивания растений и ухода за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном участке развивала мышцы и укрепляла их нервную систему. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Значение и место рассказа воспитателя и бесед о природе в формировании у дошкольников представлений о природе
Виды детских рассказов о природе и виды бесед
Требования к рассказу воспитателя и к проведению бесед о
природе
Методика проведения бесед и обучения рассказыванию в разных возрастных группах
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Использование рассказов и бесед в ознакомлении дошкольников с природой.docx

— 40.94 Кб (Скачать документ)

Беседа начинается с анализа  явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей и зависимостей между явлениями. Такой анализ обеспечивает переход к обобщениям, приводит в систему разрозненные факты.

В первой части беседы с  целью подготовки детей к обобщению  включаются также вопросы воспитателя  к детям: «Какие птицы прилетают  первыми? Как мы узнали грачей? Где  мы их видели? Что делали грачи на поле? Чем питаются грачи?» Когда  воспитатель с детьми выяснит  все это, он спрашивает: «Почему грачи  прилетают раньше других птиц?» (Аналогично и о других птицах — скворце, ласточке и др.) Во второй части беседы можно  поставить вопрос, требующий обобщения: «Почему не все птицы прилетают  одновременно?». Опора на опыт детей  и логическая последовательность вопросов обеспечивают большую заинтересованность, активную мыслительную деятельность детей, понимание ими существенных связей и зависимостей. К вопросам воспитателя  в беседе предъявляется ряд требований. Вопросы предлагаются всей группе, так как в них всегда заключена  умственная задача, которая должна решаться всеми детьми. Они должны быть ясными по содержанию, точными, краткими. В каждом вопросе должна содержаться  одна мысль. Нельзя ставить вопросы, требующие односложных ответов: «Да», «Нет». Такие вопросы не обеспечивают развития мышления, установления связей. Воспитатель во время беседы заботится  о том, чтобы дети сами сформулировали выводы, обобщения, а не повторяли готовые [2, с 116].

Необходимо также использовать разнообразный наглядный материал, который поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки явлений: календари природы, погоды, гербарии, иллюстрации. Кроме того, полезны загадки, стихотворения, записи голосов птиц. Это вызовет у  детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.

Беседа как метод ознакомления детей с природой используется при  работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительной к школе группах — на обобщение и систематизацию имеющихся знаний [6].

 

 

3. Требования к рассказу воспитателя и к проведению бесед о природе.

 

Решая определенные образовательные  задачи, воспитатель строит рассказ  с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для  детей является достаточно сложной  умственной деятельностью. Ребенок  должен уметь слушать и слышать  речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать  его, на основе словесного описания активно  воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи  и зависимости, о которых говорит  воспитатель, соотнести новое в  содержании рассказа со своим прежним  опытом. Рассказ воспитателя о  природе должен строиться с учетом этих требований.

 Знания, сообщаемые в  рассказе, должны отвечать требованиям  достоверности, научности. Воспитатель,  прежде чем сообщать о чем-то  детям, проверяет правильность  фактов. Рассказ должен быть занимательным,  иметь яркий динамичный сюжет,  быть эмоциональным. Бессюжетные  рассказы, большие описания не  привлекают внимания ребят, не  запоминаются.

Яркость, образность и конкретность языка — обязательное требование к рассказу воспитателя. Такой рассказ  действует не только на ум, но и на чувства ребенка, надолго запоминается. Однако яркость и образность должны подчиняться содержанию рассказа, а  не быть самоцелью. Хорошо воспринимаются детьми рассказы от лица героя. Для  того чтобы подчеркнуть существенное, значимое, в рассказ включают вопросы  к детям, побуждая их к обмену мыслями, лучшему осмыслению материала.

Рассказывать детям можно  с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях; для ознакомления с новыми явлениями, фактами (с трудом взрослых в природе, охраной и привлечением птиц, охраной дикорастущих растений и др.). Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом — фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности  интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность  рассказа для детей старшего дошкольного  возраста должна быть не более 10—15 мин.

Для рассказа воспитатель  использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни  природы, деловые очерки о природных  явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы [1, с 189].

 

 

  1. Методика проведения бесед и обучения рассказыванию в разных возрастных группах.

 

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями. И, тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух-трех ребят участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте со мной к окну, посмотрим на наше растение, поговорим с ними и польем их (подходит к окну). Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? Нет, все в порядке – вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них глядеть? (трогает землю в горшке). Сухая земля. А ведь им нужна вода – они живые, без воды засохнут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку в руки леечку, в которой налито немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Мы нальем в горшочек воды, пей цветочек сколько хочешь и расти дальше – мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают его действия, держат лейки, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растении – это и есть образец взаимодействия с природой.

С самого начала года воспитатель  и в первой, и во второй младших  группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами би-ба-бо сказки, начиная с репки. Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятие с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно. Тему домашних животных легко представить с помощью бабы и деда из «Курочки рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятие приходит либо дед, либо баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель, дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок [6].

 

Заключение

 

Для того чтобы дети отображали явления природы. Необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе  и широкого использования ее в  образовательно-воспитательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего  развития дошкольников.

В дошкольном учреждении ребят  знакомят с природой, происходящими  в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются  такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему  живому. Любовь к природе, навыки бережного  отношения к ней, забота о живых  существах рождают не только интерес  к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства [3, с 34].

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

1. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство - пресс», 2000. - 319 с.

2. «МЫ». Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др. - 2-е изд., испр. и доп.- СПб: «Детство-пресс», 2001. - 240 с.

3. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. / С.Н. Николаева - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 184 с.

4. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. — М.: «Просвещение», 1980.- 369с.

5. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько [и др.]. ─ Минск: НИО; Аверсэв, 2007. - 320 с.

6. Интернет-источник: http://www.bestreferat.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Конспект занятия  по ознакомлению с природой

Тема "Бабочки"

 

Цель:  расширить знания детей о бабочках.

Задачи:

- познакомить с некоторыми бабочками.

- закрепить знания детей о развитии насекомого.

- воспитывать интерес к жизни бабочек.

Материал:

Картинки и фотографии бабочек.

Ход занятия:

 Сегодня мы продолжим  знакомиться с удивительным миром  насекомых. Отгадайте загадку,  и узнаете с кем именно.

Загадка про бабочку

 Спал цветок и вдруг  проснулся – 

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

В нашей стране много бабочек. И ночных, и дневных. Попробуйте сами разобраться, каких бабочек называют дневными, а каких ночными. (Ответы детей). Дневные бабочки активны днем и имеют более яркую окраску, чтобы быть незаметными на цветах. Ночные бабочки днем отдыхают, а ночью летают. Им не нужна такая яркая окраска крыльев, как дневным бабочкам.

 Крылья бабочек покрыты  мелкими чешуйками, которые покрыты  красящими веществами. Вот они  то и придают бабочкам чудесную  окраску крыльев. Но эти цветные  чешуйки очень-очень хрупкие.  Поэтому, если взять бабочку  в руки, можно повредить эти  чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки  и другим не разрешайте этого  делать. Сохраните красоту. 

 Рот бабочки – это  длинный тонкий хоботок. Обычно  он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на  цветок, как хоботок разворачивается  и опускается за нектаром на  самое дно цветка.

Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.

 Давайте вспомним, как  проходит детство насекомых на  примере бабочек. 

- Сначала бабочка откладывает  яички. 

- Из яичек вылупляются личинки-гусеницы. Они в большом количестве поедают листву растений.

Некоторые личинки настолько  прожорливы, что могут съесть всю  листву на каких-то растениях.

- Наевшись, гусеница подрастает  и из отверстия на брюшке  начинает выделять тонкую нить.

Этой нитью она обматывает себя, превращаясь в кокон или  куколку. Куколка прикрепляется  к коре дерева, прячется под листьями и замирает.

- Хотя куколка кажется  совершенно неподвижной, внутри  нее растет насекомое. 

- Наконец, из куколки  вылупляется бабочка.

 Пришло время немного  поиграть. Выходите на коврик.

 

Динамическая  пауза «Бабочка»

 Утром бабочка проснулась.

(Плавные взмахи руками.)

 Потянулась, улыбнулась.

(Выполнять движения в  соответствии с текстом.)

 Раз – росой она  умылась. 

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

 Каких только бабочек  нет в природе. Вот взгляните  на картинку. (Показ). Такого размера  самая большая бабочка (размах  крыльев 26 см), но живет она  далеко отсюда. Местные жители  охотятся за ними и едят. А  вот еле заметна самая маленькая  бабочка (размах крыльев 2 мм). У нас, конечно, не живут  съедобные бабочки-гиганты. Но  есть очень интересные. С ними мы сегодня и познакомимся.

 Летает по миру красивая бабочка Адмирал. (Показ картинки). Назвали ее так, потому, что у нее на крыльях есть красные полоски, похожие на красные полоски-лампасы на штанах военных моряков-адмиралов. Так вот, эта бабочка Адмирал еду на вкус ногами пробует. Не усиками, не ртом, не хоботком, а задней или средней ногой.

 А сколько всего  ног у бабочки? (Ответы детей). Бабочка – насекомое, а у  всех насекомых по шесть ног.  Ноги у Адмирала языком работают, попробуют пищу и, если придется  она по вкусу, то бабочка  развернет свой хоботок и начнет  кушать. А давайте попробуем описать бабочку: какого цвета? Какие части тела у бабочки? Что она делает на картинке? (Рассказы детей).

 А вот еще две  бабочки – Большой павлиний  глаз и Павлиноглазка. (Показ картинок). Как вы думаете, почему их  так назвали? Попробуйте рассуждать, глядя на бабочку и ответ дать полный, в форме рассказа (Ответы детей). И хоть у них похожие названия, но это совершенно разные бабочки, даже не родственницы. Павлиноглазка бабочка довольно крупная. Вот такого размера. (Показ силуэта бабочки с размахом крыльев 16 см). Вроде бы, такой большой бабочке и еды нужно много для того, чтобы насытиться. Так нет же! Не надо ей никакой еды. Живет себе, порхает и ничего не ест. У нее вообще нет рта. И никто до сих пор не разобрался, почему так. Это бабочка летает ночью.

 А большой павлиний  глаз - это бабочка дневная и  очень приметная благодаря своей  яркой окраске. Питается эта  бабочка на цветах.

Информация о работе Использование рассказов и бесед в ознакомлении дошкольников с природой