Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:13, контрольная работа
Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приемам выращивания растений и ухода за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном участке развивала мышцы и укрепляла их нервную систему. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития.
Введение…………………………………………………………………………..
Значение и место рассказа воспитателя и бесед о природе в формировании у дошкольников представлений о природе
Виды детских рассказов о природе и виды бесед
Требования к рассказу воспитателя и к проведению бесед о
природе
Методика проведения бесед и обучения рассказыванию в разных возрастных группах
Заключение
Список использованных источников
Беседа начинается с анализа явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей и зависимостей между явлениями. Такой анализ обеспечивает переход к обобщениям, приводит в систему разрозненные факты.
В первой части беседы с целью подготовки детей к обобщению включаются также вопросы воспитателя к детям: «Какие птицы прилетают первыми? Как мы узнали грачей? Где мы их видели? Что делали грачи на поле? Чем питаются грачи?» Когда воспитатель с детьми выяснит все это, он спрашивает: «Почему грачи прилетают раньше других птиц?» (Аналогично и о других птицах — скворце, ласточке и др.) Во второй части беседы можно поставить вопрос, требующий обобщения: «Почему не все птицы прилетают одновременно?». Опора на опыт детей и логическая последовательность вопросов обеспечивают большую заинтересованность, активную мыслительную деятельность детей, понимание ими существенных связей и зависимостей. К вопросам воспитателя в беседе предъявляется ряд требований. Вопросы предлагаются всей группе, так как в них всегда заключена умственная задача, которая должна решаться всеми детьми. Они должны быть ясными по содержанию, точными, краткими. В каждом вопросе должна содержаться одна мысль. Нельзя ставить вопросы, требующие односложных ответов: «Да», «Нет». Такие вопросы не обеспечивают развития мышления, установления связей. Воспитатель во время беседы заботится о том, чтобы дети сами сформулировали выводы, обобщения, а не повторяли готовые [2, с 116].
Необходимо также использовать
разнообразный наглядный
Беседа как метод ознакомления детей с природой используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительной к школе группах — на обобщение и систематизацию имеющихся знаний [6].
3. Требования к рассказу воспитателя и к проведению бесед о природе.
Решая определенные образовательные
задачи, воспитатель строит рассказ
с учетом опыта и интереса дошкольников,
адресует его детям конкретной возрастной
группы. В этом его преимущество
в сравнении с чтением
Знания, сообщаемые в
рассказе, должны отвечать требованиям
достоверности, научности.
Яркость, образность и конкретность
языка — обязательное требование
к рассказу воспитателя. Такой рассказ
действует не только на ум, но и на
чувства ребенка, надолго запоминается.
Однако яркость и образность должны
подчиняться содержанию рассказа, а
не быть самоцелью. Хорошо воспринимаются
детьми рассказы от лица героя. Для
того чтобы подчеркнуть
Рассказывать детям можно
с разными целями: для расширения
знаний об уже знакомых явлениях, животных,
растениях; для ознакомления с новыми
явлениями, фактами (с трудом взрослых
в природе, охраной и привлечением
птиц, охраной дикорастущих растений
и др.). Рассказ обязательно
Для рассказа воспитатель использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, деловые очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы [1, с 189].
В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями. И, тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух-трех ребят участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте со мной к окну, посмотрим на наше растение, поговорим с ними и польем их (подходит к окну). Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? Нет, все в порядке – вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них глядеть? (трогает землю в горшке). Сухая земля. А ведь им нужна вода – они живые, без воды засохнут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку в руки леечку, в которой налито немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Мы нальем в горшочек воды, пей цветочек сколько хочешь и расти дальше – мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают его действия, держат лейки, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растении – это и есть образец взаимодействия с природой.
С самого начала года воспитатель
и в первой, и во второй младших
группах многократно
Заключение
Для того чтобы дети отображали
явления природы. Необходимо направлять
процесс восприятия ими природы.
Без приближения детей к
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства [3, с 34].
Список использованных источников:
1. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство - пресс», 2000. - 319 с.
2. «МЫ». Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др. - 2-е изд., испр. и доп.- СПб: «Детство-пресс», 2001. - 240 с.
3. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. / С.Н. Николаева - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 184 с.
4. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. — М.: «Просвещение», 1980.- 369с.
5. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько [и др.]. ─ Минск: НИО; Аверсэв, 2007. - 320 с.
6. Интернет-источник: http://www.bestreferat.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект занятия по ознакомлению с природой
Тема "Бабочки"
Цель: расширить знания детей о бабочках.
Задачи:
- познакомить с некоторыми бабочками.
- закрепить знания детей о развитии насекомого.
- воспитывать интерес к жизни бабочек.
Материал:
Картинки и фотографии бабочек.
Ход занятия:
Сегодня мы продолжим
знакомиться с удивительным
Загадка про бабочку
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
В нашей стране много бабочек. И ночных, и дневных. Попробуйте сами разобраться, каких бабочек называют дневными, а каких ночными. (Ответы детей). Дневные бабочки активны днем и имеют более яркую окраску, чтобы быть незаметными на цветах. Ночные бабочки днем отдыхают, а ночью летают. Им не нужна такая яркая окраска крыльев, как дневным бабочкам.
Крылья бабочек покрыты
мелкими чешуйками, которые
Рот бабочки – это
длинный тонкий хоботок.
Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.
Давайте вспомним, как проходит детство насекомых на примере бабочек.
- Сначала бабочка откладывает яички.
- Из яичек вылупляются личинки-гусеницы. Они в большом количестве поедают листву растений.
Некоторые личинки настолько прожорливы, что могут съесть всю листву на каких-то растениях.
- Наевшись, гусеница подрастает и из отверстия на брюшке начинает выделять тонкую нить.
Этой нитью она обматывает себя, превращаясь в кокон или куколку. Куколка прикрепляется к коре дерева, прячется под листьями и замирает.
- Хотя куколка кажется
совершенно неподвижной,
- Наконец, из куколки вылупляется бабочка.
Пришло время немного поиграть. Выходите на коврик.
Динамическая пауза «Бабочка»
Утром бабочка проснулась.
(Плавные взмахи руками.)
Потянулась, улыбнулась.
(Выполнять движения в соответствии с текстом.)
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
Каких только бабочек
нет в природе. Вот взгляните
на картинку. (Показ). Такого размера
самая большая бабочка (размах
крыльев 26 см), но живет она
далеко отсюда. Местные жители
охотятся за ними и едят. А
вот еле заметна самая
Летает по миру красивая бабочка Адмирал. (Показ картинки). Назвали ее так, потому, что у нее на крыльях есть красные полоски, похожие на красные полоски-лампасы на штанах военных моряков-адмиралов. Так вот, эта бабочка Адмирал еду на вкус ногами пробует. Не усиками, не ртом, не хоботком, а задней или средней ногой.
А сколько всего
ног у бабочки? (Ответы детей).
Бабочка – насекомое, а у
всех насекомых по шесть ног.
Ноги у Адмирала языком
А вот еще две бабочки – Большой павлиний глаз и Павлиноглазка. (Показ картинок). Как вы думаете, почему их так назвали? Попробуйте рассуждать, глядя на бабочку и ответ дать полный, в форме рассказа (Ответы детей). И хоть у них похожие названия, но это совершенно разные бабочки, даже не родственницы. Павлиноглазка бабочка довольно крупная. Вот такого размера. (Показ силуэта бабочки с размахом крыльев 16 см). Вроде бы, такой большой бабочке и еды нужно много для того, чтобы насытиться. Так нет же! Не надо ей никакой еды. Живет себе, порхает и ничего не ест. У нее вообще нет рта. И никто до сих пор не разобрался, почему так. Это бабочка летает ночью.
А большой павлиний
глаз - это бабочка дневная и
очень приметная благодаря
Информация о работе Использование рассказов и бесед в ознакомлении дошкольников с природой