Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 15:13, контрольная работа
Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе, это чтение произведения. От организации чтения зависит во многом успех всей работы над литературной темой.
Захватит ли книга ученика погрузится ли он в мир, созданный художником, или мысли и чувства автора оставят его равнодушным, а то и вызовут внутреннее неприятие об этом всегда думает учитель, готовя первую встречу школьника с произведением. Как она должна пройти? Следует ли предложить ученикам, чтобы во время первого чтения они думали над определенными вопросами, делали выписки и пометки, или лучше сделать эту первую встречу с книгой свободной, не осложнять ее аналитической работой? На первый взгляд ка-жется заманчивым прослаивать чтение пересказами, составлением планов, беседой в аналитическую работу, экономится время, а значит, открываются дополнительные возможности для более глубокого анализа.
1.Введение;
2.Особенности изучения эпических произведений в школе;
3. Чтение и вступительные занятия;
4 .Зависимость методики анализа произведения от рода и жанра;
5.Заверщающие уроки;
6 . Методы и приемы анализа эпического произведения;
7. Заключение;
8. Используемая литература .
План :
1.Введение;
2.Особенности
изучения эпических
3. Чтение и вступительные занятия;
4 .Зависимость методики анализа произведения от рода и жанра;
5.Заверщающие уроки;
6 . Методы и приемы анализа эпического произведения;
7. Заключение;
8. Используемая литература .
1. Введение.
Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе, это чтение произведения. От организации чтения зависит во многом успех всей работы над литературной темой.
Захватит ли книга ученика
погрузится ли он в мир, созданный
художником, или мысли и чувства
автора оставят его равнодушным,
а то и вызовут внутреннее неприятие
об этом всегда думает учитель, готовя
первую встречу школьника с
Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все глубины и все многообразие человеческой психологии, а с другой все богатство и сложность связей человека с миром, с обществом, с историей.
Сама по себе проза чрезвычайно
разнообразна: от коротких миниатюр и
небольших зарисовок до многотомных
эпопей или циклов романов, от описательных
очерков и остросюжетных
Писатель не просто описывает
жизнь. Литературный образ и художественное
произведение в целом сложный
акт отражения
Прозаические произведения занимают большое место в школьной программе старших классов и по числу названий, и по количеству часов, которое на их изучение отводится. Анализ прозы на первый взгляд легче, чем разбор произведений других жанров, особенно поэзии: более доступен язык, проще вести беседу.
Но в связи с изучением прозы возникают и некоторые до-полнительные трудности в работе учителя литературы. Именно здесь чаще всего допускается сведение смысла, содержания произведения к поверхностному пересказу даже не сюжета, а просто событийной канвы; разговор о героях произведения ведется не как о художественных образах, а как о живых зна-комых людях; составляются формальные, оторванные от художественной ткани произведения характеристики героев, а разговор о художественных особенностях произведения подчас выглядит как необязательное добавление к основному материалу.
Крупные прозаические произведения
приходится изучать в отрывках, что
еще больше затрудняет анализ романа
или повести как единого
Методика анализа
2.Особенности изучения
По предмету художественного
исследования эпос как будто приближается
к драме. «Различие между эпосом
и драмой,пишет В. В. Кожинов,не является
фундаментальным, доходящим до самых
основ. Однако «живописная полнота
и многокрасочность эпоса, конечно,
существенно отличается от как бы
одно-цветного... рисунка драмы. В
драме схватывается центральное, основное
устремление человеческого
Эпос, как и любой другой
поэтический род, всегда находится
в движении. Он исторически изменчив
(от «Илиады» до современной прозы)
и, в сущности, как бы заново рождается
в каждом эпическом произведении
большого художника. Однако в данной
работе нас интересует прежде всего
то устойчивое, что составляет качественную
определенность эпического рода. Определенность
эта (для литературы всех времен и
творчества всех писателей) в повествовательном
характере эпических
Эпос дает возможность раскрывать жизненные явления в их причинно-следственных связях, взаимоотраженнях, сцеплениях единичного с общим.
В результате обстоятельно
развертывающегося
Поскольку специфика эпоса
связана с его
Видимо, любой отрывок
эпического текста в форме повествования
от третьего лица способен выявить
закономерные именно для эпоса способы
художественного освоения жизни, отличаю-щие
его от драмы. В эпических жанрах
имеет значение прежде всего противопоставление
жанров по их объему. Сложившаяся
В композиции рассказа, как и любой малой формы, очень важно концовка, которая носит либо характер сюжетной развязки, либо эмоционального финала. Примечательны и те концовки, которые не разрешают конфликта, а лишь демонстрируют его неразрешимость так называемые «открытые» финалы, как в «Даме с собачкой» Чехова.
Одной из жанровых разновидностей рассказа является новелла. Новелла - это остросюжетное повествование, действие в нем развивается быстро, динамично, стремится к развязке, которая заключает в себе весь смысл рассказанного: прежде всего с ее помощью автор дает осмысление жизненной ситуации, выносит «приговор» изображенным характерам. В новеллах сюжет сжат, действие концентрированно. Стремительно развивающийся сюжет характеризуется очень экономной системой персонажей: их обычно ровно столько, сколько нужно, чтобы действие могло непрерывно развиваться. Эпизодические персонажи вводятся (если вообще вводятся) только для того, чтобы дать толчок сюжетному действию и после этого немедленно исчезнуть. В новелле, как правило, нет побочных сюжетных линий, авторских отступлений; из прошлого героев сообщается лишь то, что абсолютно необходимо для понимания конфликта и сюжета. Описательные элементы, не продвигающие вперед действие, сведены к минимуму и появляются почти исключительно в начале: потом, ближе к концу, они будут мешать, тормозя развитие действия и отвлекая внимание.
Когда все эти тенденции доведены до логического конца, новелла приобретает ярко выраженную структуру анекдота со всеми его главными признаками: очень малым объемом, неожиданной, парадоксальной «ударной» концовкой, минимальными психологическими мотивировками действий, отсутствием описательных моментов и т.п. Рассказом-анекдотом широко пользовались Лесков, ранний Чехов, Мопассан, о Генри, Д. Лондон, Зощенко и многие другие новеллисты.
Новелла, как правило, основывается на внешних конфликтах, в которых противоречия сталкиваются (завязка), развиваются и, дойдя в развитии и борьбе до высшей точки (кульминация), более или менее стремительно разрешаются. При этом самое важное то, что сталкивающиеся противоречия должны и могут быть разрешены по ходу развития действия. Противоречия для этого должны быть достаточно определенны и проявлены, герои должны обладать некоторой психологической активностью, чтобы стремиться во чтобы то ни стало разрешить конфликт, а сама коллизия должна хотя бы в принципе поддаваться немедленному разрешеню.
Крупные жанры эпоса роман и эпопея различаются по своему содержанию, в первую очередь по проблематике. Содержательной доминантой в эпопее является национальная, а в романе - романная проблематика (авантюрная или идейно-нравственная). Для романа, соответственно, чрезвычайно важно определить, к какому из двух типов он относится. В зависимости от жанровой содержательной доминанты конструируется и поэтика романа и эпопеи. Эпопея тяготеет к сюжетности, образ героя в ней строится как квинтэссенция типичных качеств, присущих народу, этносу, классу и т.п. В авантюрном романе также явно преобладает сюжетность, но образ героя строится уже по-другому: он подчеркнуто свободен от сословных, корпоративных и иных связей с породившей его средой В роман с идейно-нравственном стилевыми доминантами почти всегда будут психологизм и разноречие.
Для романа-эпопеи характерно
соединение национальной и идейно-нравственной
проблематики, но не простое их суммирование,
а такая интеграция, в которой
идейно-нравственный поиск личности
соотнесен прежде всего с народной
правдой. Проблемой романа-эпо-пеи
становится, по выражению Пушкина, «судьба
человеческая и судьба народная»
в их единстве и взаимообусловленности;
критические для всего этноса
события придают философскому поиску
героя особую остроту и насущность,
герой стоит перед
3. Чтение и вступительные занятия.
Роль вступительных занятий сводится к тому, чтобы вызвать у детей интерес к изучаемому ма-териалу и создать условия, благоприятствующие пони-манию его. То и другое призвано способствовать активному и эффективному восприятию изучаемого.
Вступительные занятия могут иметь различные виды и формы и занимать разное количество времени, от нескольких минут до одного-двух часов (в старших классах).
На вступительных занятиях учащиеся получают общее представление о том, чем они будут заниматься, либо сведения справочного характера. Но и в том и в другом случае важно увлечь, заинтересовать детей.
Работа по изучению художественного
текста и творчества писателя может
предваряться сообщением исторических,
биографических, лексических, а в
старших классах еще и
К наиболее распространенным
видам вступительных занятий
относится сообщение об эпохе
(а в старших классах еще
и об историко-литературной
Если учитель абсолютно уверен, что никто из присутствующих на его вопросы в ходе беседы не ответит, все равно их следует предлагать; в таком случае они выполняют важную психологическую функцию обостряют внимание учащихся, а также могут играть роль плана, по которому учитель излагает материал.