Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:09, курсовая работа
Целью данной курсовой мы видим анализ школьных программ, разработка урока по изучению малых жанров фольклора.
Данная цель обуславливает постановку следующих задач:
1) выявить идейно художественную специфику малых жанров;
2) определить классификацию малых жанров фольклора;
3) анализ школьных программ по литературе;
4) обзор учебно-методической литературы;
5) разработка урока.
ВВЕДЕНИЕ 2
I. МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА 4
1. КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА 4
2. ИДЕЙНО ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКА МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА. 5
II. ИЗУЧЕНИЕ МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА. 14
1. АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 14
2. ОБЗОР УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
3. РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ». 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Оглавление
Введение
Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность народа.
В Фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.
Малые жанры фольклора появились не в одно время. Одни из них зародились в эпоху родового строя (сказка, загадка), другие возникли и развились в классовом обществе (былины, исторические и лирические песни и частушки). Устное бытование фольклора обусловило один из важнейших его признаков - коллективность. В селах и городах, на бескрайних просторах русской земли всегда было много талантливых певцов и сказочников, мастеров меткого и живого слова. Однако не одни они участвовали в творческом процессе. Созданный однажды текст былины или сказки не оставался неизменным. В исполнении других людей он изменялся, переделывался. Каждое поколение вносило в произведения что-то новое. В устах различных исполнителей изменения были неодинаковы, поэтому возникали варианты одной песни, сказки. Но чтобы произведение получило распространение среди рода или племени, а затем среди отдельных социальных слоев или всего трудового народа, оно должно соответствовать их вкусам, выражать их мысли. Таким образом, фольклорные произведения являются коллективными по созданию, исполнению и по выраженным в них взглядам и представлениям.
Целью данной курсовой мы видим анализ школьных программ, разработка урока по изучению малых жанров фольклора.
Данная цель обуславливает постановку следующих задач:
1) выявить идейно художественную специфику малых жанров;
2) определить классификацию
3) анализ школьных программ по литературе;
4) обзор учебно-методической литературы;
5) разработка урока.
Предметом исследования данной работы мы определяем школьные учебники, методические программы.
Объектом исследования является малые жанры фольклора.
Актуальность исследования: Изучение малые жанров фольклора за последние несколько лет вызывают большой интерес. Большое количество ученых, учителей заинтересованы в их освоении, такие как Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан, И.Е. Карпухин, Г. А. Готовцева и многие другие.
Структура работы представляет собой введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Первая глава посвящена описанию малых жанров фольклора, выяснение роли изучения малых жанров фольклора в школе. Во второй главе представлен разработанный конспект урока по литературе с изучением малых жанров фольклора. Заключение содержит основные выводы, отвечающие цели и задачам, сформулированным во Введении.
Методы и приемы:
1. Лекция: элементы беседы, работа над планом и записью лекции, использование наглядности.
2. Беседа: постановка вопросов, анализ пословиц и поговорок.
I. Малые жанры фольклора.
Малые жанры фольклора - это небольшие по размеру фольклорные произведения.
Существуют разные классификации малых фольклорных жанров. Несколько из них мы осветим в этой главе.
К малым фольклорным жанрам
относятся небольшие по объему произведения:
пословицы, поговорки, приметы, загадки,
прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры.
Эти жанры в научной литературе
называют паремии (от греч. paroimia - притча).
[http://www.licey.net/lit/
Другие считают, что в современной
действительности активно бытуют малые
формы фольклора: пословицы, поговорки,
анекдоты, скороговорки, считалки.
[http://maryr10.narod.ru/
В. И. Даль относит к малым фольклорным жанрам скороговорки, чистоговорки, загадки, прибаутки, пустобайки, присловье, приговорки (устоговорки), пословицы, поговорки. [Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор, 2003, с.141-143]
Карпухин И.Е. считает, что малыми фольклорными жанрами являются припевки, частушки, афористические жанры, загадки, пословицы, поговорки, приметы, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры, благопожелания, проклятия. [Карпухин И.Е. Устное народное творчество, 2005, с. 120]
Костюхин Е.А. выделяет следующие жанры: заговоры, пословицы, поговорки, загадки, лирические песни.
Мы видим, что большинство ученых относят к малым жанрам фольклора пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, а в остальном их мнения расходятся.
Малые жанры фольклора
— это небольшие по объёму фольклорные
произведения. В некоторых работах
встречается определение
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нем сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. [http://ru.wikipedia.org]
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. [http:// ru.wikipedia.org ]
Примеры: «Сорока»
Вариант 1.
Сорока-ворона (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил
— Зачем воду не носил![1]
Вариант 2. (фигурирует
в мультфильме «Песенка
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала
«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)
Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у...
Шуууу!!! (Домой) Полетели!
На головку сели! ("Ладушки" запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели!!!
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
[Зуева Т.В., Кирдан Б. П., Русский фольклор, 2003, с. 144]
Заклички — один из видов
заклинательных песен языческого происхождения.
Они отражают интересы и представления
крестьян о хозяйстве и семье.
Например, через все календарные песни
проходит заклинание богатого урожая;
для себя же дети и взрослые просили здоровья,
счастья, богатства. [http://festival.1september.ru
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которого определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм. [http:// ru.wikipedia.org ]
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные. [Зуева Т.В., Кирдан Б. П., Русский фольклор, 2003, с. 144]
Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека — цап!
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.
Пословица — короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом. [Карпухин И.Е. Русское устное народное творчество, 2005, с. 120]
Например:
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Пустая бочка громче гремит.
Не зная броду, не суйся в воду.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Краткость — сестра таланта.
Мал золотник,
да дорог. [ http://chtoby.narod.ru/
Поговорка — это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется. [Карпухин И.Е. Русское устное народное творчество, 2005, с. 121]
Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям.
Примеры поговорок:
- «свинью подложить» (напакостить);
- «медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред);
- «остаться с носом» (быть обманутым);
- «остаться у разбитого корыта» (потерять что-либо из-за глупого поведения);
- «когда рак на горе свистнет» (никогда);
- «свадебный генерал» (важная
персона, от которой нет фактического
толку).[ http://chtoby.narod.ru/
Загадка, как и пословица,
представляет собой краткое образное
определение предмета или явления,
но в отличие от пословицы она
даёт это определение в
Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Информация о работе Изучение малых фольклорных жанров в школе