Изучение малых фольклорных жанров в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой мы видим анализ школьных программ, разработка урока по изучению малых жанров фольклора.
Данная цель обуславливает постановку следующих задач:
1) выявить идейно художественную специфику малых жанров;
2) определить классификацию малых жанров фольклора;
3) анализ школьных программ по литературе;
4) обзор учебно-методической литературы;
5) разработка урока.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
I. МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА 4
1. КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА 4
2. ИДЕЙНО ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКА МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА. 5
II. ИЗУЧЕНИЕ МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА. 14
1. АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 14
2. ОБЗОР УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
3. РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ». 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Одоевой Ирины.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

 

Введение

Фольклор - художественное  народное  искусство,  художественная творческая деятельность народа.

В Фольклоре, сложившемся в  ходе общественной трудовой практики, воплощены  воззрения,  идеалы  и  стремления народа,  его  поэтическая   фантазия,   богатейший   мир   мыслей,   чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о  справедливости  и счастье. Впитавшее  в  себя  многовековой  опыт  народных  масс,   фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности,  правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Малые жанры фольклора появились не в одно время. Одни из них зародились в эпоху родового строя (сказка, загадка), другие возникли и развились в классовом обществе (былины, исторические и лирические песни и частушки). Устное бытование фольклора обусловило один из важнейших его признаков - коллективность. В селах и городах, на бескрайних просторах русской земли всегда было много талантливых певцов и сказочников, мастеров меткого и живого слова. Однако не одни они участвовали в творческом процессе. Созданный однажды текст былины или сказки не оставался неизменным. В исполнении других людей он изменялся, переделывался. Каждое поколение вносило в произведения что-то новое. В устах различных исполнителей изменения были неодинаковы, поэтому возникали варианты одной песни, сказки. Но чтобы произведение получило распространение среди рода или племени, а затем среди отдельных социальных слоев или всего трудового народа, оно должно соответствовать их вкусам, выражать их мысли. Таким образом, фольклорные произведения являются коллективными по созданию, исполнению и по выраженным в них взглядам и представлениям.

Целью данной курсовой мы видим анализ школьных программ, разработка урока по изучению малых жанров фольклора.

Данная цель обуславливает  постановку следующих задач:

1) выявить идейно художественную специфику малых жанров;

2) определить классификацию малых  жанров фольклора;

3) анализ школьных программ по литературе;

4) обзор учебно-методической литературы;

5) разработка урока.

Предметом исследования данной работы мы определяем школьные учебники, методические программы.

Объектом исследования является малые жанры фольклора.

Актуальность исследования: Изучение малые жанров фольклора за последние несколько лет вызывают большой интерес. Большое количество ученых, учителей заинтересованы в их освоении, такие как Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан, И.Е. Карпухин, Г. А. Готовцева и многие другие.

Структура работы представляет собой введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Первая глава посвящена описанию  малых жанров фольклора, выяснение роли изучения малых жанров фольклора в школе. Во второй главе представлен разработанный конспект урока по литературе с изучением малых жанров фольклора. Заключение содержит основные выводы, отвечающие цели и задачам, сформулированным во Введении.

Методы и приемы:

1. Лекция: элементы беседы, работа над планом и записью  лекции, использование наглядности.

2. Беседа: постановка вопросов, анализ пословиц и поговорок.

 

I. Малые жанры фольклора.

1. Классификация малых жанров фольклора

Малые жанры фольклора  - это небольшие по размеру фольклорные произведения.

Существуют разные классификации  малых фольклорных жанров. Несколько из них мы осветим в этой главе.

К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры. Эти жанры в научной литературе называют паремии (от греч. paroimia - притча). [http://www.licey.net/lit/istok/zagadki]

Другие  считают, что в современной действительности активно бытуют малые формы фольклора: пословицы, поговорки, анекдоты, скороговорки, считалки.  [http://maryr10.narod.ru/p13aa1.html]

В. И. Даль относит к малым фольклорным жанрам скороговорки, чистоговорки, загадки, прибаутки, пустобайки, присловье, приговорки (устоговорки),  пословицы, поговорки. [Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор, 2003, с.141-143]

Карпухин И.Е. считает, что малыми фольклорными жанрами являются припевки, частушки, афористические жанры, загадки, пословицы, поговорки, приметы, прибаутки,  присловья, скороговорки,  каламбуры, благопожелания, проклятия. [Карпухин И.Е. Устное народное творчество, 2005, с. 120]

Костюхин Е.А. выделяет следующие  жанры: заговоры, пословицы, поговорки, загадки,  лирические песни.

Мы видим, что  большинство ученых относят к  малым жанрам фольклора пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, а  в остальном их мнения расходятся.

2. Идейно - художественная специфика малых жанров фольклора.

Малые жанры фольклора  — это небольшие по объёму фольклорные  произведения. В некоторых работах  встречается определение детский  фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью. [http://ru.wikipedia.org]

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что  указывает тот факт, что в нем  сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. [http://ru.wikipedia.org]

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,

 Поперек  толстунюшки,

 А в ручки  фатюнюшки,

 А в роток  говорок,

 А в головку  разумок.

Когда ребёнок начинает учиться  ходить, говорят:

Большие ноги

 Шли по  дороге:

 Топ, топ,  топ,

 Топ, топ,  топ.

 Маленькие  ножки

 Бежали по  дорожке:

 Топ, топ,  топ, топ,

 Топ, топ,  топ, топ!

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая  игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие  стишки и песенки позволяют в  игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. [http:// ru.wikipedia.org ]

Примеры: «Сорока»

Вариант 1.

 Сорока-ворона (водя пальчиком по ладошке)

 Сорока-ворона

 Деткам отдала.

(загибают пальчики)

 Этому дала

 Этому дала

 Этому дала

 Этому дала

 А этому  не дала:

 — Зачем  дров не пилил

 — Зачем  воду не носил![1]

 Вариант 2. (фигурирует  в мультфильме «Песенка мышонка»):

 Сорока-ворона

 Кашу варила,

 Деток кормила:

 Этому дала,

 Этому дала,

 Этому дала,

 А этому не дала

«Ладушки» (на ударных  слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

 А что  ели? Кашку!

 А что  пили? Бражку!

 Кашка масленька!

 Бражка сладенька!

(Бабушка добренька!)

 Попили, поели,  ш-у-у-у...

 Шуууу!!! (Домой)  Полетели!

 На головку сели! ("Ладушки" запели)

 Сели посидели,

 Дальше (Домой)  полетели!!!

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,

 Большая  голова,

 На колу  сидела,

 В стороны  глядела,

 Головой  вертела.

[Зуева Т.В., Кирдан Б. П., Русский фольклор, 2003, с. 144]

Заклички — один из видов  заклинательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления  крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. [http://festival.1september.ru]

Заклички представляют собой  обращение к солнцу, радуге, дождю  и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!

 Прилетите к нам,

 Принесите  нам лето теплое,

 Унесите  от нас зиму холодную.

 Нам холодная  зима надоскучила,

 Руки, ноги  отморозила.

Считалка — небольшой  стишок, форма жеребьёвки, с помощью  которого определяют, кто водит в  игре. Считалка — элемент игры, который  помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм. [http:// ru.wikipedia.org ]

Аты-баты, шли  солдаты,

 Аты-баты, на  базар.

 Аты-баты, что  купили?

 Аты-баты, самовар.

 Аты-баты, сколько  стоит?

 Аты-баты, три  рубля

 Аты-баты, он  какой?

 Аты-баты, золотой.

 Аты-баты, шли  солдаты,

 Аты-баты, на  базар.

 Аты-баты, что  купили?

 Аты-баты, самовар.

 Аты-баты, сколько  стоит?

 Аты-баты, три  рубля.

 Аты-баты, кто  выходит?

 Аты-баты, это  я!

Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные. [Зуева Т.В., Кирдан Б. П., Русский фольклор, 2003, с. 144]

Ехал грека  через реку.

 Видит грека:  в реке рак,

 Сунул грека  руку в реку -

 Рак за  руку грека — цап!

 Бык тупогуб,  тупогубенький бычок, у быка  губа бела была тупа.

 От топота  копыт пыль по полю летит.

Пословица — короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом. [Карпухин И.Е. Русское устное народное творчество, 2005, с. 120]

Например:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

 Пустая бочка  громче гремит.

 Не зная  броду, не суйся в воду.

За двумя  зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

 Краткость  — сестра таланта.

 Мал золотник, да дорог. [ http://chtoby.narod.ru/poslovpog/]

Поговорка — это устоявшаяся  фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется. [Карпухин И.Е. Русское устное народное творчество, 2005, с. 121]

 Поговорки употребляются  в предложениях для придания  яркой художественной окраски  фактам, вещам и ситуациям.

Примеры поговорок:

- «свинью подложить» (напакостить);

 - «медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред);

- «остаться с носом» (быть обманутым);

- «остаться у разбитого корыта» (потерять что-либо из-за глупого поведения);

 - «когда рак на горе свистнет» (никогда);

- «свадебный генерал» (важная персона, от которой нет фактического толку).[ http://chtoby.narod.ru/poslovpog/]

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она  даёт это определение в иносказательной, нарочито затемненной форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение. [Карпухин И.Е. Русское устное народное творчество, 2005, с. 123]

Роль загадок и прибауток  играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор

 Едет дедушка  Егор

 Он на  сивой на телеге,

 На скрипучем  на коне,

 Топорищем  подпоясан,

Информация о работе Изучение малых фольклорных жанров в школе