Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:09, курсовая работа
Целью данной курсовой мы видим анализ школьных программ, разработка урока по изучению малых жанров фольклора.
Данная цель обуславливает постановку следующих задач:
1) выявить идейно художественную специфику малых жанров;
2) определить классификацию малых жанров фольклора;
3) анализ школьных программ по литературе;
4) обзор учебно-методической литературы;
5) разработка урока.
ВВЕДЕНИЕ 2
I. МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА 4
1. КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА 4
2. ИДЕЙНО ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКА МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА. 5
II. ИЗУЧЕНИЕ МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА. 14
1. АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 14
2. ОБЗОР УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
3. РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ». 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги на распашку,
На босу ногу зипун.
Анекдот - небольшой устный шуточный рассказ с неожиданной и остроумной концовкой; фольклорный жанр, короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста. [Маслова Е., К истории анекдотической литературы XVIII в, 1928., т. 101] .
Чаще всего анекдоту свойственно
неожиданное смысловое
Примеры анекдотов:
1. Из школьного сочинения: В старину обезьяны ходили голыми, а когда наступил ледник, они покрылись волосами, и это помогло им стать людьми.
2. - Просто невероятно, что один человек может сделать столько ошибок! -сказала учительница Марату.
- Почему один?
Вдвоем с папой, — гордо отвечает Марат.
Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.
Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.[ http://ru.wikipedia.org/]
Нами были проанализированы три школьные программы: В.Я. Коровиной; А.Г. Кутузовой, В.В. Леденева, Е.С. Романичева, А.К. Киселев; Т.Ф. Курдюмова.
Во всех программах выделена специальная глава для изучения малых жанров фольклора, которая изучается в пятом классе. В последующих классах учащиеся изучают фольклор вместе с произведением какого-либо автора. Но в программе В.Я. Коровиной школьники знакомятся с малыми жанрами до седьмого класса.
В программе В.Я. Коровиной в пятом классе глава называется «Устное народное творчество». В ней рассматриваются такие малые жанры фольклора, как пестушки и потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки, загадки. В.Я. Коровина приводит следующее толкование каждого жанра: пестушки, потешки от слова «нянчить», «холить», «пестовать», «ходить» за кем-нибудь; закличка - обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам; приговорка - обращение к мыши, улитке, передразнивание птиц, слова, приговариваемые при скакании на одной ноге; считалки - игра, сопровождающаяся счетом; скороговорка - игра словом, некое соревнование, веселье; загадки в народной речи означают «задумывать», «замышлять», «предлагать» что-либо, неизвестное для решения. [Литература. 5 кл./ Авт.-сост. В. Я. Коровина и др., 2002, с.9]
В шестом и седьмом классах углубленно изучаются пословицы и поговорки.
В программе А.Г. Кутузовой глава получила название «Детский фольклор». Рассматриваются следующие жанры: загадки, считалки. Автор учебника дает такие толкования малым жанрам: загадки - маленькое произведение, которое, чаще всего, строится с помощью приемов сравнения, олицетворения; считалка - игра, построенная на счете. [В мире литературы.5 кл./Авт.-сост. А.Г. Кутузова и др., 1997, с. 12-19]
Дальше ребята изучают малые жанры в произведениях различных авторов.
В программе Т.Ф. Курдюмовой глава называется «Малые жанры фольклора». В ней рассматривается самое понятие «малые жанры фольклора». Для изучения школьникам предлагаются песни (частушки), считалки, анекдоты, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы - это краткие изречения, в которых выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости. Поговорка - меткое народное выражение, краткое по форме, острое по мысли. Загадки - это поэтическое описание какого-либо предмета, явления, живого существа, которое нарочно усложнено для того, чтобы испытать сообразительность человека, но и помочь ему увидеть необычное в обычном, поэзию в том, к чему мы давно привыкли. Анекдоты - короткий устный рассказ с остроумной концовкой. Песни - стихотворные произведения, предназначенные для пения. Частушки - короткая рифмованная песенка, исполняемая в быстром темпе. [Литератур. 5 кл./ Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, 2003, с. 57-72]
В последующих классах учащиеся изучают малый фольклор в контексте разных произведения.
Во всех программах
представлены для изучения малые
жанры фольклора. Наиболее полно
они рассматриваются в
2. Обзор учебно-методической литературы.
В книге Никитина М.А. («Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников») освещаются вопросы эстетического и нравственного воспитания школьников средствами фольклора. Автор подробно останавливается на пословицах и поговорках, загадках, народных песнях, которые изучаются в школе, на конкретных примерах из опыта лучших учителей г. Могилева и показывает, как надо преподносить учащимся малые жанры фольклора.
В издании М.А. Красновой («Русский фольклор») рассматриваются такие малые жанры, как пословица и поговорка. Данная книга создана в помощь учителю. В ней дается примерный план урока, на котором школьники будут рассматривать данные жанры. А также примеры пословиц и поговорок.
В пособии В.Я. Коровиной («Фольклор и литература») предлагается новый курс, который поможет повторить материал школьникам, знакомый им по средним классам, затем рассмотреть важные аспекты собирания и изучения фольклора, его проникновение в литературу разных веков, взаимовлияние литературы и фольклора. Автор дает для изучения произведения знаменитых авторов: Салтыкова-Щедрина, Пушкина, Есенина, Бунина и многих других, в которых находят отражение жанры малого фольклора.
Авторы методических пособий помогают учителю правильно преподносить школьнику материал, разработать урок, связанный с малыми жанрами фольклора и дает список литературы, который также поможет учителю разработать урок.
Класс: 6.
Цели урока:
- обучающая: обучение умению анализировать смысл пословиц и поговорок;
- развивающая: развитие речи учащихся;
- воспитательная: воспитание любви к Родине, к природе, своей семье, пропагандирование здорового образа жизни.
Тип урока: комбинированный.
Словарная работа: лаконизм, афористичность, совершенство формы.
Оборудование: оформленные на доске пословицы и высказывания писателей.
Ход урока
А что за роскошь, что за смысл,
какой толк в каждой поговорке
нашей! Что за золото!
А. С. Пушкин.
I. Знакомство с жанром пословиц и поговорок.
1. Вводная беседа.
Пословицы – это золотые россыпи в нашем языке.
Жизнь человека протекает
среди огромного числа
Поговорка ярко называет, рисует какое-то явление, например: « Гол как сокол», « Как сыр в масле катается», « Надулся, как мышь на крупу», « Мягко стелет, да жёстко спать», « Нашла коса на камень».
Пословица же высказывает в связи с жизненной ситуацией некое суждение, мораль: « Любишь кататься – люби и саночки возить», « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», « Нет дыма без огня», « Худой мир лучше доброй ссоры».
Пословицы и поговорки способны так ёмко обозначать явления окружающего мира потому, что они применимы не к одному случаю, а ко всем подобным событиям.
« Яблоко от яблони недалеко падает»,- говорят и про конкретного человека, подражающего своим родителям или наставникам, и про всех людей, чей характер схож с родительским.
Ёмкость народной пословицы, в
каждой из которых скрыт
Пословицы хранят народные
представления о вреде и
Ребята, давайте вспомним пословицы,
которые вы употребляете в
своей речи. Какие пословицы и
поговорки вы слышите от
( в школе, дома)?
2. Чтение и обсуждение пословиц о пословицах.
Прочитайте пословицы. Попробуйте растолковать (объяснить) пословицу.
« От пословицы не уйдёшь».
« Пословица не даром молвится».
« Пословица ввек не сломится».
« Глупая речь – не пословица».
« Красна речь пословицей».
3. Обсуждение высказываний о пословицах.
Что хотели донести до нас писатели и поэты?
« Вот как хорошо сочиняют мужики. Всё просто, слов мало, а чувства много»
« Кто придумал их так складно…»
А. Пушкин
Что восхищало в пословицах русских писателей?
4. Запись в тетради:
ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора,
афористически сжатое, образное, грамматически
и логически законченное
ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла («Семь пятниц на неделе», «Положить зубы на полку»).
II. Работа
с пословицами разных
Пословиц очень много. Уже в 1500 году Эразм Роттердамский составил сборник античных изречений и пословиц. С конца XVII века начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Начало изучению этого пласта народного творчества положил М.В.Ломоносов. В.Даль, современник А.Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки.
Ребята, прочитайте и прокомментируйте, пожалуйста, те пословицы и поговорки, которые вы приготовили к уроку.
1. Работа по группам.
1-ая группа: пословицы о Родине.
Каждый человек – рано или поздно, осознаёт он это или нет – необходимо связан со своим Отечеством. Жизнь и судьба человека в известной мере зависят от судьбы Отечества, которое накладывает определённый отпечаток на формирование её гражданских черт. Отечество – социальная система, к которой личность принадлежит по рождению. Наша родина – Россия. Ею по праву всегда гордились наши предки, о чём говорят следующие пословицы:
1) «Всякому мила своя сторона»;
2) «Велика святорусская земля, а везде солнышко»;
3) «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине»;
4) «На чужой стороне и весна не красна»;
5) «На чужой стороне и сокола зовут вороной»;
6) «С родной земли – умри, не сходи!» и другие пословицы;
7) «Кто за Родину горой, тот истинный герой»;
8) «На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»;
9) «На чужой стороне Родина милей вдвойне»;
10) «Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа»;
11) «Береги Родину, как зеницу ока»;
12) «Жить – Родине служить».
Да, мы любим свою Родину за её славное прошлое, за то, что она неоднократно в борьбе с многочисленными захватчиками отстаивала свою независимость, за то, что она предоставляет всем нациям страны равные права, за то, что это наше прошлое и будущее, за её величавую и разнообразную природу; за её героический и трудолюбивый народ. Чувство национального достоинства предполагает ответственность за судьбу народа, складывающуюся веками. Быть достойным сыном своего народа – значит достойно представлять свой народ среди других народов.
2-ая группа: о природе
1) «Лес и воды – краса природы»;
2) «Лес да растения – зверю спасение»;
3) «В сильный ветер в лесу тихо, а в поле лихо»;
4) «Враг природы тот, кто лес не бережёт»;
5) «Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади»;
Информация о работе Изучение малых фольклорных жанров в школе