Изучение малых фольклорных жанров в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой мы видим анализ школьных программ, разработка урока по изучению малых жанров фольклора.
Данная цель обуславливает постановку следующих задач:
1) выявить идейно художественную специфику малых жанров;
2) определить классификацию малых жанров фольклора;
3) анализ школьных программ по литературе;
4) обзор учебно-методической литературы;
5) разработка урока.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
I. МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА 4
1. КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА 4
2. ИДЕЙНО ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКА МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА. 5
II. ИЗУЧЕНИЕ МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА. 14
1. АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 14
2. ОБЗОР УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
3. РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ». 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Одоевой Ирины.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

 Ремень за  пояс заткнут,

 Сапоги на  распашку,

 На босу  ногу зипун.

Анекдот - небольшой устный шуточный рассказ с неожиданной  и остроумной концовкой; фольклорный жанр, короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста. [Маслова Е., К истории анекдотической литературы XVIII в, 1928., т. 101] .

Чаще всего анекдоту свойственно  неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает  смех. Анекдот может быть не смешным. Это может быть игра слов, разные значения слов, современные ассоциации, требующие дополнительных знаний: социальных, литературных, исторических, географических и т. д. Анекдоты охватывают практически все сферы человеческой деятельности. Существуют анекдоты о семейной жизни, политике. В большинстве случаев авторы анекдотов неизвестны.

Примеры анекдотов:

1. Из школьного сочинения: В старину обезьяны ходили голыми, а когда наступил ледник, они покрылись волосами, и это помогло им стать людьми.

2. - Просто невероятно, что один человек может сделать столько ошибок! -сказала учительница Марату.

- Почему один?

 Вдвоем с  папой, — гордо отвечает Марат.

Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.[ http://ru.wikipedia.org/]

II. Изучение малых жанров фольклора.

1. Анализ школьных программ по  литературе.

Нами были проанализированы три школьные программы: В.Я. Коровиной; А.Г. Кутузовой, В.В. Леденева, Е.С. Романичева, А.К. Киселев; Т.Ф. Курдюмова.

Во всех программах выделена специальная глава для  изучения малых жанров фольклора, которая изучается в пятом классе. В последующих классах учащиеся изучают фольклор вместе с произведением какого-либо автора. Но в программе В.Я. Коровиной школьники знакомятся с малыми жанрами до седьмого класса.

В программе  В.Я. Коровиной в пятом классе глава называется «Устное народное творчество». В ней рассматриваются такие малые жанры фольклора, как пестушки и потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки, загадки. В.Я. Коровина приводит следующее толкование каждого жанра: пестушки, потешки от слова «нянчить», «холить», «пестовать», «ходить» за кем-нибудь; закличка - обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам; приговорка - обращение к мыши, улитке, передразнивание птиц, слова, приговариваемые при скакании на одной ноге; считалки - игра, сопровождающаяся счетом; скороговорка - игра словом, некое соревнование, веселье; загадки  в народной речи означают «задумывать», «замышлять», «предлагать» что-либо, неизвестное для решения. [Литература. 5 кл./ Авт.-сост. В. Я. Коровина и др., 2002, с.9]

В шестом и седьмом классах  углубленно изучаются  пословицы  и поговорки.

В программе  А.Г. Кутузовой глава получила название «Детский фольклор».  Рассматриваются следующие жанры: загадки, считалки. Автор учебника дает такие толкования малым жанрам: загадки - маленькое произведение, которое, чаще всего, строится с помощью приемов сравнения, олицетворения; считалка - игра, построенная на счете. [В мире литературы.5 кл./Авт.-сост. А.Г. Кутузова и др., 1997, с. 12-19]

Дальше ребята изучают  малые жанры в произведениях  различных авторов.

В программе Т.Ф. Курдюмовой глава называется «Малые жанры фольклора». В ней рассматривается самое понятие «малые жанры фольклора». Для изучения школьникам предлагаются песни (частушки), считалки, анекдоты, загадки, пословицы и поговорки.  Пословицы - это краткие изречения, в которых выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости. Поговорка - меткое народное выражение, краткое по форме, острое по мысли. Загадки - это поэтическое описание какого-либо предмета, явления, живого существа, которое нарочно усложнено для того, чтобы испытать сообразительность человека, но и помочь ему увидеть необычное в обычном, поэзию в том, к чему мы давно привыкли. Анекдоты - короткий устный рассказ с остроумной концовкой.  Песни - стихотворные произведения, предназначенные для пения. Частушки - короткая рифмованная песенка, исполняемая в быстром темпе. [Литератур. 5 кл./ Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, 2003, с. 57-72]

В последующих классах  учащиеся изучают малый фольклор в контексте разных произведения.

Во всех программах представлены для изучения малые  жанры фольклора.  Наиболее полно  они рассматриваются в программе  Курдюмовой. В ее учебнике дается толкование понятию «малые жанры фольклора», его разновидностям. Также именно в ее учебнике рассматриваются пословицы и поговорки не в контексте произведений. Для школьников очень важно изучать такие жанры. Они активно обогащают нашу речь.

 

2. Обзор учебно-методической литературы.

В книге Никитина М.А. («Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников») освещаются вопросы эстетического и нравственного воспитания школьников средствами фольклора. Автор подробно  останавливается на пословицах и поговорках, загадках, народных песнях, которые изучаются в школе, на конкретных примерах из опыта  лучших учителей  г. Могилева и показывает, как надо преподносить учащимся малые жанры фольклора.

  В издании М.А. Красновой («Русский фольклор») рассматриваются такие малые жанры, как пословица и поговорка.  Данная книга создана в помощь учителю. В ней дается примерный  план урока, на котором школьники будут рассматривать данные жанры. А также примеры пословиц и поговорок.

В пособии В.Я. Коровиной («Фольклор и литература»)  предлагается новый курс, который поможет повторить материал школьникам, знакомый им по средним классам, затем рассмотреть важные аспекты собирания и изучения фольклора, его проникновение в литературу разных веков, взаимовлияние литературы и фольклора. Автор дает для изучения произведения знаменитых авторов: Салтыкова-Щедрина,  Пушкина, Есенина, Бунина и многих других, в которых находят отражение жанры малого фольклора.

Авторы методических пособий  помогают учителю правильно преподносить школьнику материал,  разработать урок, связанный с малыми жанрами фольклора и дает список литературы, который также поможет учителю разработать урок.

3.  Разработка урока по теме  «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки».

Класс: 6.

Цели  урока:

- обучающая: обучение умению анализировать смысл пословиц и поговорок;

- развивающая: развитие речи учащихся;

- воспитательная: воспитание любви к Родине, к природе, своей семье, пропагандирование здорового образа жизни.

Тип урока: комбинированный.

 Словарная  работа: лаконизм, афористичность, совершенство формы.

Оборудование: оформленные на доске пословицы и высказывания писателей.

Ход урока

А что за роскошь, что за смысл,

какой толк в  каждой поговорке

нашей! Что за золото!

А. С. Пушкин.

I. Знакомство с жанром пословиц и поговорок.

1.    Вводная беседа.

   Пословицы – это золотые россыпи в нашем языке.

Жизнь человека протекает  среди огромного числа новостей, событий и происшествий. Объять отдельным  человеческим разумом всё происходящее практически невозможно. Народная культура создала особые устные механизмы памяти. Опыт многих поколений передавался в форме кратких изречений – пословиц и поговорок. Они широко используются в каждодневной речи. Возникают они в уме внезапно, к слову, и позволяют яснее высказать свою мысль.

         Поговорка ярко называет, рисует  какое-то явление, например: «  Гол как сокол», « Как сыр  в масле катается», « Надулся,  как мышь на крупу», « Мягко  стелет, да жёстко спать», « Нашла  коса на камень».

         Пословица же высказывает в связи  с жизненной ситуацией некое суждение, мораль: « Любишь кататься – люби и саночки возить», « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», « Нет дыма без огня», « Худой мир лучше доброй ссоры».

         Пословицы и поговорки способны так ёмко обозначать явления окружающего мира потому, что они применимы не к одному случаю, а ко всем подобным событиям.

« Яблоко от яблони недалеко падает»,- говорят и про конкретного  человека, подражающего своим родителям  или наставникам, и про всех людей, чей характер схож с родительским.

         Ёмкость народной пословицы, в  каждой из которых скрыт потенциальный  сюжет для целой драмы, использовал  А. Н. Островский, поместивший  фольклорные изречения в заглавия  своих пьес: « Не было ни  гроша, да вдруг алтын», « Бедность не порок», « Свои люди – сочтёмся»…

Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. О душевной красоте  и уродливости в виде кратких  изречений. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни. Они порицают лень, невежество и другие  отрицательные качества человека. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.

         Ребята, давайте вспомним пословицы,  которые вы употребляете в  своей речи. Какие пословицы и  поговорки вы слышите от окружающих  вас людей

( в школе,  дома)?

2.     Чтение и обсуждение пословиц о пословицах.

Прочитайте  пословицы. Попробуйте растолковать (объяснить) пословицу.

« От пословицы  не уйдёшь».

« Пословица  не даром молвится».

« Пословица  ввек не сломится».

« Глупая речь –  не пословица».

« Красна речь пословицей».

3.     Обсуждение высказываний о пословицах.

Что хотели донести  до нас писатели и поэты?

« Вот как  хорошо сочиняют мужики. Всё просто, слов мало, а чувства много»

                                                             Л. Толстой

« Кто придумал их так складно…»

                       А. Пушкин

    Что  восхищало в пословицах русских писателей?

4.     Запись в тетради:

ПОСЛОВИЦА -  жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически  и логически законченное изречение  с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»).

ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла («Семь пятниц на неделе», «Положить зубы на полку»).

II. Работа  с пословицами разных тематических  групп.

Пословиц очень много. Уже в 1500 году Эразм Роттердамский составил сборник античных изречений и пословиц. С конца XVII века начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Начало изучению этого пласта народного творчества положил М.В.Ломоносов. В.Даль, современник А.Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки.

Ребята, прочитайте и прокомментируйте, пожалуйста, те пословицы и поговорки, которые вы приготовили к уроку.

1.    Работа по группам.

1-ая  группа: пословицы о Родине.

Каждый человек – рано или поздно, осознаёт он это или нет – необходимо связан со своим Отечеством. Жизнь и судьба человека в известной мере зависят от судьбы Отечества, которое накладывает определённый отпечаток на формирование её гражданских черт. Отечество – социальная система, к которой личность принадлежит по рождению. Наша родина – Россия. Ею по праву всегда гордились наши предки, о чём говорят следующие пословицы:

1) «Всякому мила  своя сторона»;

2) «Велика святорусская земля, а везде солнышко»;

3) «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине»;

4) «На чужой стороне и весна не красна»;

5) «На чужой стороне и сокола зовут вороной»;

6) «С родной земли – умри, не сходи!» и другие пословицы;

7) «Кто за Родину горой, тот истинный герой»;

8) «На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»;

9) «На чужой стороне Родина милей вдвойне»;

10) «Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа»;

11) «Береги Родину, как зеницу ока»;

12) «Жить – Родине служить».

Да, мы любим свою Родину за её славное прошлое, за то, что она неоднократно в борьбе с многочисленными захватчиками отстаивала свою независимость, за то, что она предоставляет всем нациям страны равные права, за то, что это наше прошлое и будущее, за её величавую и разнообразную природу; за её героический и трудолюбивый народ. Чувство национального достоинства предполагает ответственность за судьбу народа, складывающуюся веками. Быть достойным сыном своего народа – значит достойно представлять свой народ среди других народов.

2-ая  группа: о природе

1) «Лес и воды – краса природы»;

2)  «Лес да растения – зверю спасение»;

3) «В сильный ветер в лесу тихо, а в поле лихо»;

4) «Враг природы тот, кто лес не бережёт»;

5) «Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади»;

Информация о работе Изучение малых фольклорных жанров в школе