Изучение малых фольклорных жанров в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой мы видим анализ школьных программ, разработка урока по изучению малых жанров фольклора.
Данная цель обуславливает постановку следующих задач:
1) выявить идейно художественную специфику малых жанров;
2) определить классификацию малых жанров фольклора;
3) анализ школьных программ по литературе;
4) обзор учебно-методической литературы;
5) разработка урока.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
I. МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА 4
1. КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА 4
2. ИДЕЙНО ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКА МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА. 5
II. ИЗУЧЕНИЕ МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА. 14
1. АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 14
2. ОБЗОР УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
3. РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ». 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Одоевой Ирины.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

6) «Сажай лес в поле – будет хлеба боле»;

7) «Сломить дерево – секунда, а вырастить – года»;

8) «Зелёный наряд радует взгляд»; 

9) «Растенье – берегам спасенье»;

10) «Лес и вода – брат и сестра».

Поговорим о красоте природы. « Красота – это радость  нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника – увидел  и, изумленный, пошел по земле, создав новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее» - так писал В. А. Сухомлинский.

 Первый снег, первая  капель, первый дождь и первая  гроза, первые листочки - ничто  не должно пройти мимо нашего  внимания. Пусть каждый обнаружит  в природе что-нибудь важное  для себя. А все остальные порадуются  вместе с ним его открытию.

3 –ая   группа: о здоровом образе жизни

Все мы разные, у каждого  из нас своя жизнь, со своими интересами, проблемами, планами. Но объединяет нас  одно общее желание – все мы хотим быть счастливыми. Вряд ли какой-нибудь мудрец сумеет дать рецепт счастья, да и мало кто из нас любит чужие советы, предпочитая свой путь проб и ошибок. Да и понятие счастья у каждого своё. Но сколько бы ни спорили о том, что такое счастье, без всякого сомнения, все бы согласились, что быть здоровым человеком - это уже счастье. Походы в лес, на речку, костры на берегу моря, занятия спортом, увлечение любимой работой, любимым делом – так много  всего интересного на свете. Стоит ли драгоценные годы, дни, минуты тратит на вредные, а порой очень опасные привычки

         Курение, пьянство – уродливые привычки. Они разрушают важнейшие системы человеческого организма. Представление о пьянстве как обычае русских, мягко говоря, преувеличено. На Руси существовали строгие традиции винопития. Пиво, брага, медовуха – вот что пили наши предки, причём крепость этих напитков не превышала 15 градусов. Пить алкогольные напитки  было принято лишь по определённым праздникам. Использование алкоголя молодыми людьми осуждалось, пьяниц подвергали публичной порке.

         Табак, родиной которого является Америка, попал в Старый Свет не менее 500 лет назад. В России  в XV веке уличённых в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – отрезали нос или уши.  Курение было признано причиной пожара в Москве в 1634 году, после чего курить запретили под страхом смертной казни. В XVII веке жестоко наказывались и курильщики ( их пытали и били кнутом), и торговцы табаком (их пороли и ссылали в дальние города).

         О том, что наши предки ценили  здоровье, здоровый образ жизни  говорят и пословицы.

1) «Здоровье дороже богатства»;

2) «Ум да здоровье всего дороже»;

3) «В здоровом теле здоровый дух»;

4) «Чистая вода для хвори беда»;

5) «Холода не бойся, по пояс мойся»;

6) «Курить – здоровью вредить»;

7) «Здоровье сгубишь – новое не купишь»;

8) «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял»;

9) «Смолоду закалишься, на весь век пригодится»;

10) «Захворать – один день, а поправляться семь недель».

4- ая  группа: о семье 

Человек – связующее, по меньшей мере, трёх столетий. В том столетии жили дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии мы живём со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши внуки со своими родителями и детьми. Они нас будут помнить.

Семья – вот что близко и понятно каждому человеку. В  семье ребёнок получает первые жизненные  ориентиры, первые убеждения и первые мировоззренческие взгляды, которые  зависят, конечно, от господствующей в  ней духовной и культурной атмосферы. Многое зависит от отношений, которые складываются в семье, они во многом определяют будущее ребёнка. Счастлив тот, у кого есть  мама и папа,  бабушка и дедушка, братья и сёстры. Ведь кто лучше бабушки неторопливо и задушевно поведает внуку или внучке о добром Иванушке, злом Кощее, о трудолюбивой Золушке…Не забудутся эти сказки, если нет-нет и скажет бабушка: « Ты у меня такая же трудолюбивая, как Золушка, находчивая, как Алёнушка, красивая, как Василиса». Счастливы мать и отец, которым о ребёнке говорят: « Само добро», « Доброго человека вырастили». Это не просто похвала родителям, а дань искреннего уважения к их ребёнку. Добро и доброта всегда высоко ценились и ценятся у каждого народа, так же, как добрые семейные отношения.

Пословицы:

1) «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»;

2) «Слава сыну – отцу отрада»;

3) «Отец и мать – священные слова»;

4) «Всё купишь, только отца с матерью не купишь»;

5) «При солнышке тепло, а при матери добро»;

6) «Роднее матери родни нет»;

7)«Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает да скоро растает»;

8) «Птица рада весне, а дитя – матери»;

9) «Ближе матери друга нет»;

10) «Материнская ласка конца не имеет»;

11) «Ссора в семье до первого взгляда»;

12) «На что и клад, когда в семье лад».

Как красиво, как точно! Ведь семья – это островок понимания, любви, тепла и надёжности. Здесь мы черпаем силы, обретаем уверенность, перенимаем сомнения, находим прощение своих ошибок…

         Погляди на пришедших с работы  родителей, как они устали, как  их мучают проблемы. Улыбнись  им, позволь получить тепло и ласку твоего сердца. Не конфликтуй с родителями, помни: никто не поймёт тебя лучше них, ведь они дали тебе самое ценное – жизнь. Люби и уважай их. А бабушек и дедушек, живущих твоими приездами, ты должен всеми силами поддерживать и помогать им. Помни, как не страшно, но люди уходят с Земли. А вместе с ними уходят и все обиды и огорчения, причиненные им тобой. Задумайся о себе и о своих родных!

5 –ая  группа: о времени

 В одной из философских  повестей знаменитого Вольтера  « Задиг, или Судьба» великий маг задаёт вопросы главному герою. Первым был такой вопрос: « Что на свете всего длиннее и всего короче, всего быстрее и всего медленнее, что легче всего делится на величины бесконечно малые и достигает величин бесконечно больших, чем больше всего пренебрегают и о чём больше всего жалеют, без чего нельзя ничего совершить, что пожирает всё ничтожное и воскрешает всё великое?» Немного времени потребовалось Задигу, чтобы ответить на этот вопрос. Наверное, догадались и вы, что имел в виду великий маг.

         Выслушаем ответ и  Задига, который сказал, что в загадке  говорится о времени. « Потому  что, - добавил он, - на свете нет  ничего более длинного, ибо оно  мера вечности, и нет ничего  более короткого, ибо его не  хватает на исполнение наших намерений; нет ничего медленнее для оживающего, ничего быстрее для вкушающего наслаждение; оно достигает бесконечности в великом и бесконечно делится в малом; люди пренебрегают им, а потеряв – жалеют; всё совершается во времени; оно уничтожает недостойное в памяти потомства и дарует бессмертие великому».

         Есть вещи, о которых мы говорим   часто, которые хорошо знаем,  но которые ни разу не видели, не трогали руками. Воздух, например, - он невидим, и вы его никак  не ухватите руками. Но без  него нам просто не прожить! Так и время! Оно невидимо, без запаха, без цвета. И руками его не потрогаешь. И спрятать не сумеешь и другу не подаришь! А потерять можно! А неуловимое время очень дорого стоит. Ведь впустую утёкшее время уже никак не воротишь. Время – самый высокий арбитр всех наших дел. И ещё, заметьте, все мы одинаково, без исключения, подчиняемся диктату часовых стрелок. Время – это, наверное, единственное, что неподкупно и беспристрастно. Поэтому в народе говорят:

1) «Время – лучший судья»;

2) «Время рассудит»;

3) «Время дороже денег»;

4) «Упустишь минуту – потеряешь часы»;

5) «Знай минутам цену, секундам счёт»;

6) «На час отстанешь, за день не догонишь»;

7) «Уходит день – не привяжешь за плетень»;

8) «Время не птица – за хвост не поймаешь»;

9) «Года  как вода: пройдут – не увидишь».

2.    Игра на внимание

Ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых записана вторая часть пословицы. Я буду читать первую часть пословицы, а у кого вторая часть, тот её закончит. Будьте внимательны!

«Всякому мила….»                                                                         (своя сторона)

 

«Охранять природу  – значит…»                                             (охранять Родину)

 

  «Вся семья вместе…»                                                                   (душа на месте)

 

 «Кто вчера солгал….»                                                (тому и завтра не поверят)

 

 «Дерево ценят по плодам…                                               (а человека по делам)

III. Заключение.

Пословицы и поговорки входят в народную культуру как чистейший и драгоценнейший родник народной мудрости. Они глубоко уходят в историю своими корнями. Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая их часть связана с отношением к труду, Родине, к родителям, друзьям, природе, к здоровью, здоровому образу жизни… Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать их с раннего возраста, воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму.  Пословицы и поговорки всегда были своеобразным путеводителем по жизни, которым руководствовались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своей воспитательной значимости для нравственного воспитания и сегодня.

   Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы   приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.

VI. Домашнее  задание:

Написать сочинение по понравившейся вам пословице.

 

 

 

Заключение

В результате работы над курсовой мы сделали вывод, что в школе изучают пословицы, поговорки, загадки, частушки, потешки, скороговорки. Эти малые фольклорные жанры развивают интерес к литературе, родному слову.

Изучение фольклора  влияет на духовное становление личности ребенка, приобщает школьников к  сокровищам литературы, обогащает речь, расширяет кругозор.

Загадки развивают  у детей мышление, память, воображение, дети лучше узнают историю.

Историческая  ценность фольклора в том, что  он является духовной биографией трудового  народа.

Приобщая учеников к родному эпосу, учитель должен воспитывать у них любовь к Родине, к ее бессмертному поэту - народу, любовь к прекрасному, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

В данной курсовой мы проанализировали три программы по литературе: В.Я. Коровиной; А.Г. Кутузовой, В.В. Леденева, Е.С. Романичева, А.К. Киселев; Т.Ф. Курдюмова.

Наиболее полно изучаются жанры малого фольклора в программе В. Я. Коровиной.

Нами был  разработан урок для 6 класса с игровыми элементами для наилучшего усвоения темы.

Перспективы нашего исследования связаны с расширением материала, что позволит уточнить и конкретизировать предварительные выводы.

Список  использованной  литературы

1. Борисова А. И. Особенности изучения малых форм фольклора в 5 кл. якутской школы. URL: http://www.dissercat.com/content/osobennosti-izucheniya-malykh-form-folklora-v-5-klasse-yakutskoi-shkoly.html

2. Булыгина Н. В. Русский фольклор на уроках литературы. URL: http://prechistliteratura.narod.ru/p4aa1.html

3. В мире литературы. 5 кл.: учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений. В 2 ч. Ч.1 /авт.-сост. А. Г. Кутузов, В. В. Леденева, Е. С. Романичева,  А. К. Киселев. - М.: Дрофа,1997 - 224с.

4. Готовцев Г. А. Мифология и фольклор: Программа и методические рекомендации  - М.: МП «Новая школа», 1993 - 93 с.

5. Гурина И. Малые жанры фольклора. URL: http://ru.wikipedia.org

Литература. 5 кл. учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2002 - 254 с.

 6. Литература. 5 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1/авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова. - 5-е изд., стереотип - М.: Дрофа, 2003 - 288 с.

7. Литература. 6 кл. учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч.1/ авт.-сост. В. П. Полухина- 10-е изд.- М.: Просвещение, 2003 - 302 с.

 8. Литература. 7 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч.1 /авт.-сост. В. Я. Коровина- 10-е изд. дораб.-М.: Просвещение, 2003 - 270 с.

9. Литература. 7 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1/авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова- 5-е изд. стереотип - М.: Дрофа, 2003 - 480с.

10. Литература. 8 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1/Авт.-сост. В. Я. Коровина - 2-е изд. дораб.-М.: Просвещение,2003 - 352с.

Информация о работе Изучение малых фольклорных жанров в школе