Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 17:50, курсовая работа
Цель работы: Изучить понятие «концепт» в теоретическом аспекте и вы¬рабо¬тать исходные теоретические установки для дальнейшего исследования.
Задачи работы: 1) изучить научную литературу по теме и сделать ее краткий обзор; 2) уточнить понятие «концепт» и показать его сходство со смежными понятиями и отличия от них; 3) собрать максимально возможный фактиче¬ский материал и осветить систему лексических номинаций, реали¬зующих значение концепта «душа».
Введение 3
Глава 1. Понятие концепт в теоретическом аспекте. 5
1. 1. Взгляды ученых на понятие «концепт». 9
1.2. Концепт в соотношении со словом и значением. 13
Глава 2. Представление концепта «душа» в лексической системе русского языка. 15
Краткие выводы 20
Литература 22
Характерно, что концепты "душа" и "дух", являющиеся в русском языке изомотивированными, однокоренными, в чем прослеживается их понятийная, смысловая, эмоционально-образная изоморфность и синментальность, а иногда и тождественность, генетически восходят к разным корням в греческом и латинском языках: дух - pneuma, душа - psyche (в греч.); дух - spiritus, душа - anima (в лат.) Исторические судьбы этих феноменов в языке и философии, естественно, оказались не совсем идентичными в самих греческом и латинском языках.
В словаре В. Даля даны следующие дефиниции, запечатлевшие когнитивно-психологические и эмоционально-онтологические корреляции, присущие русскому национальному сознанию (и самосознанию): "Дух - бестелесное существо, обитатель не вещественного, а существенного мира, бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремление к небесному" [3, с. 503].
"Душа - бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею, в общем значении человек, с духом и телом. Душа также душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство, напр. Душа есть бесплотное тело духа, в этом значении дух выше души" [3, c. 504].
Примечательно, что к словарной статье "Душа" в этом словаре дано примечание: "Дух и душа отделены здесь в разные статьи только для удобства приискания производных" (там же).
Современные
русские словари фиксируют
В словаре С. И. Ожегова дух - это: "Сознание, мышление, психические способности, начало, определяющее поведение, действия". Душа - это: "Внутренний, психический мир человека, его сознание". Это также: "в религиозных представлениях сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти"… В таком осмыслении суперконцепты душа и дух являются практически эквивалентными: дух - "в религии и мифологии: бесплотное сверхъествественное существо"[9, с 178-179].
Как видно из приведенных примеров, отмечается некоторая амбивалентность, нечеткость и размытость репрезентации сущностных признаков в дефинициях рассматриваемых лексем. Лексикографическое сознание, стремясь к унификации и однотипности толкований однотипных языковых единиц, не учитывает аспект речевой реализации и связанных с этим личностных ассоциативно-образных трансформаций и специфики представленности концептов "дух" и "душа" в целостной языковой картине мира народа и личности.
Функционирование каждой из данных лексем (и их производных) в художественном дискурсе характеризуется особым стилистическим ракурсом, многозначностью и неопределенностью семантических границ, наличием специфического коннотативно-ассоциативного шлейфа, что в целом отражает индивидуально-авторскую специфику художественного видения мира, каждый раз создающего особую концептуально-семантическую модель (модуль) суперконцепта "душа".
"Образ души" у различных авторов приобретает специфические психолого-эмоциональные и семантические очертания. Как уже отмечалось, этот суперконцепт трудно дифференцировать и однозначно (для реципиента) дефинировать в силу семантико-когнитивной многогранности, неопределенности его текстовой (речевой) субстанциональности:
1) это нечто живое, находящееся, подобно сердцу, внутри человека:
- «Душа, душа болит, - разгадала и сказала княжна Марья..- Все мысли! О тебе… мысли… - потом выговорил он.» (Л. Толстой, Война и мир);
- «Меня-то не обижают, а у меня за всех сердце болит: за тебя, за брата, за всех».(Островский, Грех да беда на кого не живет);
- «Скорбную душу помилуй, Господи»" (А. Блок); [17, c. 33]
- «Тебе бы все душить, да резать. Что ты за богатырь? Поглядеть, так в чем душа держится. Сам в могилу смотришь, а других губишь.» (Пушкин, Капитанская дочка);
- «Брюллов сейчас от меня. Едет в Петербург скрепя сердце; боится климата и неволи. Я стараюсь его утешить и ободрить; а между тем у меня у самого душа в пятки уходит, как вспомню, что я журналист.» (Пушкин, Письмо Н.Н. Пушкиной, 18 мая 1836); [16, c. 150]
- «Но устают глаза, болит душа от насыщенья светом и покоем» (Л. Якушева);
- «Странно вспомнить: душа тосковала, / Задыхалась в предсмертном бреду» (А Ахматова);
- «Помолись о нищей, о потерянной, / О моей живой душе.» (А. Ахматова);
- «Исцелил мне душу царь небесный /Ледяным покоем нелюбви» (А Ахматова);
- «Царь хватил его жезлом По лбу; тот упал ничком Да и дух вон.» (Пушкин, Сказка о золотом петушке);
- «Вот напугала. Даже дух занялся. Ты бы хоть голос подала». (С. Антонов, Лена). [16, c.150]
2)
Олицетворение человека во
- «В угоду вам или хозяину, за его ужин, не стану восхищаться тем, что никуда не годится. Это заячьи души способны так поступать.» (Гончаров, Литературный вечер);
- «Нет, против немцев особого страху не видать. У кого заячья душа, тот, понятно, и свою тень увидит – без памяти шуганет в кусты.» (А. Бубеннов, Белая береза);
- «Александр Данилович вдруг рассердился: - Две тысячи рублев отпустил им на все работы! Ах, чернильные души, ах, постники, грибоеды! Да наплевал я на дьяков, на подъячих, на все Приказы, - в Москве над полушкой трясутся, бумагу переводят.» (Л. Толстой, Петр Первый). [16, c. 151]
3) это субстанция – «Скорбную душу помилуй, Господи!» (А. Блок). [17, c. 31].
4) это место:
- «Но вечно пламень вечный и живой дрожит в душе, не угасая» (А. Блок);
- «Я говорю сейчас словами теми / Что только раз рождаются в душе» (А. Ахматова). [17. c. 21 - 35]
Краткие выводы
Исследуя концепты, реализованные в текстах на конкретном языке, мы можем гипотетически выявить понятия, бытующие в данном узусе, объединить их в группы, которым гипотетически же приписывается статус наиболее непосредственной и адекватной реализации концептов.
История употребления термина «концепт» в разных языковых ареалах демонстрирует сохранение исходной мотивации, метафоры, исходно лежавшей в образе – идею «зачаточной истины». Эта метафора, как справедливо указывает Н.Ю. Шведова [17, c. 601], сохраняется в той трактовке, при которой концепты рассматриваются как «эмбрионы» мысленных операций, «почки сложнейших соцветий мысленных конкретностей» [1, c. 269].
В отличие от слов обыденного языка, данный термин несет с собой исходную мотивацию как непременный атрибут терминологической культуры. На эту мотивацию и ориентируется профессиональное сообщество, когда решает, какой термин и в каком контексте подходит лучше, а какой – хуже.
Концепты же реализуются в понятиях. Продолжая образ, предложенный Аскольдовым, можно сказать: если концепты заботливо поливать, из них вырастут обильные понятия. А в иных культурах одни концепты могут зачахнуть, давая место другим, более живучим или более заботливо поливаемым. На некоторых почвах определенные концепты могут так и не взойти.
Наблюдения
показывают, что как живая сущность,
душа не только генерирует и отражает
чувства, она и "сама" может их испытывать,
функционально уподобляясь субъекту речи.
С помощью различных тропеических модификаций
достигается единство образа, его целостность,
оживляются древние ассоциативно-смысловые
связи слов. Важнейшей универсальной единицей
субстанционально-семантической структуры
эксклюзивно-ментального суперконцепта
"душа" является, как видно из речевых
реализаций, семема "живое". На это
указывает как тип и характер контекста,
так и лексическое окружение лексемы "душа"
в разных текстах, их интенциональный
рисунок. В отличие от общепринятой оппозиции
"живое-неживое" суперконцепт "душа"
актуализирует семему "бессмертие",
что закреплено языковой и духовной традицией:
душа человеческая бессмертна есть.
Информация о работе Концепты "Душа" и "Дух" в образно-художественном языке