Контрольная работа по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 17:53, контрольная работа

Описание

Задание №1 Литературные термины
Вопрос №1: Воспитательное значение сказки, былины?
Вопрос №2: назовите авторов литературных пересказов былин для детей младшего возраста, укажите названия сборников?
Вопрос №3: Каких авторов народные сказки стали основой знаменитых стихотворных сказок?
Задание №3
Раскрыть основные признаки былин; легенд; сказов; сказок волшебных, о животных, бытовых, докучных. Привести по три примера.

Содержание

Задание №1………………………………………стр. 3
Задание №2………………………………………стр. 4
Задание №3………………………………………стр. 7
Задание №4……………………..…………..……стр. 12
Задание №5………………………………..…….стр. 13
Задание №6………………………………………стр. 14
Задание №7………………………………………стр. 17
Задание №8………………………………………стр. 18

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

Содержание  

  1. Задание №1………………………………………стр. 3
  2. Задание №2………………………………………стр. 4
  3. Задание №3………………………………………стр. 7
  4. Задание №4……………………..…………..……стр. 12
  5. Задание №5………………………………..…….стр. 13
  6. Задание №6………………………………………стр. 14
  7. Задание №7………………………………………стр. 17
  8. Задание №8………………………………………стр. 18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание №1

Литературные  термины

     Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных чудесах,

часто о фантастических событиях и приключениях.

     Былина - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

     Легенда - одна из разновидностей не сказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого.

       Сказ - жанр литературы, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи для воспроизведения речи сказителя устных народных жанров или живой простонародной речи вообще. Характерная черта сказа — наличие рассказчика, который не совпадает с автором, а стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Задание №2      

     Вопрос  №1: Воспитательное значение сказки, былины?

     а) Известно, что сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики.

     За  сказочной фантастикой всегда стоит  подлинный мир народной жизни - мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта.

     Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.

     Русские народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.

     Мы  встречаем их в программе, так в первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки («Лиса и тетерев», «Два мороза», «Каша из топора»)

     Во  втором классе ребята читают такие  народные сказки как «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»; былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», а также литературные сказки В.Ф Одоевского «Мороз Иванович», С. Аксакова «Аленький цветочек» и другие.

     В третьем классе ребята читают авторские сказки В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе», В.А. Жуковского «Сказка о царе Берендее» и другие.

     Сказка  имеет большое познавательное и  воспитательное значение, особенно глубокое воздействие имеют сказки на ребят.

     В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы.

     Можно сделать вывод, что устное народное творчество - неиссякаемый источник для нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания учащихся.

     За  фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, подлинный мир народной жизни.

     б) Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Они раскрывают общественные нравственно-эстетические идеалы, отражая историческую действительность в образах. В былинах жизненная основа соединена с вымыслом. Они обладают торжественно-патетическим тоном, их стиль соответствует назначению прославить необыкновенных людей и величественные события истории.

     Вопрос  №2: назовите авторов  литературных пересказов былин для детей  младшего возраста, укажите названия сборников?

     Включение былин в детские книги затрудняется тем, что они без разъяснения событий и лексики не вполне понятны детям. Поэтому для работы с малышами лучше использовать литературные пересказы этих произведений, например:

    • И. В. Карнаухова. Сборник «Русские богатыри. Былины»;
    • Н. П. Колпакова. Сборник «Былины».

     Для более старшего возраста подходит сборник  «Былины», составленный Ю. Г. Кругловым.

     Вопрос  №3: Каких авторов народные сказки стали основой знаменитых стихотворных сказок?

     Народные  сказки стали основой знаменитых стихотворных сказок Пушкина, Жуковского, Ершова:

       Пётр Павлович Ершов. «Конёк- Горбунок»

     В основу произведения легли народные сказки, при этом, по-видимому, не только русские; так, известна монгольская  народная сказка с практически идентичной сюжетной линией. Отдельные эпизоды сказок Ершов объединил в один богатый приключениями рассказ. Лёгкость стиха, множество метких выражений, элементы едкой социальной сатиры определили популярность этой сказочной поэмы и среди взрослых.

     Александр Сергеевич Пушкин:

     «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

     Одна  из наиболее известных поэм А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдино. В основу положена русская сказка, записанная в Михайловском. Также  сюжет сказки сильно перекликается  с сюжетом сказки «Белоснежка  и семь гномов» братьев Гримм.

     «Сказка о попе и о работнике  его Балде»

     Написана  в Болдине 13 сентября 1830 года. Основой  послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском.

     «Сказка о царе Салтане, о  сыне его славном  и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

     «Сказка о царе Салтане» — вольная обработка  народной сказки, которая была записана Пушкиным в двух различных вариантах. Автор не следовал в точности ни одному из них, свободно изменял и  дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания. Длинное заглавие сказки имитирует распространённые в XVIII веке заглавия лубочных повествований.

     Василий Андреевич Жуковский. "Сказка о Иване-Царевиче и о сером волке". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Задание №3    

     Раскрыть  основные признаки былин; легенд; сказов; сказок волшебных, о животных, бытовых, докучных. Привести по три примера.

     Былины. Это героический эпос народа. Он имеет огромное значение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал – добра и зла – и о закономерной победе добра. Самые известные былинные герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович – являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей, чья жизнь и подвиги стали основой героических повествований – былин или старин. Присущая им художественная условность нередко выражается в фантастическом вымысле. Реалии древности переплетаются в них с мифологическими образами и мотивами. Гипербола – один из ведущих приёмов в былинном повествовании. Она придаёт персонажам монументальность, а их фантастическим подвигам – художественную убедительность.

     Былины, как правило написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Стих былины состоит или из трохеев с дактилическим окончанием, или из смешанных трохеев с дактилями, или, наконец, из анапестов; созвучий нет совсем и всё основано на музыкальности стиха; тем, что былины писаны стихами, они отличаются от «побывальщин», в которых уже давно стих разложился в прозаический рассказ. Слог в былинах отличается богатством поэтических оборотов; он изобилует эпитетами, параллелизмами, сравнениями, примерами и другими поэтическими фигурами, не теряя вместе с тем своей ясности и естественности изложения. Былины сохраняют довольно большое количество архаизмов, особенно в типических частях. («Садко», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула Селянинович»).

     Легенда. Приблизительный синоним понятия миф; эпический рассказ о происходившем в незапамятные времена. Главные герои рассказа — обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях. Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано.

     Сказ. Стилизация может достигаться подражанием сказочному, былинному и песенному складу (сказочная стилизация), например у Мельникова-Печерского, «В лесах»: «За Волгой в лесах, в Черной Рамени, жил-был крестьянин, богатый мужик. У того крестьянина дочка росла. Дочка росла, красой полнилась». Другой прием стилизации — подражание диалектам и профессиональным говорам крестьян, например у Лескова, «Житие одной бабы»: «Надоело ему это до смерти, злился он как змей лютый; а все по вечерам заходил к Прокудину. Стали большаки конопельку ссыпать, и Прокудин возов с пяток ссыпал». Рассказчиком в сказе может выступать и горожанин, в таких случаях автор подражает просторечию и профессиональным говорам городского населения, например у Лескова, «Штопальщик»: «Я его благодарю и говорю, что никаких желаниев не имею и не придумаю, окромя одного, — если его милость будет, сказать мне…». Возможно также подражание архаичным и необычным формам письменной речи, например у Лескова, «Запечатленный ангел»: «И сему-то подобным мирственным духом, как я вам представил, жили мы без малого яко три года. Спорилося нам все, изливались на нас все успехи точно из Амалфеева рога, как вдруг узрели мы, что есть посреди нас два сосуда избранных божия к нашему наказанию» — стилизация древнерусских поучительных книг.

     Термин  сказ, как и сказание, может также  употребляеться в фольклористике для  обозначения различных несказочных  жанров устной прозы (предания, легенды, былички).

     Сказка  волшебная. Наибольшей любовью и маленьких, и подрастающих читателей пользуются волшебные сказки. Здесь во всей полноте используется арсенал художественных средств и создаётся неповторимый фантастический мир, живущий по своим законам. Выделяют несколько типов сюжета волшебной сказки, но самый распространённый среди них - сюжет-путешествие, когда герой отправляется "за тридевять земель" либо в поисках счастья, либо для того, чтобы выполнить опасное задание. На пути ему встречаются враги и помощники, он преодолевает непреодолимые препятствия, вступает в решающую схватку со злыми силами и выходит из неё победителем. Именно для волшебной сказки характерна цепная композиция с троекратными повторами: Иван-царевич три раза сражается со Змеем Горынычем, царевна-лягушка трижды выполняет задания и т.д. С каждым разом напряжение возрастает: у Змея Горыныча становится всё больше голов, всё более сложным становится задание для царевны-лягушки. Возможны неожиданные повороты сюжета: младший сын сжигает лягушачью шкурку и отправляется в путешествие, чтобы найти возлюбленную.

Информация о работе Контрольная работа по "Литературе"