Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 17:53, контрольная работа
Задание №1 Литературные термины
Вопрос №1: Воспитательное значение сказки, былины?
Вопрос №2: назовите авторов литературных пересказов былин для детей младшего возраста, укажите названия сборников?
Вопрос №3: Каких авторов народные сказки стали основой знаменитых стихотворных сказок?
Задание №3
Раскрыть основные признаки былин; легенд; сказов; сказок волшебных, о животных, бытовых, докучных. Привести по три примера.
Задание №1………………………………………стр. 3
Задание №2………………………………………стр. 4
Задание №3………………………………………стр. 7
Задание №4……………………..…………..……стр. 12
Задание №5………………………………..…….стр. 13
Задание №6………………………………………стр. 14
Задание №7………………………………………стр. 17
Задание №8………………………………………стр. 18
Главному герою обычно противостоят сверхъестественные злые силы: Баба Яга, Кощей Бессмертный и т.д. Однако он сражается с ними не в одиночку, на помощь герою приходят чудесные животные (серый волк) и волшебные предметы (клубочек, зеркальце, башмаки). В финале герой одерживает победу, освобождает возлюбленную и возвращается домой. Такая развязка не случайна: главный герой - сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания. Таким образом, сказка предлагает маленькому читателю устойчивую систему ценностей: добро вознаграждается, а зло наказывается. Художественное пространство сказки организуют не только троекратные повторы, но и традиционные зачины ("В тридевятом сказке, в тридесятом государстве жили-были…") и концовки ("И стали они жить-поживать да добра наживать"). В целом поэтика народной волшебной сказки определяется тем, что долгое время она существовала в устной форме, передавалась от рассказчика к рассказчику и должна была привлечь и удержать внимание слушателя. («Иван-Царевич и серый волк», «Семь Симеонов», «Солдат и Смерть»).
Сказки о животных. Чаще всего первыми сказками для самых маленьких становятся сказки о животных ("Курочка Ряба", "Репка", "Теремок" и др.). Герои таких сказок наделены человеческими чертами, и каждый из них воплощает в себе, как правило, какое-то одно свойство человеческого характера: лиса - хитрость, волк - глупость, заяц - трусость и т.д. Столкновение этих свойств и обеспечивает развитие сюжета. Нередко в сказках о животных побеждает не самый добрый, а самый хитрый - та же лиса, но тогда на помощь слабому, но доброму герою приходят другие, и справедливость торжествует ("Заяц, лиса и петух"). Кроме человеческих черт, в сказках о животных отражаются и социальные отношения. Яркий пример - сказка "Теремок", в которой герои появляются по мере возрастания их силы и, соответственно, значимости. Однако симпатии рассказчика и слушателя далеко не всегда оказываются на стороне сильнейшего: дети жалеют волка, обманутого лисой, и козлят, съеденных волком. Так сказки дают своим читателям первый опыт сопереживания и сочувствия. В целом же сказки о животных в иносказательной форме доносят до ребёнка информацию о людях и их отношениях. («Журавль и цапля», «Звери в яме», «Лиса – повитуха»).
Бытовые сказки. В отличие от волшебной, действие бытовой сказки разворачивается в привычной реальности, близкой к повседневной жизни. Это уже не "тридевятое царство", а обычный город или деревня. Иногда в бытовой сказке появляются даже реальные географические названия. В качестве главных героев здесь выступают крестьяне-бедняки, им противопоставляются не фантастические злые силы, а богатые или знатные люди: купцы, помещики, священники. В основе развития сюжета - уже не путешествие или невыполнимое задание, а бытовой конфликт: например, спор из-за имущества. Он разрешается в пользу главного героя, однако совсем не чудесным способом. Чтобы добиться справедливости, ему приходится проявить ловкость, ум и находчивость, а зачастую и хитрость. Так, в сказке "Каша из топора" солдат всеми правдами и неправдами выманивает у жадной старухи продукты, убеждая её при этом, что она варит кашу из солдатского топора. Симпатии читателя неизменно оказываются на стороне находчивого героя, и в финале его смекалка вознаграждается, а противник всячески осмеивается. В бытовой сказке сильно сатирическое начало, и главным способом изображения отрицательного героя становится не гипербола, как в сказке волшебной, а ирония. По своим функциям бытовая сказка сближается с пословицей: она не только развлекает читателей, но и открыто учит их тому, как нужно вести себя в сложных жизненных ситуациях. («Каша из топора», «Похороны козла», «Дочь-семилетка»).
Докучные сказки. Сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.
Примеры докучных сказок:
Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
* * *
Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец; тут и сказке конец.
* * *
— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
—
Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо;
рассказать ли тебе докучную сказочку?..
и т.д.
Задание №4
Определить тип русских народных сказок, указать основные признаки.
«Каша из топора» Бытовая, сатирическая сказка. Главные герои обычные люди(солдат, старуха). В сказке нет волшебства, солдат благодаря своей хитрости и уму заставляет старуху принести продукты для каши.
«По щучьему велению» Волшебная сказка. В этой сказке много волшебства: щука разговаривает, вёдра сами ходят, топор сам дрова рубит, сани без лошадей сами ходят, печь ездит. Желания Емели тутже исполняются стоит ему сказать; "По щучьему веленью, по моему хотенью".
«Гуси-лебеди» Волшебная сказка. В сказке девочке помогают: Печка, Яблонька, Молочная река- кисельные берега, Мышка. Все они разговаривают.
«Хаврошечка» Волшебная сказка. Злые персонажи: мачеха и её дочери Одноглазка, Двуглазка, Триглазка. Коровушка разговаривает. Коровушка помогает Хаврошечке справиться с поручениями мачехи при помощи магического обряда: «Красна девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано». Из коровьих косточек вырастает яблонька: яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнуться серебряные.
«Как мужик гусей делил» Бытовая, сатирическая сказка. В сказке нет волшебства. Мужик выходит из ситуации благодаря смекалки, а не волшебству.
«Волк и козлята» Сказка о животных. Главные персонажи животные. В сказке присутствует антропоморфизм - наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.
«Колобок», «Репка» Цепочная сказка. Сказка, в которой диалоги или действия повторяются и развиваются по мере развития сюжета. Эффект этих сказок часто основан на повторах и характерной рифме.
«Теремок»
Цепочная сказка о животных. Главные герои
– животные. Присутствует антропоморфизм.
Повторения – признак цепочной сказки.
Задание №5
Составить схему «Принцип построения сказки».
Сказки бывают двух видов: народные и авторские. Выражаемая мысль в сказке принадлежит народу.
Сказки бывают: бытовые, о животных, волшебные.
Сказка начинается с присказки. Например: «Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди». Начало сказки – это зачин. Например: «Жили – были старик да старуха». Затем идет повествование сказки. Концовка – это последние слова сказки. Например: «… а кто слушал молодец».
Задание №6
Запишите идейно – художественный анализ русской народной сказки «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».
Тема: добра и зла, человек, нравственности.
Идея сказки: В конце одерживают верх добрые силы и хорошие качества человека, такие, как доброта, храбрость, терпеливость, великодушие, находчивость и, самое главное, любовь.
Краткое содержание: Сюжет «Поди туда, не знаю куда» весь строится па выполнении стрельцом мудрых советов своей жены. Андрей-стрелец идёт на охоту и стреляет в горлицу, которая оказалась Марьей-царевной. Андрей женится на царевне. Марья отправляет мужа продавать ковер, который покупает царский советник. Этот ковер забирает себе царь, а советник едет к стрельцу домой, чтобы заказать ещё такой же ковёр. Там видит Марью и влюбляется в неё. Царь видя, что его советник «кручинится» стал спрашивать, советник всё и рассказал. Царю самому хочется увидеть Марью-царевну и он едет к стрельцу и тоже влюбляется в Марью. И приказывает советнику извести Андрея-стрельца. Советнику в этом помогает кабацкая теребень. Сначала Андрея отправляют на тот свет, проведать покойного царя, потом поймать кота-Баюна, и наконец, пойти туда – не знаю куда, принести то – не знаю, что. Марья помогает мужу приодолеть все трудности, но не знает где найти то – не знаю, что и отправляет егок своей матери – бабе-Яге. Та просит помощи у лягушки. Стрелец находит то не знаю, что, им оказывается сват-Наум. Сват-Наум помогает Андрею выменять у купцов три диковинки: волшебные топор, дудку и дубинку, с помощью которых Андрей-стрелок побеждает царя.
Андрей-стрелок. Храбрый, терпеливый. Человек подневольный, выполняет все приказы царя.
Марья-царевна (горлица). Жена и помощница Андрея-стрельца. Дочка бабы-Яги. Девица прекрасная, что ни вздумать, ни взгодать, только в сказке сказать.
Царь. Холост- не женат. Жадный до чужого, злой.
Царский советник. Прислуживает царю. Глупый.
Кабацкая теребень. Хитрый. Помогает советнику извести Андрея.
Сват-Наум. То не знаю что. Невидимый, исполняет желания. За добрату Андрея идёт с ним и помогает ему.
Баба-Яга. Лесная старуха-волшебница. Живёт в лесу в избушке на курьих ножках. Мать Марьи-царевны.
Кот-Баюн. Он усыпляет каждого, кто подойти к нему с помощью песен и заклинаний.
Зачин: «В некотором государстве жил-был царь, холост-не женат…».
Завязка: «Пошёл раз Андрей-стрелок на охоту…».
Развитие действий: «Видит- сидит на дереве горлица…».
Кульминация: Вв сказке несколько кульминаций: царь посылает стрельца на тот свет, поймать кота-Баюна, принести то не знаю, что; «кот-Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову…», «Тут царь и совсем осерчал, приказал собрать войско…».
Развязка: «Тут сражению конец пришел. Повалил из города народ и стал просить Андрея-стрелка, чтобы взял он в свои руки всё государство…».
Концовка: «Андрей спорить не стал, устроил пир на весь мир и вместе с Марьей-царевной правил он этим государством до глубокой старости…».
1.Стиль. Разговорно-бытовой.
2. Лексика.
Архаизмы: кручина, невзгода порожней, воротишься, верста, тешется, подчевать, голик, ширинка.
Антонимы: утро – вечер, городами – деревнями, лесами – нивами, луна – солнце, реками – озёрами, есть – пить, путём – дорогой.
Эпитеты: житьё-бытьё, путь-дорога, живёт-поживает, океан-море, дремучий лес, диво-дивное, тёмный лес, добрый молодец, буйный ветер.
Олицетворения: утро вечера мудренее, лягушка разговаривает, звери и птицы отвечают.
Просторечия: выдь – выйди, ступай – иди, истопи, подчевать.
Историзмы: теребень - постоянный посетитель кабака, завсегдатай, ширинка – полотенце, платок, кудель – пучок льна или шерсти, приготовленный для продажи, голик – берёзовый веник без листьев.
3. Морфология. Порезывать, помакивать, покушивать, похваливать.
Язык: диалог: - Сват-Наум, ты Здесь?
- Здесь. Не бойся, я от тебя не отстану.
Прямая речь: Побежали гонцы, разведали и докладывают:
-Андрей-стрелок ходил туда- не знаю куда и добыл то- не знаю, что.
6. Воспитательное
значение сказки : Она учит человека
жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество
добра и справедливости. Учит отличать
хорошие человеческие качества от плохих.