Критический реализм во французской литературе 30-40-х годов XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:38, реферат

Описание

В 1842 году появляется Предисловие к «Человеческой комедии» – своего рода манифест писателя, сознающего новаторский характер создаваемого им ансамбля произведений.
В Предисловии Бальзак изложит основные положения своей эстетической теории, детально объяснит суть своего замысла. В нем будут сформулированы основные эстетические принципы, на которые опирается Бальзак, создавая свою эпопею, рассказывается о планах писателя.

Работа состоит из  1 файл

Бальзак Предисловие.docx

— 56.92 Кб (Скачать документ)

показать  его  в  состоянии наивысшего  напряжения,  выступившим  из  своего

обычного  состояния -- будь то для обороны или для завоевания.  Отсюда сцены

военной  жизни  --  пока  еще наименее полная часть моей  работы, но которой

будет оставлено  место в этом издании, с тем чтобы она вошла в него, когда я

ее закончу.  Наконец  сцены  сельской жизни  представляют  собой как бы вечер

этого длинного дня, если мне позволено назвать так драму социальной жизни. В

этом  разделе  встречаются  самые  чистые характеры  и осуществление великих

начал порядка, политики и нравственности.

Таково  основание, полное  лиц, полное комедий  и  трагедий, над которым

возвышаются  философские  этюды,  вторая  часть  работы,  где  находит  свое

выражение социальный  двигатель всех  событий, где изображены разрушительные

бури  мысли,  чувство за  чувством.  Первое  произведение  этого раздела  --

"Шагреневая  кожа" -- некоторым образом связывает  сцены нравов с философскими

этюдами кольцом  почти  восточной  фантазии,  где  сама  Жизнь изображена  в

схватке с Желанием, началом всякой Страсти.

Еще выше найдут место аналитические этюды, о  которых я ничего не скажу,

так как из них  напечатан только один: "Физиология брака".

Скоро  я  напишу  два  других  произведения   этого  жанра.  Во-первых,

"Патологию  социальной жизни",  затем -- "Анатомию педагогической корпорации"

и "Монографию о добродетели".

Видя все, что  мне еще остается сделать, быть может, мне скажут то,  что

говорят  мои  издатели:  "Да,  продлит господь  вашу жизнь".  Я желаю только

одного: чтобы  меня в дальнейшем не  терзали  люди  и обстоятельства так,  как

это было  с  самого  начала  этого  ужасного  труда.  Но, слава  богу,  меня

поддерживало  то, что  самые крупные дарования  нашей эпохи, самые прекрасные

люди, самые искренние  друзья,  столь же великие  в  частной жизни, как иные в

жизни общественной, пожимали мне руку, говоря: "Мужайся!" И почему бы мне не

признаться, что  выражения  дружеской  привязанности,  отзывы,  полученные с

разных сторон  от неизвестных, поддержали меня на  моем  пути и  против меня

самого и против несправедливых нападок, против клеветы, часто преследовавшей

меня, против отчаяния  и  против  слишком  живой надежды, проявления которой

принимаются  за признак  чрезмерного  самолюбия? Нападкам  и  оскорблениям я

решил противопоставить  стоическую  невозмутимость;  однако  в двух  случаях

подлая  клевета  сделала  защиту  необходимой.  Но   сторонники  всепрощения

сожалеют, что  я обнаружил мое искусство  в литературных поединках,  а  многие

христиане считают, что мы живем в такое время, когда хорошо дать понять, что

и молчанию присуще  благородство.

В  связи  с  этим  я  должен  обратить  внимание,  что  признаю  своими

произведениями  лишь те, которые носят мое имя. Кроме "Человеческой комедии",

мне принадлежат  только "Сто озорных рассказов", две пьесы и отдельные статьи

--  впрочем,  подписанные. Здесь  я  пользуюсь   неоспоримым  правом. Но  это

отречение,  даже если оно  относится  к произведениям,  в которых я принимал

участие,  продиктовано  не  столько  самолюбием, сколько  истиной. Если будут

упорствовать  в приписывании  мне книг,  которые  в литературном смысле я  не

могу признать  своими, но  права собственности на которые были мне доверены,

то  я оставлю  это  без  внимания по тем  же основаниям,  по  каким позволяю

свободно клеветать  на меня.

Огромный  размах  плана,  охватывающего  одновременно историю и критику

Общества,  анализ его язв и  обсуждение, его  основ позволяют, мне думается,

дать ему то  заглавие,  под которым оно появляется  теперь:  "Человеческая

комедия". Притязательно  ли  оно? Или только правильно? Это решат  читатели,

когда труд будет окончен. 
 
 

Композиция

Кольцевая – повторения начального фрагмента в конце

Ретроспекция  — «обращение в прошлое» («воскрешение прошлого», «поиски прошлого») —  как литературоведческий термин используется в двух основных значениях:

- вставная сцена (эпизод) из прошлого; 

Ретроспективная композиция характеризуется значительной долей изображения событий «до  основной истории». Произведение начинается «с конца», возвращается к событиям прошлого с дополнительными акцентами, содержит «ретроспекцию в ретроспекции» («рассказ в рассказе») На уровне композиции ретроспекция выполняет функции прояснения какого-либо элемента текущего действия (когда возникает необходимость вспомнить ситуацию, относящуюся к развитию сюжета), создает чувство единения времен, сужает хронологическое время, объясняет заключительные сцены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Критический реализм во французской  литературе 30-40-х  годов XIX века

История французского романтизма в целом достаточно длительна, онa продолжалась почти до конца XIX столетия параллельно с развитием новых литературных направлений, немало почерпнувших в романтизма. Только со смертью В. Гюго (1885) историю романтизма во Франции можно считать завершенной.

 Критический  реализм начал складываться во  французской литературе на исходе 1820-х годов в обстановке обострения  общественной борьбы. Одно за  другим появляются в эти предреволюционные  годы первые произведения мастеров  критического реализма – «Хроника  времен Карла IX» Мериме (1828) , «Красное  и черное» Стендаля (1829), «Шуаны»  Бальзака (1929).

 На этом  этапе – накануне революции  1830 года и в первые послереволюционные  годы – писателей-реалистов объединяет  не только общее понимание  искусства, сводящееся к объективному  изображению изменений, происходящих  в обществе, но и общая политическая  позиция: они – противники  реставрации и подвластны буржуазно- демократическим иллюзиям. Общественная позиция Бальзака и Стендаля оказывается особенно близка к позиции Беранже, ставшего певцом революции 1830 года, и признанного главы романтизма Гюго.

 Первых реалистов  с романтиками 20-х годов сближает  не только общность социально-политической  ориентации, выявляющаяся в оппозиции  монархии Бурбонов и в критическом восприятии утверждающихся на их глазах буржуазных отношений. В определенной мере сходными оказываются и их эстетические позиции. Вместе с романтиками в конце 20-х годов реалисты выступали против классицизма. Почти одновременно опубликованные манифест французских романтиков – «Предисловие» к драме «Кромвель» Гюго и эстетический трактат Стендаля «Расин и Шекспир» имеют общую критическую направленность, являясь двумя решающими ударами по уже давно отжившему свой век своду законов классицистического искусства. В этих важнейших историко-литературных документах и Гюго, и Стендаль, отвергая эстетику классицизма, ратуют за расширение предмета изображения в искусстве, за отмену запретных сюжетов и тем, за представлении жизни во всей ее полноте и противоречивости. При этом для обоих высшим образцом, на который следует ориентироваться при создании нового искусства является великий мастер эпохи Возрождения Шекспир (правда, воспринимаемый романтиками и реалистами по-разному).

 Вообще, на  почве французской литературы  органическая связь таких художественных  систем, как романтизм и реализм,  появляется особенно ярко. Их  родство было настолько близким,  что большинство писателей, которых  современные литературоведы относят  к реалистам, так себя не  называли. Бальзак, Стендаль считал  себя приверженцами «литературы  XIX века», а это понятие было  введено романтиками в противоположность  классицизму и подразумевало  именно романтизм. Сочетание реалистического  и романтического начала делало  творчество реалистов 1830-40-х годов  (Бальзака, Стендаля, Мериме) особенно  выразительным. Не случайно реалисты  второй половины XIX века будут  упрекать своих предшественников  в «остаточном романтизме». Правда, следует отметить, что и сами  реалисты более позднего времени  были не вполне свободны от  влияния романтизма. Так, например, писательское «ученичество» Флобера  протекало в русле романтического  «неистовства» 1830-х годов, и  только и зрелом творчестве  писателя эта зависимость преодолевается.

 В целом  можно сказать, что пути романтиков  и реалистов разойдутся после  революции 1830 годов, что, в частности,  получит отражение в полемике  начала 30-х годов (критические  статьи Бальзака о драме «Эрнани», его статья «Романтические акафисты»). В своих статьях Бальзак критиковал романтиков за искусственность, выспренность, за отсутствие знания жизни и ее потребностей, недостаток объективности. Однако и после 1830 года контакты вчерашних союзников в борьбе с классицистами сохраняются. Оставаясь верными основополагающим принципам своей эстетики, романтики будут успешно осваивать опыт художественных открытий реалистов (в особенности Бальзака), поддерживая их почти во всех важнейших творческих начинаниях. Реалисты в свою очередь будут заинтересованно следить за творчеством романтиков, с неизменным удовлетворением встречая каждую их победу (такими, в частности, станут отношения Бальзака с Гюго и Жорж Санд).

 Значение  романтизма как предтечи реалистического  искусства во Франции трудно  переоценить. Именно романтики  выступили первыми критиками  современного им буржуазного  общества. Им же принадлежит заслуга  открытия нового типа героя,  вступающего в противоборство  с этим обществом. Последовательная  бескомпромиссная критика буржуазных  отношений с высоких позиций  гуманизма составит самую сильную  сторону творчества французских  реалистов, расширивших, обогативших  опыт своих предшественников  в этом направлении и главное  – придавшее антибуржуазной критике новый, социальный характер.

 Одно из  самых значительных достижений  романтикой по праву усматривают  в их искусстве психологического  анализа, в открытии ими неисчерпаемой  глубины и многосложности человеческой  личности, в познании внутреннего  мира человека. Особые открытия в этом направлении предстояло сделать Стендалю, который, опираясь на опыт современных ему естественных наук, существенно уточнит знания литературы о духовной стороне жизни человека и свяжет психологию индивидуума с его социальным бытием, а внутренний мир человека представит в динамике, в эволюции, обусловленной активным воздействием на личность среды, в которой эта личность пребывает.

 Особое значение  в связи с проблемой литературной  преемственности приобретает наследуемый  реалистами важнейший принцип  романтической эстетики – принцип  историзма. Этот принцип предполагает  рассмотрение жизни человека  как непрерывного процесса, в  котором диалектически взаимосвязаны  все его этапы, каждый из  которых имеет свою специфику.  Сформировавшийся в ожесточенной  полемике с классицистами принцип  историзма в литературе 1830-40-х  годов имел специфический характер. Опираясь на открытия школы  современных им историков (Тьерри, Мишле, Гизо), доказавших, что главным двигателем истории является борьба классов, а силой, решающей исход этой борьбы, – народ, реалисты предложили новое прочтение истории. Наконец, говоря о сложной трансформации открытого романтиками принципа историзма в искусстве второй половины XIX века, необходимо подчеркнуть, что принцип этот претворяется в жизнь при изображении не только давно прошедших эпох (что характерно для романтиков), но и современной действительности, показанной как определенный этап в историческом развитии Франции. 
 
 

 В 1830-1840-е  годах, особенно в произведениях  Бальзака, проявляются характерные  черты реализма. Свою основную  задачу реалисты видят в художественном  воспроизведении действительности, в познании законов, определяющих  ее диалектику и разнообразие  форма. 

 «Самим историком  должно было оказаться французское  общество, мне оставалось только  быть его секретарем», – указывал  Бальзак в предисловии к «Человеческой  комедии», провозглашая принцип  объективности в подходе к  изображению действительности важнейшим  принципом реалистического искусства.  Наряду с этим великий романист  отмечает: «Задача искусства не  в том, чтобы копировать природу,  но чтобы ее выражать!» Действительно,  как искусство, дающее многоаспектную картину действительности; реализм далеко не исчерпывается нравоописанием и бытописанием, в его задачи входит и аналитическое исследование объективных законов жизни – исторических, социальных, этических, психологических, а также критическая оценка современного человека и общества, с одной стороны, и выявление позитивного начала в живой реальности – с другой.

Информация о работе Критический реализм во французской литературе 30-40-х годов XIX века