Культура России второй половины 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:40, реферат

Описание

Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В современном
обществоведении существует множество разноречивых ее толкований. Но как бы
мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование
— умственное и нравственное (В. И. Даль). Трудно найти такую сферу
общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В
понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая
основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его
творческих усилий. Но в культуре человек не только действующее, но и

Содержание

Содержание
Введение. 2
1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века. 4
2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов. 6
2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения 6
2.2 Общественно-политическая мысль. 12
2.3 Художественная культура. 12
Заключение. 19
Список использованной литературы: 20

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

Реферат: Культура России второй половины 19 века

_____________________________

    

    

Содержание

     Введение. 2

     1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века. 4

     2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов. 6

     2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения 6

     2.2 Общественно-политическая мысль. 12

     2.3 Художественная культура. 12

     Заключение. 19

     Список использованной литературы: 20

    

Введение 

Культура —  одна из важнейших областей общественной жизни. В современном

обществоведении существует множество разноречивых ее толкований. Но как бы

мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование

— умственное и  нравственное (В. И. Даль). Трудно найти  такую сферу

общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В

понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая

основа, поскольку  сама культура есть творение человека, результат его

творческих усилий. Но в культуре человек не только действующее, но и

самоизменяющееся  существо. Создавая мир предметов и идей, он создает и

самого себя.

Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду

исторических дисциплин. История культуры предполагает прежде всего

комплексное изучение различных ее сфер — истории науки и техники, быта,

просвещения и  общественной мысли, фольклористики и литературоведения,

истории искусства  и т. д. По отношению к ним история  культуры выступает как

обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной  системой в единстве

и взаимодействии всех ее областей.

Пpи изучении культуры следует иметь в виду и проявление специфических,

свойственных только ей закономерностей, обусловленных  историческими условиями

данного времени. В различные периода ведущую  роль в развитии культуры может

играть то одна, то другая ее отрасль (архитектура в  течение всей эпохи

средневековья, литература в XIX в., наука в развитии современной культуры и

т. д.).

Интерес к истории  русской культуры начал проявляться в России примерно в 30

—40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национального  самосознания, общим

интересом к историческому  прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со

спорами западников и славянофилов о судьбах России.

К этому времени  относится появление самого понятия «культура», которому в

первой половине XIX в. чаще соответствовало слово  «просвещение». Впервые

термин «культура» встречается в «Карманном словаре иностранных слов, вошедших

в состав русского языка», изданном М. В. Петрашевским в 1845 — 1846 гг.

    

      

1 Культура пореформенной  России. Вторая половина  XIX века 

Падение крепостного  права означало начало нового, капиталистического периода

в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества:

преобразовал хозяйственно-экономический  строй, изменил социальный и духовный

облик населения, его быт, условия жизни, способствовал  росту культурных

потребностей.

Капитализм в  целом создал условия для более  высокого культурного уровня

общества, расширял объективные социальные возможности для овладения

культурой значительных общественных слоев.

Капиталистическая эпоха, требовавшая определенного уровня культуры в сфере

материального производства, способствовала ускорению процесса

демократизации культуры в целом. В пореформенное время была расширена сфера

образования, фактически создана силами земства народная школа. Значительно

выросла техническая высшая школа, повысился интерес к книге, увеличилась

читательская среда, изменился социальный облик читателя.

Однако капиталистическая  эпоха в истории России была непродолжительной  —

капитализм как  социально-экономическая формация существовал немногим более

полувека. Самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой  и в

пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения  к культуре,

особенно к проблеме просвещения народа.

Развитие культуры во второй половине XIX — начале XX в. не было равномерным

процессом. Его  внутренние этапы определяли подъемы и спады в общественно-

политической борьбе.

Культура, являясь  важнейшей системой общественной жизни, аккумулировала идеи

эпохи. Духовная жизнь  при капитализме продолжала сохранять классовый

характер. Класс  выступал носителем и создателем идеалов, ценностных

ориентации, этических  и эстетических норм жизни. Поэтому, только будучи

выразителем общественного  прогресса, этот класс мог формировать

общечеловеческие  ценности и тем самым отражать потребности национального

развития.

Именно в таком  положении в пореформенную эпоху оказалась русская буржуазия,

которая при отсутствии революционности объективно была прогрессивной силой.

В. И. Ленин отмечал, что в 40 — 60-е годы XIX в., когда «новые общественно-

экономические отношения и их противоречия... были еще в зародышевом

состоянии», «никакого  своекорыстия... тогда в идеологах  буржуазии не

проявлялось...». Антифеодальная, буржуазно-демократическая направленность

идейной борьбы того времени определяла общечеловеческую значимость

создаваемых культурных ценностей, буржуазных по своей сущности.

Капитализм с  его стремлением к расширению хозяйственно-экономических связей

отдельных, в том  числе и национальных, регионов способствовал  усилению

общения народов  России не только в сфере экономической, но и общественно-

культурной, что  лежало в основе единства историко-культурного  процесса в

России в эпоху  капитализма. Важность взаимных контактов, идейной близости с

русской культурой, прежде всего литературой, неоднократно подчеркивали многие

деятели национальных культур. «Каждого из нас, — писал  один из

основоположников  новой грузинской литературы, просветитель Илья Чавчавадзе,—

вырастила русская  литература».

Но не только русская  культура положительно воздействовала на развитие

национальных культур. Национальные мотивы питали творчество многих русских

писателей, художников, композиторов.

    

2 Культура в период  буржуазных преобразований 60-70-х  годов 

Общественный демократический  подъем периода революционной ситуации и первых

лет после падения  крепостного права внес много  изменений в культурную жизнь

России. 60-е годы воспринимались современниками как время духовных

преобразований, больших надежд и свершений, «Это было удивительное время, —

писал публицист  и видный деятель революционного движения Н. В.

Шелгунов,—спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала

работать. Порыв  ее был сильный и задачи громадные». Демократическая

общественность  активно включилась в решение  вопросов просвещения, в первую

очередь народного  образования.

    

2.1 Борьба общественности  за развитие народной  школы. Состояние  просвещения 

Отличительной чертой общественно-культурной жизни первых пореформенных

десятилетий было распространение просвещения.

В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, изменение

методов преподавания в   них,   предоставление  права   на   образование

женщинам. Большую работу по распространению образования среди народа

проводили комитеты грамотности, общественные просветительские организации,

связанные с земствами. Московский комитет грамотности, возникший еще в 1845

г., впервые поднял вопрос о введении всеобщего начального образования. В

1861 г. при Вольном  экономическом обществе был создан  Петербургский комитет

грамотности. Он ставил целью «содействовать распространению грамотности

преимущественно между крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости».

Подобные просветительские организации возникли в Томске, Самаре, Харькове и

других городах  России. В них проводилась работа по составлению каталога книг

для начальной  школы, написанию учебников, сбору  средств для нужд народного

образования.

Основоположником  народной школы, а также научной  педагогики в России по праву

считается К. Д. Ушинский (1824-1870/71). Он был замечательным русским

педагогом-демократом, автором учебных книг («Родное  слово», «Детский мир»),

по которым в течение полувека учились десятки миллионов детей в России.

Ушинский создал школу русских педагогов (И. Н. Ульянов, Н. Ф. Бунаков, В. И.

Водовозов и др.), оказал большое влияние на развитие передовой педагогической

мысли других народов  России.

В   60-е   годы   правительство   провело    реформы в школьном деле,

явившиеся частью социальных преобразований тех лет. В изданном в 1864 г.

«Положении о  начальных народных училищах»  декларировалась  бессословность

школы, предоставлялось  право открытия начальных школ общественным

организациям (земствам, органам местного городского управления); женщины

получили возможность преподавать в школах. Однако все училища подчинялись

Министерству  народного   просвещения.

Наиболее распространенным типом начальной школы в пореформенной  России были

земские школы  обязанные своим появлением общественной инициативе. За первые

десять лет существования земских учреждений (1864—1874) было открыто до 10

тыс. таких школ. В последующие годы их рост несколько  замедлился.

Земская трехгодичная школа по сравнению с другими  начальными школами,

существовавшими в то время в России (министерскими, церковноприходскими),

отличалась лучшей постановкой обучения; помимо чтения, письма, четырех правил

Информация о работе Культура России второй половины 19 века