Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:40, реферат
Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В современном
обществоведении существует множество разноречивых ее толкований. Но как бы
мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование
— умственное и нравственное (В. И. Даль). Трудно найти такую сферу
общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В
понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая
основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его
творческих усилий. Но в культуре человек не только действующее, но и
Содержание
Введение. 2
1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века. 4
2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов. 6
2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения 6
2.2 Общественно-политическая мысль. 12
2.3 Художественная культура. 12
Заключение. 19
Список использованной литературы: 20
арифметики и закон; божьего здесь преподавались элементарные сведения по
природоведению, географии, истории. Земские учителя, как правило,
принадлежали к
передовой русской
средств; специальные учительские семинарии, оплачивали труд учителей,
занимались комплектованием народных библиотек. Их деятельность в области
народного образования и просвещения несомненно носила прогрессивный характер.
Создание начальной народной школы в основном силами земства было серьезным
достижением общественно-культурного развития пореформенной России.
В системе начального обучения по уставу 1864 года сохранялись
церковноприходские школы, находившиеся теперь в ведении Синода. Элементарное
образование в этих школах, включавшее помимо чтения и письма закон божий,
церковнославянское чтение и церковное пение, было значительно ниже, чем в
земской школе. Правительство оказывало покровительство церковноприходским
школам, стремясь с их помощью воспитать учащихся в духе религиозности и
политической благонадежности.
Гимназия, основная форма средней школы, в 60-е годы считалась бессословным
общеобразовательным учебным заведением. В это время возникли разные типы
гимназий — реальные и классические. Однако самого начала они не были
полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала
практически основной формой среднего образования; реальная же гимназия была
преобразована в шестиклассное училище без права для ее выпускников
поступления в университет.
В пореформенную эпоху были открыты новые университеты в Одессе, Томске. В
университетах, получивших автономию, открылись новые кафедры, оживилась
научная работа, повысился
образовательный уровень
университетах в те годы были сосредоточены лучшие научные силы России,
работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространению не
только науки, но и просвещения в стране (Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, А.
Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев и
многие другие).
Рост технической оснащенности промышленности и транспорта, совершенствование
технологии производства требовали повышения уровня специального образования.
В высшие учебные заведения были преобразованы Петербургский технологический
институт и Московское ремесленное училище, основанные еще в дореформенное
время. В 1865 году в Москве по инициативе Московского общества сельского
хозяйства открылась Петровская земледельческая и лесная академия (
Сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева). В ряде городов были
учреждены политехнические и технологические институты; закрытые учебные
заведения — Институт инженеров путей сообщения, Горный, Лесной институты —
были преобразованы в гражданские учебные заведения. К концу XIX в. в России
насчитывалось 63 высших учебных заведения, в которых обучалось около 30 тыс.
студентов. В высших технических школах в это время получали образование
более 7 тыс. человек, т. е. примерно четверть всех студентов.
Возможность получения образования для женщин, участие их в общественно
полезном труде — один из показателей демократизации культуры.
В период революционной ситуации женщины были допущены в университеты на
правах вольнослушательниц. Однако по Уставу 1863 г. доступ в университеты
женщинам не был разрешен. Поэтому многие уезжали учиться за границу. В 70-е
годы в Цюрихском университете русские составляли 80% всех иностранных
студенток.
В России активное общественно-научное движение в защиту женского
образования, поддержанное Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, А. Н.
Бекетовым, Н. И. Пироговым и другими передовыми учеными, привело к созданию
на рубеже 60—70-х годов высших женских курсов. Впервые они были открыты в
Петербурге (1869); в Москве наиболее известными были Высшие женские курсы
профессора университета В. И. Герье (1872). Высшие женские курсы в
Петербурге (Бестужевские — по имени их директора профессора К. Н. Бестужева-
Рюмина), открытые в 1878 г., сыграли заметную роль в общественно-культурной
жизни страны, русском революционном движении. Женские курсы работали по
программе университетов, но их окончание долгое время не давало женщинам
прав на работу по специальности. Только в начале XX в. правительство было
вынуждено юридически признать факт существования высшего образования для
женщин в России.
В пореформенное
время повысился уровень
крепостного права доля грамотных среди населения составляла примерно 7%, к
концу века — уже свыше 20%. Уровень грамотности колебался в зависимости от
региона, характера занятий жителей. В городах, например, число грамотных
было примерно в два раза больше, чем в сельской местности.
Всероссийская перепись населения 1897 г. впервые выявила общую картину
образованности в стране. Средний уровень грамотности в России составлял
21,1%, причем среди мужчин грамотных было больше (29,3%), чем среди женщин
(13,1%). К этому времени лишь немногим более одного процента населения
России имели высшее и среднее образование. Число обучавшихся только в
средней школе, по отношению ко всему грамотному населению, составляло 4%.
Иными словами, уровень образованности в России к концу XIX в. определяла
начальная школа.
Общие условия социально-экономического и общественного развития, подъем
умственной и духовной жизни, некоторое смягчение цензуры, рост грамотности
способствовали увеличению выпуска книг, журналов и газет.
В стране увеличилась полиграфическая база. Среди издаваемых книг
преобладали естественнонаучные, справочные, учебные. Художественная
литература и публицистика издавались, как правило, небольшими тиражами. В
столицах и провинциальных городах к середине 90-х годов число книжных
магазинов выросло примерно до 2 тыс. Все эти факты свидетельствовали о
достаточно широком
распространении в
важнейших культурных ценностей.
Большое развитие по сравнению с предшествующей эпохой получили различные
формы культурно-просветительных учреждений (библиотеки, музеи, выставки).
Частное коллекционирование получило широкое развитие в пореформенное время.
Многие из коллекций впоследствии, еще в дореволюционный период, составили
значительную часть наших музеев и библиотек. На основе частных собраний по
инициативе их владельцев создавались национальные художественные музеи,
доступные для широкого обозрения. В начале 80-х годов для посещения была
открыта кар тинная галерея П. М. Третьякова. В 1893 г. он передал собрание
своих картин в дар Москве.
В следующем, 1894 году
в Москве был организован Литературно-
музей, основу которого составила обширная коллекция по истории русского и
западноевропейского театра А. А. Бахрушина (ныне Центральный театральный
музей им. А. А. Бахрушина). Свое собрание русского прикладного искусства
передал в 1905 г. Историческому музею П. И. Щукин. Оно составило один из
отделов музея.
Во второй половине XIX в. при участии общественности в России было
организовано много разнообразных по профилю музеев: исторических,
естественнонаучных, художественных, промышленных, сельско-хозяйствецных.
Впервые появились краеведческие, мемориальные музеи. Общее число музеев в
стране выросло до 80. Особенностью их стала общедоступность.
В 1872 г. в Москве по инициативе Общества любителей естествознания,
антропологии и
этнографии был организован
важную роль в культурно-просветительном движении пореформенного времени.
Коллекции одного из его разделов послужили основой для создания
Исторического музея (открыт в 1883 г.).
Общедоступность многих музеев, развитие выставочного дела свидетельствовали
о демократизации культуры. Так, выставки художников-передвижников, первая из
которых была организована в 1871 г., стали впервые знакомить с русской
живописью не только столичную, но и провинциальную публику. Выставка
открылась в залах Академии художеств, затем демонстрировалась в Москве,
Киеве, Харькове. В общей сложности ее посетили около 30 тыс. человек. В
середине 80-х годов выставки передвижников происходили в 14 городах России.
Оценивая в целом
состояние просвещения в
первые пореформенные десятилетия были достигнуты значительные успехи в
распространении
общеобразовательных и
читателей, изменении его облика. «В 60-х годах, писал Н. В. Шелгунов,— точно
чудом каким-то создался внезапно совсем новый, небывалый читатель с
общественными чувствами, мыслями и интересами, желавший думать об
общественных делах».
2.2
Общественно-политическая
мысль
Основные вопросы общественно-политической мысли - крестьянский и судьбы
самодержавия в России — в пореформенное время в условиях проведения
буржуазных реформ все более приобретали характер практически необходимых,
злободневных проблем. Крепостное право было отменено, могущество монархии
было поколеблено самим ходом реальной жизни. В общественном сознании
сформировалась демократическая программа обновления России, выразителями
которой в этот
период выступали прежде всего революционеры-
В целом 60 —70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейной жизни
общества. Для этого времени характерны преобладание демократических идей в
общественном сознании, убежденность в необходимости преобразований, борьба
за поиски путей их осуществления в интересах широких масс народа, известное
отступление самодержавия
от своих охранительно-
это создавало соответствующую идейно-нравственную атмосферу для развития
художественной культуры.
2.3
Художественная культура
В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения