Культура России второй половины 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:40, реферат

Описание

Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В современном
обществоведении существует множество разноречивых ее толкований. Но как бы
мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование
— умственное и нравственное (В. И. Даль). Трудно найти такую сферу
общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В
понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая
основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его
творческих усилий. Но в культуре человек не только действующее, но и

Содержание

Содержание
Введение. 2
1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века. 4
2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов. 6
2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения 6
2.2 Общественно-политическая мысль. 12
2.3 Художественная культура. 12
Заключение. 19
Список использованной литературы: 20

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

арифметики и  закон; божьего здесь преподавались  элементарные сведения по

природоведению, географии, истории. Земские учителя, как правило,

принадлежали к  передовой русской интеллигенции. Земства открывали на свои

средств; специальные  учительские семинарии, оплачивали труд учителей,

занимались комплектованием  народных библиотек. Их деятельность в  области

народного образования  и просвещения несомненно носила прогрессивный характер.

Создание начальной народной школы в основном силами земства было серьезным

достижением общественно-культурного развития пореформенной России.

В системе начального обучения по уставу 1864 года сохранялись

церковноприходские  школы, находившиеся теперь в ведении Синода. Элементарное

образование в этих школах, включавшее помимо чтения и письма закон божий,

церковнославянское  чтение и церковное пение, было значительно  ниже, чем в

земской школе. Правительство оказывало покровительство церковноприходским

школам, стремясь с их помощью воспитать учащихся в духе религиозности и

политической благонадежности.

Гимназия, основная форма средней школы, в 60-е годы считалась бессословным

общеобразовательным учебным заведением. В это время  возникли разные типы

гимназий — реальные и классические. Однако самого начала они не были

полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала

практически основной формой среднего образования; реальная же гимназия была

преобразована в  шестиклассное училище без права для ее выпускников

поступления в  университет.

В пореформенную  эпоху были открыты новые университеты в Одессе, Томске. В

университетах, получивших автономию, открылись новые кафедры, оживилась

научная работа, повысился  образовательный уровень выпускников. В

университетах в  те годы были сосредоточены лучшие научные силы России,

работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространению не

только науки, но и просвещения в стране (Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, А.

Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев и

многие другие).

Рост технической  оснащенности промышленности и транспорта, совершенствование

технологии производства требовали повышения уровня специального образования.

В высшие учебные  заведения были преобразованы Петербургский технологический

институт и Московское ремесленное училище, основанные еще  в дореформенное

время. В 1865 году в  Москве по инициативе Московского общества сельского

хозяйства открылась  Петровская земледельческая и лесная академия (

Сельскохозяйственная  академия им. К. А. Тимирязева). В ряде городов были

учреждены политехнические  и технологические институты; закрытые учебные

заведения — Институт инженеров путей сообщения, Горный, Лесной институты —

были преобразованы в гражданские учебные заведения. К концу XIX в. в России

насчитывалось 63 высших учебных заведения, в которых обучалось около 30 тыс.

студентов. В высших технических школах в это время получали образование

более 7 тыс. человек, т. е. примерно четверть всех студентов.

Возможность получения  образования для женщин, участие  их в общественно

полезном труде  —  один из показателей демократизации культуры.

В период революционной  ситуации женщины были допущены в  университеты на

правах вольнослушательниц. Однако по Уставу 1863 г. доступ в университеты

женщинам не был  разрешен. Поэтому многие уезжали  учиться за границу. В 70-е

годы в Цюрихском  университете русские составляли 80% всех иностранных

студенток.

В России активное общественно-научное движение в защиту женского

образования, поддержанное Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, А. Н.

Бекетовым, Н. И. Пироговым и другими передовыми учеными, привело к созданию

на рубеже 60—70-х  годов высших женских курсов. Впервые они были открыты в

Петербурге (1869); в  Москве наиболее известными были Высшие женские курсы

профессора университета В. И. Герье (1872). Высшие женские курсы в

Петербурге (Бестужевские — по имени их директора профессора К. Н. Бестужева-

Рюмина), открытые в 1878 г., сыграли заметную роль в общественно-культурной

жизни страны, русском  революционном движении. Женские курсы работали по

программе университетов, но их окончание долгое время не давало женщинам

прав на работу по специальности. Только в начале XX в. правительство было

вынуждено юридически признать факт существования высшего образования для

женщин в России.

В пореформенное  время повысился уровень грамотности. Ко времени падения

крепостного права  доля грамотных среди населения  составляла примерно 7%, к

концу века — уже  свыше 20%. Уровень грамотности колебался в зависимости от

региона, характера  занятий жителей. В городах, например, число грамотных

было примерно в два раза больше, чем в сельской местности.

Всероссийская перепись населения 1897 г. впервые выявила  общую картину

образованности  в стране. Средний уровень грамотности в России составлял

21,1%, причем среди  мужчин грамотных было больше (29,3%), чем среди женщин

(13,1%). К этому  времени лишь немногим более  одного процента населения

России имели высшее и среднее образование. Число обучавшихся только в

средней школе, по отношению ко всему грамотному населению, составляло 4%.

Иными словами, уровень  образованности в России к концу XIX в. определяла

начальная школа.

Общие условия  социально-экономического и общественного развития, подъем

умственной и духовной жизни, некоторое смягчение цензуры, рост грамотности

способствовали  увеличению выпуска книг, журналов и газет.

В стране увеличилась  полиграфическая база. Среди издаваемых  книг

преобладали естественнонаучные, справочные, учебные. Художественная

литература и  публицистика издавались, как правило, небольшими тиражами. В

столицах и провинциальных городах к середине 90-х годов  число книжных

магазинов выросло  примерно до 2 тыс. Все эти факты  свидетельствовали о

достаточно широком  распространении в пореформенной России книги, одной из

важнейших культурных ценностей.

Большое развитие по сравнению с предшествующей эпохой получили различные

формы культурно-просветительных  учреждений (библиотеки, музеи, выставки).

Частное коллекционирование получило широкое развитие в пореформенное время.

Многие из коллекций  впоследствии, еще в дореволюционный  период, составили

значительную часть  наших музеев и библиотек. На основе частных собраний по

инициативе их владельцев создавались национальные художественные музеи,

доступные для  широкого обозрения. В начале 80-х  годов для посещения была

открыта кар  тинная галерея П. М. Третьякова. В 1893 г. он передал  собрание

своих картин в  дар Москве.

В следующем, 1894 году в Москве был организован Литературно-театральный

музей, основу которого составила обширная коллекция по истории русского и

западноевропейского театра А. А. Бахрушина (ныне Центральный  театральный

музей им. А. А. Бахрушина). Свое собрание русского прикладного искусства

передал в 1905 г. Историческому  музею П. И. Щукин. Оно составило  один из

отделов музея.

Во второй половине XIX в. при участии общественности в России было

организовано много  разнообразных по профилю музеев: исторических,

естественнонаучных, художественных, промышленных, сельско-хозяйствецных.

Впервые появились  краеведческие, мемориальные музеи. Общее число музеев в

стране выросло  до 80. Особенностью их стала общедоступность.

В 1872 г. в Москве по инициативе Общества любителей естествознания,

антропологии и  этнографии был организован Политехнический  музей, сыгравший

важную роль в культурно-просветительном движении пореформенного времени.

Коллекции одного из его разделов послужили основой для создания

Исторического музея (открыт в 1883 г.).

Общедоступность многих музеев, развитие выставочного дела свидетельствовали

о демократизации культуры. Так, выставки художников-передвижников, первая из

которых была организована в 1871 г., стали впервые знакомить  с русской

живописью не только столичную, но и провинциальную публику. Выставка

открылась в залах  Академии художеств, затем демонстрировалась в Москве,

Киеве, Харькове. В  общей сложности ее посетили около 30 тыс. человек. В

середине 80-х годов  выставки передвижников происходили  в 14 городах России.

Оценивая в целом  состояние просвещения в России, следует подчеркнуть, что в

первые пореформенные  десятилетия были достигнуты значительные успехи в

распространении общеобразовательных и технических знаний, расширении круга

читателей, изменении его облика. «В 60-х годах, писал Н. В. Шелгунов,— точно

чудом каким-то создался внезапно совсем новый, небывалый читатель с

общественными чувствами, мыслями и интересами, желавший думать об

общественных делах».

    

2.2 Общественно-политическая  мысль 

Основные вопросы общественно-политической мысли - крестьянский и судьбы

самодержавия в  России — в пореформенное время в условиях проведения

буржуазных реформ все более приобретали характер практически необходимых,

злободневных проблем. Крепостное право было отменено, могущество монархии

было поколеблено  самим ходом реальной жизни. В  общественном сознании

сформировалась  демократическая программа обновления России, выразителями

которой в этот период выступали прежде всего революционеры-разночинцы.

В целом 60 —70-е  годы были отмечены серьезными сдвигами в идейной жизни

общества. Для этого  времени характерны преобладание демократических идей в

общественном сознании, убежденность в необходимости преобразований, борьба

за поиски путей  их осуществления в интересах широких масс народа, известное

отступление самодержавия от своих охранительно-крепостнических  принципов. Все

это создавало  соответствующую идейно-нравственную атмосферу для развития

художественной  культуры.

    

2.3 Художественная культура 

В пореформенную  эпоху в России были созданы замечательные произведения

Информация о работе Культура России второй половины 19 века