Культура России второй половины 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:40, реферат

Описание

Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В современном
обществоведении существует множество разноречивых ее толкований. Но как бы
мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование
— умственное и нравственное (В. И. Даль). Трудно найти такую сферу
общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В
понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая
основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его
творческих усилий. Но в культуре человек не только действующее, но и

Содержание

Содержание
Введение. 2
1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века. 4
2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов. 6
2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения 6
2.2 Общественно-политическая мысль. 12
2.3 Художественная культура. 12
Заключение. 19
Список использованной литературы: 20

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

В. В. Стасов, —  а выражение современной потребности, всеобщей, неудержимой

потребности в  выражении искусством всех сторон жизни».

С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов отразило творчество В. Г. Перова

(1833—1882) (картины «Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы покойника»,

«Тройка» и др.).

Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву  для возникновения

«Товарищества передвижных  художественных выставок» (1871). Мысль  о его

организации возникла в 1865 г., когда по инициативе Крамского в Нижнем

Новгороде была представлена выставка картин «Артели художников», имевшая

успех.

Передвижничество  — ведущее направление в национальном искусстве второй

половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положения революционно-

демократической эстетики определили программность  творчества передвижников:

гражданственность, сознание общественных и психологических  проблем своего

времени, интерес  к облику современника.

Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая

живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно-

важные моменты. Большое место они уделяли  крестьянской теме, впервые на их

полотнах были запечатлены образы прогрессивной  интеллигенции, рабочих [Н. А.

Ярошенко (1846—1898) — «Курсистка», «Студент», «Кочегар»].

Излюбленной темой  ряда передвижников была родная природа. Художники сумели

раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту полей и

перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т. п. В их работах

есть и романтическая  одухотворенность, и философское  осмысление бытия (Ф. А.

Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан). Картина А. К. Саврасова  «Грачи

прилетели», показанная на первой выставке передвижников (1871), была признана

современниками образцом пейзажной живописи, в которой великолепно передано

настроение наступающей  весны, обновления природы.

Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий

психологический реализм и идейность. Их картины  передавали социальный портрет

эпохи, который  «...представлял лиц, дорогих нации, веривших в ее лучшее

будущее и боровшихся за эту идею» (И. Е. Репин).

Замечательную страницу русского искусства составило творчество И. Е. Репина

(1844-1930), художника  огромного таланта, глубокой жизненной правды и

поразительной разносторонности. Мировоззрение И. Е. Репина складывалось в

эпоху общественного  подъема и распространения буржуазного  демократизма. Эти

идеи питали его  искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросы

современной жизни. Новое, не известное искусству 60-х годов отношение г

народу показал  Репин в картине «Бурлаки на Волге» (1873). Обличая

эксплуатацию народа, художник в то же время утверждал  скрытую в нем силу,

зреющий протест. Репин видит в бурлаках могучие, самобытные черты и

характеры. Успешно  работая в области портретного  жанра, он создал серию

блистательных образов  — людей своей эпохи. Вершиной мастерства Репина

является портрет  М. П. Мусоргского (1881).

Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике,

причем в их полотнах преобладала национальная тема. Они использовали в

качестве сюжетов  реальные события, стремились передать эпоху, характер

исторических персонажей. Передвижникам свойственно было изображение

переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовали исторические

сюжеты, показывая  отечественную историю через  психологическую драму

отдельной, как  правило, выдающейся личности (Н. Н. Ге. «Петр I допрашивает

царевича Алексея», 1871; И. Е. Репин. «Иван Грозный и  сын его Иван», 1885).

Основные достижения исторической живописи этого времени связаны с

творчеством В. И. Сурикова (1848 — 1916). Его интересовали периоды больших

социально-политических и духовных конфликтов, проявления народной борьбы

против официальной  государственности и церковности. Он сказал новое слово в

исторической живописи, показав народ как движущую силу истории («Утро

стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887; и др.). Суриковская

трактовка исторических тем была следствием новых представлений  об

историческом процессе и месте в нем народных масс, которые отличали

общественную мысль  и литературу эпохи разночинца.

Близок к передвижникам  по своим эстетическим воззрениям М. М. Антокольский (1843

— 1902), сыгравший  большую роль в развитии русской  реалистической

скульптуры. Он создал серию исторических произведений («Иван Грозный», «Петр

I», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый» и др.). А. М.  Опекушин (1838 —1923) —

один из представителей монументальной скульптуры - был автором  памятника А. С.

Пушкину в Москве. Открытие памятника великому русскому поэту, созданного на

добровольные пожертвования, состоялось в июне 1880 г. и стало событием

огромного культурного  значения.

    

Заключение 

В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного  значения. Они

составили культурное наследие страны. Культурное наследие является важнейшей

формой, в которой  выражается преемственность в историческом развитии

общества. Даже в  условиях социалистической революции, решительно отрицающей

многие общественно-исторические институты старого общества, создание

качественно новой  культуры невозможно без творческого  освоения культурного

наследия, без бережного  отношения к культуре прошлых  эпох, без сохранения тех

богатств, которые  были созданы в различных областях культуры. Сегодня мы

особенно ясно осознаем это.

    

Список  использованной литературы: 

1.             Зезина М. Р.  Кошман Л. В.  Шульгин В. С.  История русской

культуры. – М., 1990

2.             Милюков П. Н. Очерки по истории  русской культуры. – М., 1993

3.             Сапронов П. А. Культурология ( лекции по курсу культурологии ) .

    

Информация о работе Культура России второй половины 19 века