Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:40, реферат
Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В современном
обществоведении существует множество разноречивых ее толкований. Но как бы
мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование
— умственное и нравственное (В. И. Даль). Трудно найти такую сферу
общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В
понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая
основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его
творческих усилий. Но в культуре человек не только действующее, но и
Содержание
Введение. 2
1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века. 4
2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов. 6
2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения 6
2.2 Общественно-политическая мысль. 12
2.3 Художественная культура. 12
Заключение. 19
Список использованной литературы: 20
В. В. Стасов, —
а выражение современной
потребности в выражении искусством всех сторон жизни».
С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов отразило творчество В. Г. Перова
(1833—1882) (картины «Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы покойника»,
«Тройка» и др.).
Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву для возникновения
«Товарищества передвижных художественных выставок» (1871). Мысль о его
организации возникла в 1865 г., когда по инициативе Крамского в Нижнем
Новгороде была представлена выставка картин «Артели художников», имевшая
успех.
Передвижничество
— ведущее направление в
половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положения революционно-
демократической эстетики определили программность творчества передвижников:
гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего
времени, интерес к облику современника.
Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая
живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно-
важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их
полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих [Н. А.
Ярошенко (1846—1898) — «Курсистка», «Студент», «Кочегар»].
Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа. Художники сумели
раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту полей и
перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т. п. В их работах
есть и романтическая одухотворенность, и философское осмысление бытия (Ф. А.
Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан). Картина А. К. Саврасова «Грачи
прилетели», показанная на первой выставке передвижников (1871), была признана
современниками образцом пейзажной живописи, в которой великолепно передано
настроение наступающей весны, обновления природы.
Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий
психологический реализм и идейность. Их картины передавали социальный портрет
эпохи, который «...представлял лиц, дорогих нации, веривших в ее лучшее
будущее и боровшихся за эту идею» (И. Е. Репин).
Замечательную страницу русского искусства составило творчество И. Е. Репина
(1844-1930), художника огромного таланта, глубокой жизненной правды и
поразительной разносторонности. Мировоззрение И. Е. Репина складывалось в
эпоху общественного
подъема и распространения
идеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросы
современной жизни. Новое, не известное искусству 60-х годов отношение г
народу показал Репин в картине «Бурлаки на Волге» (1873). Обличая
эксплуатацию народа, художник в то же время утверждал скрытую в нем силу,
зреющий протест. Репин видит в бурлаках могучие, самобытные черты и
характеры. Успешно работая в области портретного жанра, он создал серию
блистательных образов — людей своей эпохи. Вершиной мастерства Репина
является портрет М. П. Мусоргского (1881).
Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике,
причем в их полотнах преобладала национальная тема. Они использовали в
качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер
исторических персонажей. Передвижникам свойственно было изображение
переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовали исторические
сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую драму
отдельной, как правило, выдающейся личности (Н. Н. Ге. «Петр I допрашивает
царевича Алексея», 1871; И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван», 1885).
Основные достижения исторической живописи этого времени связаны с
творчеством В. И. Сурикова (1848 — 1916). Его интересовали периоды больших
социально-политических и духовных конфликтов, проявления народной борьбы
против официальной
государственности и
исторической живописи, показав народ как движущую силу истории («Утро
стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887; и др.). Суриковская
трактовка исторических тем была следствием новых представлений об
историческом процессе и месте в нем народных масс, которые отличали
общественную мысль и литературу эпохи разночинца.
Близок к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М. М. Антокольский (1843
— 1902), сыгравший большую роль в развитии русской реалистической
скульптуры. Он создал серию исторических произведений («Иван Грозный», «Петр
I», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый» и др.). А. М. Опекушин (1838 —1923) —
один из представителей монументальной скульптуры - был автором памятника А. С.
Пушкину в Москве. Открытие памятника великому русскому поэту, созданного на
добровольные пожертвования, состоялось в июне 1880 г. и стало событием
огромного культурного значения.
Заключение
В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Они
составили культурное наследие страны. Культурное наследие является важнейшей
формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии
общества. Даже в условиях социалистической революции, решительно отрицающей
многие общественно-
качественно новой культуры невозможно без творческого освоения культурного
наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех
богатств, которые были созданы в различных областях культуры. Сегодня мы
особенно ясно осознаем это.
Список
использованной литературы:
1. Зезина М. Р. Кошман Л. В. Шульгин В. С. История русской
культуры. – М., 1990
2.
Милюков П. Н. Очерки по
3. Сапронов П. А. Культурология ( лекции по курсу культурологии ) .