Лирическое отступление как внесюжетный элемент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:09, реферат

Описание

Мой реферат называется «Роль лирических отступлений в русской литературе», я выбрал эту тему, потому что высказывания автора хотя и являются внесюжетным элементом, но очень важны для понимания идеи произведения.
Лирические отступления позволяют, обратится к читателям со страниц повести
или романа непосредственно, а не от лица кого-либо из действующих
персонажей. При помощи авторских отступлений писатели и поэты как бы
приоткрывают завесу над своими мыслями и чувствами, заставляя нас
задуматься о таких непереходящих ценностях, как любовь к родине, к людям,
уважение, доброта, смелость и самопожертвование.

Работа состоит из  1 файл

I.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

I. Лирическое отступление  как внесюжетный  элемент.

    Мой  реферат называется «Роль лирических отступлений в русской литературе», я выбрал  эту тему,  потому  что высказывания  автора   хотя   и   являются внесюжетным элементом, но  очень  важны  для  понимания  идеи  произведения.

Лирические отступления  позволяют, обратится к читателям  со  страниц  повести

или  романа  непосредственно,  а  не  от  лица  кого-либо   из   действующих

персонажей. При  помощи  авторских  отступлений  писатели  и  поэты  как  бы

приоткрывают  завесу  над  своими  мыслями  и   чувствами,   заставляя   нас

задуматься о  таких непереходящих ценностях, как любовь к  родине,  к  людям,

уважение, доброта, смелость и самопожертвование.

    Лирическое  отступление – это высказывания  автором  чувств  и  мыслей  в

связи  с  изображением  в  произведении.  Например,  в  конце  первого  тома

«Мертвых душ»  Н.В.  Гоголь,  упомянув,  что  Чичиков  любил  быструю  езду,

прерывает повествование, приостанавливает развертывание  сюжета  и  начинает

высказывать   свои   мысли   о   России,   которую   представляет   в   виде

быстронесущейся  тройки.  Это  отступление  заставляет  читателя   по-новому

взглянуть на роман, глубже вникнуть в идейный замысел  автора.  Вторгаясь   в

произведение,  писатель  нарушает  единство  образной   картины,   замедляет

развитие  действия,  но  лирическое  отступление    естественно   входит   в

произведение, так  как возникают по поводу изображаемого  в  нем,  проникнуты

тем же чувством, что  и художественные образы. Содержание их определено  теми

же взглядами  автора, что и художественное изображение.

    Лирические  отступления широко распространены  в литературе, в том  числе

и современной. Они  имеют значение нисколько не меньшее, чем  основной  текст

произведения.

    Лирические  отступления  могут   занимать   очень   большое   место   в

произведении. Таковы отступления в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина (только  в

главе I – отступления  о театре, о юности, о творчестве,  о  плане  романа  и

другие). Эти разнообразнейшие по темам и богатые по  содержанию  отступления

способствуют  широте  охвата  действительности,  делая  пушкинский  роман  в

стихах, по словам Белинского, подлинной «энциклопедией русской жизни».

    Лирические  отступления  начинают  играть  ведущую  роль, и   основное

внимание  читателя  устремляется  на  чувства  и  мысли  великого  поэта.  В

противоположность жизни «лирического  человека»  в  отступлениях  постепенно

вырисовывается  полнота жизни человека – творца. Точно так же и в поэме  «Дон

Жуан»  Дж. Байрона,  именно  в   лирических   отступлениях   развертывается

важнейшая для  произведения тема необходимости борьбы за свободу  с  тиранией

и угнетением.

    Глубоким  философским, публицистичным содержанием   наполнены  лирические

отступления в  поэмах А.Т. Твардовского, О.Ф.  Берггальц,  Е.А.  Евтушенко  и

других поэтов XX века. В некоторых  случаях  сами  литературные  отступления

составляют целую  поэму («Поэма  без  героя»  А.А  Ахматовой,  40  лирических

отступлений из поэмы  «Треугольная груша» А.А Вознесенского).

    Лирические  отступления   дают   автору   возможность   непосредственно

обращаться с  читателем. Их  взволнованность,  задумчивость  обладают  особой

силой убеждения. При этом лиричность отступлений  не означает,  что  писатели

замыкается в  мире исключительно собственного «я», они передают   важные  для

всех мысли,  чувства, настроения. Общезначимое содержание выражается  в  них

обычно от лица рассказчика   или лирического  героя, воплощающего  типическую

позицию  современника,  его  взгляды  и   чувства.   Достаточно   вспомнить

отступления в  «Евгении Онегине», чтобы убедится,  что  тематика  их  гораздо

шире интимно-личных,  любовных  переживаний.  Лирические  отступления  часто

публицистичны, выражают  активную  гражданскую  позицию  автора,  связь его

творчества с  современной общественно-политической жизнью. 
 
 

    II. Виды лирических  отступлений, рассмотренные  на примере романа  А.С

                          Пушкина «Евгений  Онегин».

    Лирические  отступления можно разделить  на несколько групп:

    Авторские  отступления. (Воспоминания о юношеской   любви в первой главе,

соседствующие с  шутливо-ироническим рассуждением о «ножках». Воспоминания  о

московской «красавице»  в 7 главе (собирательный образ). Отсылки  к  биографии

в начале и конце 8 главы. Отступления о переоценке  романтических  ценностей

в «Отрывках из путешествия Онегина»).

    Критико-публицистические   отступления   (разговор   с   читателем    о

литературных примерах, стилях, жанрах).  Поэт  комментирует  свой  роман  по

ходу его написания и как бы делится с  читателем  соображениями,  как  лучше

писать его. Общая  смысловая доминанта этих отступлений   -  мысль  о  поиске

нового стиля, новой  манеры  письма,  предлагающей  большую  объективность  и

конкретность изображения  жизни (позднее это стало называться реализмом).

    Разговоры  на житейские темы («роман требует   болтовни»).  Речь  идет  о

любви, семье, браке, о современных  вкусах и модах, о дружбе, образовании  и

т.д. Здесь поэт  может  выступать  в  самых  разных  обличиях (литературных

масках): мы видим  то  убежденного  эпикурейца  (насмехающегося  над  скукой

жизни), то байронического героя, разочаровавшегося в жизни, то бытописателя-

фельетониста, то мирного помещика, привыкшего жить в деревне.

    Образ   лирического  (как  и  всегда  у  Пушкина),  с   одной   стороны,

калейдоскопичен  и изменчив, с другой – остается  целостным  и  гармонически

законченным. Пейзажные  отступления также  входят в число  лирических.  Обычно

природа  изображается  сквозь  призму  лирического  восприятия  поэта,   его

внутреннего мира, настроения. В то  же   время  некоторые  пейзажи  показаны

глазами героев («В окно увидела Татьяна…»).

    Отступления  на гражданскую тему – о  героической Москве 1812 года.

    Некоторые   отступления  –  «смешенного»  типа  (включают   в   себя   и

автобиографический, и  критико-публицистический,  и  житейско-афористический

элементы. 
 
 

   1. Роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

    Специалисты  насчитывают в романе Пушкина  «Евгений Онегин» двадцать семь

лирических  отступлений  и   пятьдесят   разнотипных   лирических   вставок.

Некоторые из них  занимают всего лишь одну строчку.  Враги  его,  друзья  его

(это может быть, одно  и  тоже).  Его  чистили   так  и  сяк.  Другие  весьма

обширны, а  если  их  соединить,  то  они  по  своему  объему  образуют  две

самостоятельные главы.

    «Я теперь  пишу не роман, а роман в  стихах – дьявольская разница» -  так

сообщал А.С. Пушкин о начале работы  над  «Евгением  Онегиным»,  подчеркивая

его нетрадиционность. Поэтическая речь предполагает  определенную  авторскую

свободу, именно поэтому  в восьмой главе автор называет свой роман  в  стихах

«свободным».

    Свобода  пушкинского произведения  –   это  прежде  всего  непринужденная

беседа автора с читателями, выражение авторского «я». Такая свободная  форма

повествования   позволила   Пушкину    воссоздать    историческую    картину

современного  ему  общества,  говоря  словами  В.Г.   Белинского,   написать

«энциклопедию русской  жизни».

    Голос  автора звучит в многочисленных лирических  отступлениях,  которые

определяют движение повествования  в различных направлениях.

    Одной  из  важнейших  тем  авторских   отступлений  в  «Евгении  Онегине»

является изображение  природы. На протяжении  всего  романа  перед читателем

проходит и зима с веселыми играми ребятишек и  катанием по «опрятней  модного

паркета» льду, и весна – «пора любви». Пушкин рисует тихое «северное»  лето,

«карикатуру южных  зим», и несомненно, он не оставляет  без  внимания  любимую

осень.

    Пейзаж  существует в романе наряду  с персонажами, что  дает  возможность

автору  характеризовать  их  внутренний  мир  через  отношения  к   природе.

Подчеркивая духовную близость Татьяны с  природой,  автор  высоко  оценивает

нравственные качества героини. Порой пейзаж предстает читателю таким,  каким

его видит Татьяна: «…она любила на балконе предупреждать  зари  восход»,  «…в

окно увидела  Татьяна поутру побелевший двор».

    В «Евгении  Онегине» есть и другой ряд  авторских отступлений – экскурс  в

Русскую историю. Знаменитые строки  о  Москве  и  отечественной  войне  1812

года, отпечаток  которой лег  на  пушкинскую  эпоху,  расширяют  исторические

рамки романа.

    Нельзя  не отметить авторские  описания  быта  и  нравов  общества  того

времени.  Читатель  узнает  о  том,  как  воспитывалась  и  проводила  время

светская молодежь, перед ним  даже  открываются  альбомы  уездных  барышень.

Мнение автора о балах, моде, привлекает внимание остротой наблюдения.

    Какие  блистательные строки посвящены  театру. Драматурги,  актеры  …  Мы

словно сами попадаем в этот «волшебный край»,  где  блистал  Фонвизин,

друг

свободы, и переменчивый Княжнине, «видим летящую,  как  пух  от  уст  Эола»,

Истомину.

    Некоторые    лирические    отступления    в    романе    носят    прямо

автобиографический  характер. Это дает нам право говорить о том, что роман  –

история личности самого поэта, личности творческой, мыслящей,  неординарной.

Пушкин - и создатель  романа, и его герой.

    «Евгений  Онегин» писался Александром  Сергеевичем на протяжении семи лет

в  разные  времена,  при  разных  обстоятельствах.  В  поэтических   строках

описывают воспоминания поэта о днях, «когда в  садах  Лицея»  к  нему  стала

«являться Муза», о вынужденном изгнании («придет  ли  час  моей  свободы?»).

Заканчивает поэт свое творение печальными  и  светлыми  словами  о  прожитых

днях и ушедших  друзьях: «Иных уж нет, а те далече…»

    Словно  с  близкими  людьми  делится   Пушкин   с   нами,   читателями,

Информация о работе Лирическое отступление как внесюжетный элемент