Литературная и публицистическая деятельность Поупа, Аддиссона и Стила

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:05, реферат

Описание

Отличие Аддисона от других литераторов начала XVIII века состояло в том, что он принадлежал к элите английского общества не только по дарованию, но и по рождению и воспитанию. Его отец Ланселот Аддисон — настоятель соборов в Личфильде и Ковентри. В школе Аддисон близко сошёлся со сверстником, Ричардом Стилом, который станет его соавтором на протяжении большей части жизни.

Работа состоит из  1 файл

Билет № 20_литературная и публицистическая деятельность Поупа, Аддиссона и Стила.docx

— 18.25 Кб (Скачать документ)

Отличие Аддисона от других литераторов начала XVIII века состояло в том, что он принадлежал  к элите английского общества не только по дарованию, но и по рождению и воспитанию. Его отец Ланселот Аддисон — настоятель соборов в Личфильде и Ковентри. В школе Аддисон близко сошёлся со сверстником, Ричардом Стилом, который станет его соавтором на протяжении большей части жизни.

Во время пребывания Аддисона в Ирландии его товарищ  Стил стал трижды в неделю выпускать сатирико-нравоучительный журнал «Tatler» («Болтун»), призванный представлять лондонской публике наглядные примеры джентельменского поведения и хорошего вкуса. Аддисон время от времени пересылал Стилу для публикации собственные материалы, а после возвращения в Лондон зимой 1709 г. взял на себя бремя сочинения всех публиковавшихся в «Татлере» статей.

Издание журнала  продолжалось до конца 1710 года. После  поражения вигов на выборах Аддисон  распределял своё время между  парламентской деятельностью и  общением с завсегдатаями клуба  «Кит-кэт», среди которых ему в этот период был особенно близок Джонатан Свифт (впоследствии он перешёл в стан тори). Успех «Татлера» вдохновил Стила и Аддисона на издание нового журнала в том же духе. На этот раз инициатива принадлежала Аддисону, который видел задачу издания в том, чтобы «вывести Просвещённость из чуланов и библиотек, школ и университетов и поселить её в клобах и ассамблеях, в кофейнях и за чайными столиками».[1]

Этот модный журнал, выходивший под названием  «Spectator» («Наблюдатель», «Зритель») практически ежедневно с марта 1711 по декабрь 1712 г., представлял читателям не только политические новости, литературные новинки, обзоры последних веяний в мире моды, но и серьёзные критические разборы. Издатели стремились не столько потакать вкусам публики, сколько возвышать их уровень. Перед читателями «Наблюдателя» проходили галереи модных чудаков, сопровождаемые забавными карикатурами. Особенным успехом пользовались еженедельные эссе Аддисона о мильтоновском «Потерянном рае» — произведении, в то время почти забытом.

Ежедневно по Лондону  расходилось до 3000 экземпляров «Наблюдателя», что по тем временам было рекордом, а после закрытия журнала его 555 номеров были переизданы в семи книжках. В 1714 г. Аддисон при содействии двух помощников сочинил и издал ещё 80 номеров «Наблюдателя». На протяжении всего XVIII века издание Аддисона и Стила оставалось образцом общественно-публицистического журнала — ему подражали во Франции, России и других уголках Европы. 
 
 

Сэр Ричард Стил (англ. Sir Richard Steele; крещён 12 марта 1672 1 сентября 1729) — ирландский писатель, журналист, политик. Один из родоначальников просветительской литературы в Англии.

Ещё в школьные годы познакомился с Дж. Аддисоном, с которым его впоследствии связывала глубокая дружба и теснейшее литературное сотрудничество. Создал ряд поэтических и драматических произведений, но его слава и литературное значение зиждутся на необычайно плодовитой — и плодотворной — журнальной деятельности. Наибольший успех из изданий Стила имел «Зритель» (The Spectator, первый номер — 1 марта 1711, последний — 6 декабря 1712, всего вышло 555 номеров, печатавшихся ежедневно). Стил является создателем газетного эссе (англ. essay), из которого впоследствии выросли передовая и фельетон. Политические «эссе» Стила служили пропаганде и защите взглядов партии вигов.

Из эссе, созданных  Стилом и Аддисоном, большое литературное значение имели так называемые портреты и характеристики. Непосредственное влияние на их творчество оказал Лабрюйер с его «Характерами и нравами нашего века». Таким портретом почти всегда была вымышленная фигура издателя той или иной газеты. Следуя примеру «Биккерстафа» Свифта, Стил и Аддисон создавали для каждой своей газеты образ вымышленного её издателя, наделённого биографией и характеристикой, сказывавшимися на программе газеты в целом и на стиле отдельных эссе в частности.

Помимо этого  Стил и Аддисон создали ряд других образов, объединённых в своеобразный клуб. «Действующие лица» газетных эссе связаны между собой общим планом рассказа и интересуют читателя не только своими характерами, но и своими судьбами, о которых повествуется в отдельных номерах, по мере выхода газеты. Из образов, созданных Стилом и Аддисоном, классической стала фигура несколько старомодного, чудаковатого сельского дворянина, сэра Роджера де Коверли (Sir Roger de Coverley). Наряду с этими портретами (Сэр Эндрю Фрипорт, Капитан Сэнтри, Вил Хаником, студент и священник — в «Зрителе», Нестор Железнобокий и семейство леди Лизард — в «Опекуне» и др.)

Эссе Стила  и Аддисона замечательны ещё тем, что в них содержится множество  реалистических описаний культурной и  бытовой жизни эпохи. Всем этим Стил и Аддисон прокладывали дорогу реалистическому семейно-бытовому и нравоучительному роману XVIII в. (Свифту, Филдингу, Ричардсону и др.). 
 
 

В первой трети XVIII века развивались своеобразные жанры - это публицистические и философские  трактаты, памфлеты, эссе; это трагедии, комедии, поэмы и романы. Среди этого обилия особого внимания заслуживают эссе Аддисона и Стила, характерных фигур английской журналистики (некоторые из их очерков помещены в хрестоматии и в книге "Англия в памфлете". М., 1987). Отечественные ученые часто подчеркивают нравоучительный характер их эссеистики, причисляют писателей к просветительскому классицизму.

Познакомившись  с тематикой, тональностью и стилем большинства эссе, публиковавшихся  в "Болтуне", «Зрителе" (стоит  обратить внимание и на поэтику заглавий этих журналов), можно согласиться  с теми зарубежными исследователями, которые видят в эссе Аддисона и Стила пример английского рококо. Интерес к частным аспектам жизни, к "семейной" тематике, добродушно-ироническая  интонация повествования, изящество  миниатюрных зарисовок действительно  вносят в эти произведения колорит  прозы рококо. Однако в других, более  традиционных жанрах - поэмах, трагедиях (Аддисон), комедиях (Стил) - писатели одновременно отдают дань эстетики классицизма.

Весьма значительно  в литературном процессе первой трети  века творчество "первого правильного  поэта" А. Поупа. Желательно познакомиться  с его произведениями не по хрестоматии, а непосредственно (см. рекомендованное издание в списке литературы). Интересно сопоставить теоретические положения "Опыта о критике" с "Поэтическим искусством" Буало, что поможет увидеть своеобразие английского классицизма XVIII века. Необходимо иметь представление и о сатирической поэме Поупа "Дунсиада". В этом существенную помощь окажет труд Т.Н. Васильевой "Александр Поуп и его политические сатиры (поэмы 20-40-х гг. XVIII в.)", в котором исследованы просветительские убеждения А. Поупа и стремление утвердить их в своем поэтическом творчестве. Желательно знать и об ироикомической поэме А. Поупа "Похищение локона", в которой "правильный" поэт отдал дань "прихотливо-капризной" поэтике рококо.

Однако ведущее  место в литературе этого периода  занимают такие известные писатели, как Дефо и Свифт. Не следует обольщаться  тем, что с главными романами этих авторов - "Робинзон Крузо" и "Путешествие  Гулливера" - большинство знакомо  с детства. Необходимо вернуться  вновь к этим произведениям, чтобы  почувствовать их просветительскую проблемность, освоить творчество писателей в контексте напряженной литературно-публицистической жизни их эпохи.  
 

Информация о работе Литературная и публицистическая деятельность Поупа, Аддиссона и Стила